Из хлопка, неопрена, с принтом и дизайном, — где найти маски на карте «Покупай у своих».
К обязательному масочному режиму, который c 12 мая вводится в Петербурге, активно готовятся производители спецодежды, создатели аксессуаров и вышивальщицы. Предприятия уже выпускают тысячи масок в день, а в числе тех, кто перешел на новый товар первой необходимости, оказалась даже шоколадная фабрика.
О том, что петербуржцам пора в срочном порядке озадачиться приобретением масок и перчаток, стало понятно из заявления вице-губернатора Евгения Елина. 7 мая в эфире телеканала «Санкт-Петербург» он сообщил, что необходимость пользоваться средствами индивидуальной защиты в скором времени будет носить не рекомендательный, а обязательный характер.
Карта «Покупай у своих» собрала десятки организаций, которые с начала весны успели наладить производство масок. Среди них — крупные предприятия, где работают полсотни сотрудников, совсем небольшие локальные мастерские и даже те, кто никогда не имел дело с текстилем. Пока одни выпускают большие объемы доступных масок из хлопка, другие создают их льняные аналоги с эксклюзивным дизайном.
Перестроиться под новые потребности горожан было непросто даже швейным предприятиям. Например, одна компания шила маски еще задолго до начала пандемии, хотя специализировалась на производстве спецодежды для поваров — многоразовые маски различного дизайна были представлены в ассортименте интернет-магазина в разделе «аксессуары». После объявления нерабочих дней предприятие приостановилось на неделю.
«Потом выяснилось, что маски востребованы, и мы стали разрабатывать для них новый дизайн. Чтобы, как в Китае, вылетало по маске в минуту, всех наших сотрудников, которые привыкли шить скрупулезно, пришлось заставлять быстро производить дешевый продукт», — признается гендиректор компании Александр Плющев. Теперь 50 сотрудников предприятия ежедневно шьют по 5 тысяч масок. В качестве материала используют как хлопок, так и ткань, из которой до этого делали профессиональные поварские куртки. Для создания более эластичных масок за основу берут ткань из хлопка, полиэстера и эластана.
С проблемой перехода на новые принципы работы столкнулись и в другой компании — это небольшое предприятие занималось не производством одежды, а вышивкой по готовым материалам. «Мы привыкли вышивать бисером, использовать красивые ленты, где-то добавлять золото», — перечисляет руководитель и владелец фирмы Татьяна Соколовская.
Если в начале пандемии компания шила только обычные хлопковые маски, то теперь в ее ассортименте появились и варианты с дизайном. «Стало понятно, что люди устали сидеть дома. Наши постоянные клиенты стали спрашивать: нельзя ли хотя бы вот тут добавить бабочку?» — поясняет Соколовская. Такие маски делают из льна, каждую дополняют кармашком для фильтра, в который для надежности можно положить ткань для защиты.
Небольшая швейная компания переориентацию на маски начала с производства индивидуальных средств защиты для детей от 5 лет — дело в том, что до пандемии они в основном шили детскую одежду. На маски из хлопка наносили принты с рисунками, делали разные вариации: двухслойные и трехслойные маски, с карманами для фильтра и без. Но в скором времени запрос на товар первой необходимости появился и у родителей, а потом к ним пришли крупные корпоративные клиенты с заказами на большие партии масок со своими логотипами. Теперь там шьют до 500 масок в день.
Выпуск индивидуальных средств защиты наладили и в компании, которая до пандемии занималась только производством световозвращателей — бликеров, браслетов, сигнальных жилетов, а также одежды со световозвращающими принтами. Теперь на предприятии шьют до тысячи масок в день.
Самый уникальный пример — компания, которая переориентировалась на текстиль с выпуска сладостей. О том, что на сувенирный шоколад еще долго не будет спроса, владелец и гендиректор компании Андрей Шарков догадался еще в марте. «Начал смотреть, какие товары первой необходимости можно делать на моем производстве. И понял, что наше упаковочное оборудование подходит для изготовления масок. Приобрел дополнительную технику на собственные средства и стал по всему городу скупать неопрен», — вспоминает Шарков.
По его словам, маски из неопрена довольно надежные. Если плотность хлопковых тканей обычно не превышает 100–150 г на кв. метр, то у неопрена она достигает 320–360 г. Средства индивидуальной защиты из такого материала были популярны в Южной Корее, — объясняет Шарков. «Мы попросили врачей протестировать первую партию наших масок. А потом к нам встали очереди из сотрудников медучреждений, у которых тогда остро стояла проблема с нехваткой масок — им мы отдавали их по себестоимости. Первую неделю работали чуть ли не круглосуточно», — рассказывает он. Хотя шоколад теперь льется на фабрике только раз в неделю, сотрудники успевают сшить по три тысячи масок за сутки.
«Фонтанка» уже подсчитывала, во сколько среднему петербуржцу обойдется ношение одноразовых масок. Учитывая то, что их рекомендуют для максимальной надежности менять каждые 2 часа, на 10 часов потребуется 5 масок, а на две недели — 70. Если покупать не готовые маски, а делать их самостоятельно из одноразовых салфеток в рулонах, по самым скромным подсчетам, две недели масочного режима обойдутся петербуржцу в 182 рубля. Если каждый раз сворачивать салфетки в два слоя, выйдет 364 рубля. А если покупать готовые, по стоимости от 30 рублей за штуку, за 14 дней за них придется отдать больше 2 тысяч. Цена многоразовых масок тоже различна, но на петербургских предприятиях их можно купить и за 79 рублей. Выходит, что приобрести 5 таких масок на две недели можно за 395 рублей.
«Фонтанка» запустила специальный проект «Покупай у своих» для поддержки малого бизнеса, пострадавшего от последствий эпидемии, в том числе и для организаторов праздников. Мы сделали сервис, где наш местный бизнес, продолжающий легальную работу, может заявить о себе, а его клиенты — о своих соседях, которые помогают сделать будни самоизоляции чуточку веселее. Для этого надо заполнить специальную форму на сайте usvoih.fontanka.ru, и ваша точка появится на карте.
Когда будете добавлять свою компанию на карту, предложите, пожалуйста, нашим читателям скидку по промокоду Fontanka, ведь многим из них сейчас тоже приходится нелегко. Её размер определите сами.
Елизавета Ивантей, «Фонтанка.ру»
Как заявил губернатор в ответ на запрос депутатов ЗакСа, в апреле 2020 года возобновили работу порядка 50 швейных предприятий Петербурга, которые перепрофилировали производство на выпуск СИЗ. Объем их продукции — 25 тысяч в день. Кроме того, определен перечень предприятий, которые занимаются поставкой из-за рубежа.