Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество «Платить полную стоимость сейчас абсолютно не за что».

«Платить полную стоимость сейчас абсолютно не за что».

Студенты Петербурга хотят скидку на обучение

47 635

Вузы Петербурга перешли на онлайн-обучение, а цены оставили прежними. Студенты видят разницу и хотят финансового возмездия.

Если преподаватель не смог перестроиться на онлайн-формат, то студент вместо лекции за партой получает список литературы для самостоятельного чтения. Образовательная услуга в этом случае должна стоить меньше, считают её молодые потребители. Вузы причин для финансовых уступок не видят, ведь формально обучение идёт.

Большинство российских вузов находятся на дистанционном обучении с середины марта. Студенты уже успели испытать на себе особенности учебного процесса в режиме самоизоляции: биологам пришлось в домашнем холодильнике приютить перепела в формалине, а кому-то полноценно заниматься помешала теснота комнаты в общежитии.

Студент факультета психологии СПбГУ Александр (имя изменено) рассказал «Фонтанке», что, на его взгляд, достойно преподаются только две дисциплины: общая психология и английский язык. «Нейрофизиология. Лекторка старалась, скидывала презентации, даже озвучивала их и присылала видеофайлы. Семинары — видеоролики по 40 минут на каждую тему. По сути занятия не велись. За старания лекторки и поддержание постоянного контакта — 0,5 балла», — оценил студент педагога.

Александр назвал «личной болью» отказ преподавателя по психогенетике переходить на онлайн-формат. По его словам, педагог «потрясающий», но от дистанционного режима отказался, потому что «ему неудобно». Из ситуации вышли с помощью рекомендации «почитайте учебник». «Я учусь на договорной основе. Мнение моей группы (как платников, так и бюджетников): платить полную стоимость сейчас абсолютно не за что. Образовательный процесс на добрую половину скатился в штудирование учебников 24/7. С таким же успехом мы все могли учиться на заочке», — говорит он.

О вынужденной самостоятельности рассказывает и студент ИТМО Дмитрий. По его словам, лекции отменены, а учащиеся переведены на самообучение. «Не то чтобы это прям так плохо — у нас в вузе в принципе на него упор. Просто организовано оно плохо. Были десятки программ больших образовательных порталов с бесплатным доступом к обучающим курсам. Главная из них была Coursera, которая для университетов открыла курсы до лета. Но наш вуз решил не напрягаться по этому поводу, и поэтому, как и всегда, спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Ищите материалы сами, учитесь сами, главное, чтобы в определённые даты были сданы данные вам задания. В общем, как и всегда, только лекции убрали», — отмечает он.

Студентка Первого медицинского университета имени Павлова Юлия отмечает удобство и продуктивность дистанционного образования, но соглашается с тем, что живой контакт с преподавателем на семинарах ничем не заменить: «Практическая часть именно по работе с пациентами выпала полностью, что печально. Например, на цикле неврологии больных мы видели только на видео. Скорее всего, это были старые записи неврологического осмотра, но хоть что-то».

Евгения учится в Консерватории Римского-Корсакова по специальности «Искусство оперного пения». Занятия вокалом сейчас у неё проходят по видеотрансляции. Своих соседей она называет «очень благодарной публикой» и замечает, что пока ни одной жалобы не было. «Не могу сказать, что такой формат искажает звук. Ошибки всегда слышны. Всегда слышно, как человек исполняет то или иное произведение», — отмечает она.

«Многим нашим преподавателям за 70, и у некоторых нет навыков работы с компьютером (как и самого компьютера). Это в некоторой мере тормозит обучение, — рассказывает другая студентка консерватории, Елена. — На данный момент спасает только то, что определенные советы и заготовки для научных работ были сделаны ещё до начала карантина». Елена отмечает, что администрация консерватории идёт студентам навстречу, педагоги не требуют невозможного, а в общежитие даже привезли орган.

Студент экономического факультета СПбГУ Степан на время коронавирусных ограничений решил вернуться в родной Хабаровск, и сейчас его учёбу необходимо совмещать с разницей во времени. Он признаётся, что воспринимать информацию в дистанционном формате тяжелее, офлайн пары дисциплинируют, а на домашних уроках с кружкой чая «мозг отказывается впитывать новые знания». Также не хватает зрительного контакта с лектором и его живого участия. Группе Степана пришлось купить платную подписку приложения Zoom, чтобы не испытывать неудобств из-за ограниченных по времени сеансов связи и её качества.

«Я учусь на платной основе, и меня возмущает ситуация с оплатой обучения. Я задал вопрос в виртуальную приёмную СПбГУ по поводу перерасчета стоимости обучения из-за введения дистанционки, мне отказали, сославшись на Минобрнауки, — говорит Степан. — Якобы объем зачетных единиц не изменился, но ведь когда мы заключали договор, не было речи о том, что мы будем учиться онлайн, этого нет и в учебном плане, а значит, форм-фактор услуги изменился! Также университет наверняка сократил издержки, которые были заложены в стоимость обучения, за счет того, что мы не ходим на офлайн-занятия, а это снова значит, что можно пересчитать стоимость обучения или предоставить скидку на следующий семестр обучения, это было бы честно».

В пресс-службе Минобрнауки «Фонтанке» пояснили, что вузы вправе самостоятельно решать, предоставлять ли скидку. Глава ведомства Валерий Фальков уточнял, что вопрос об изменении стоимости «правомерно ставить только в том случае, если качество образовательных услуг было очевидным образом снижено».

Стоимость обучения рассчитывается в том числе с учётом государственных субсидий. На каждую специальность выделяются разные суммы, по федеральному закону плата за обучение не должна быть ниже размера субсидии. Сославшись на данный закон, в пресс-службе Консерватории Римского-Корсакова отметили, что скидки для студентов не запланированы.

«Этот вопрос обсуждался на вебинаре с участием главы Минобрнауки Валерия Фалькова. Позиция всего вузовского сообщества, она одинаковая, мы считаем, что оснований для снижения платы сегодня нет, потому что нагрузка на преподавателей возросла, переход на дистанционное обучение сказался финансово, потому что необходима соответствующая инфраструктура, обеспечивающая обучение», — комментирует ректор Ленинградского государственного университета имени Пушкина Станислав Еремеев.

В его вузе нашли «адекватные формы» преподавания для всех направлений, кроме двух: музыкальные дисциплины и физическая культура. Еремеев уточняет, что руководство университета проводило заседание со студенческим советом, где подробно рассказывало о переходе на онлайн, и требований о снижении платы там не поднималось. «Студенты вопросы так не ставят», — сказал он.

В Университете ИТМО отметили, что все образовательные программы в дистанционном формате реализуются в полном объеме, поэтому снижать плату за обучение не планируется. «Дистанционный формат реализации образовательных программ — это иная форма взаимодействия преподавателя и студента, более того, как раз очень привычная для поколения digital», — добавили в пресс-службе вуза. Ректор Владимир Васильев в беседе с корреспондентом «Фонтанки» заявил, что студенты оказались не готовы к дистанционному обучению «не с точки зрения технологий, а психологически». На вопрос о формальном подходе к преподаванию Васильев уточнил, что «есть некоторые моменты». «Единицы преподавателей так делают, но этих преподавателей не то что скоро, а первого сентября не будет», — прокомментировал он.

Перерасчёт не собираются делать и в СПбГУ. «Следует также отметить, что оказание образовательных услуг с применением дистанционных технологий связано с повышенными расходами на содержание сетевой инфраструктуры и заработную плату вспомогательного персонала. В целом общие объемы затрат в расчете на одного обучающегося по традиционной очной форме и с применением дистанционных технологий сопоставимы», — прокомментировали в пресс-службе вуза.

Об увеличении расходов не только на технические средства, но и на «срочную разработку онлайн-курсов», а также на санитайзеры и маски, заявил ректор Петербургского университета промышленных технологий и дизайна Алексей Демидов. По его словам, вузы готовы на финансовую поблажку в виде рассрочек и переноса оплаты обучения.

«Изначально ни в одном вузе не настроены на упрощение ситуации и работу спустя рукава. Наоборот, с настроениями преподавателей сталкиваемся, что даже те, кому сейчас можно было бы снизить нагрузку, особенно люди старше 65 лет, просятся и говорят, что мы не можем сидеть дома без дела. Это массовые настроения», — отметил он.

«Почему мы должны снижать цену из-за дистанционного формата? Вы знаете, что у нас нагрузка на преподавателей существенно увеличилась, а форма подачи материала стала даже более индивидуализированной, чем была до этого. Я считаю необходимым, но мы это не обсуждаем, что нужно повышать стоимость обучения, но никак не снижать», — прокомментировал ректор Технологического института Андрей Шевчик.

По его словам, за весь этот период пандемии ни одной жалобы в администрацию вуза на некачественное преподавание не поступало.

В петербургском Политехе не стали отдавать онлайн-обучение на откуп преподавателям, весь процесс организовали через «единую точку входа». Запись лекций, консультации, промежуточная и итоговая аттестации в устной форме проводятся в формате вебинара в специально создаваемых на порталах Политеха вебинарных комнатах. Переписка ведётся через корпоративную почту университета, информация для студентов доводится через личные кабинеты.

«Не буду скрывать, что организовать весь образовательный процесс через единую точку входа гораздо сложнее, чем дать возможность преподавателям и студентам использовать сервисы на их выбор, но надо понимать, что это ведет к полной бесконтрольности, особенно в крупных университетах», — рассказала проректор по образовательной деятельности СПбПУ Елена Разинкина.

В дистанционный формат в Политехе не смогли перенести отдельные лабораторные работы на инженерных специальностях. Их перенесли на следующий семестр. В университете решили не увеличивать стоимость обучения на 2020/2021, она останется на уровне этого года. «С учетом индивидуальных ситуаций каждого обучающегося мы расширим поддержку за счет предоставления рассрочек и отсрочек платежей, особенно тех студентов, которые демонстрируют отличные успехи в учебе, — отмечает Елена Разинкина. — Для тех, кто в этом году будет поступать в Политех, было принято решение стоимость обучения оставить на уровне минимально возможной, т. е. на уровне установленной бюджетной стоимости по соответствующему направлению подготовки. Ниже этой планки университет опустить не может, поскольку это является нарушением федерального законодательства».

Лена Ваганова, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
47
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях