Очередное дело в отношении бывшего директора «Метростроя» Александрова оставило без арендаторов БЦ на Левашовском. Круг замкнулся — на содержание здания теперь просят у «Метростроя».
Марлезонский балет, закруживший следствие УФСБ и Николая Александрова, продолжается с прошлого года. В первой части танцевали про щебень на строительстве Фрунзенского радиуса, Александрову предъявили растрату при заключении фиктивного контракта на 180 млн рублей. Во второй — про кабель, место действия и персонажи те же. В третьей добрались до бизнес-центра на Левашовском проспекте, который был построен компанией «Метропаркинг» на участке «Метростроя».
Инвестиционный договор стороны заключили в 2011 году. По версии следствия, через два года Николай Александров, будучи тогда заместителем гендиректора «Метростроя» (и своего отца), «заранее объединился» с кем-то из коллег и организовал безвозмездную поставку материалов и оборудования подрядчику по фиктивным договорам. Задолженность у «Метропаркинга» за все это росла, однако Александров якобы давал четкие указания не трясти деньги с партнера и уж тем более не расторгать договоры. Как сообщала объединенная пресс-служба судов, таким образом накопилось 730 млн рублей, право требования по которым «Метрострой» на заведомо невыгодных условиях передал по цессии «Циклону КЗС». В 2018 году здание вдоль Барочной было достроено и оформлено в собственность «Метропаркинга».
Это либретто, а в балете, даже придворном, важнее символизм. Здесь он сосредоточен вокруг меры пресечения, именно на этом языке следствие и бывший директор «Метростроя» обмениваются сигналами. Повторяющийся уже полгода сюжет выглядит так: Александрова по очередному эпизоду отправляют в СИЗО, затем суд меняет меру на домашний арест, после чего УФСБ достает из рукава новое дело — и фигура повторяется. Однако в третьей части следствие, чувствуя себя непонятым, подкрепилось ходатайством об аресте имущества и начало как раз с бизнес-центра.
Логика следующая: потерпевшим признан «Метрострой», а здание построено на похищенные у него средства и вообще «является результатом преступной деятельности Александрова». Принадлежит оно «Метропаркингу», который сдает помещения центра в аренду, но делает это, по мнению следователей, с ведома все того же Александрова. Объект эксплуатируется третьими лицами, что может нанести вред и уменьшить стоимость здания. А как тогда возмещать причиненный его строительством вред? Фрунзенский районный суд проникся и 16 апреля ходатайство об аресте БЦ удовлетворил.
Через неделю были арестованы еще полтора десятка объектов, на этот раз принадлежащих самому Александрову, так что сложно сказать, до бизнес-центра ли ему теперь. Зато можно констатировать: стремясь быть максимально внятным, следствие переборщило. На здание на Левашовском не просто наложили арест; оттуда еще и выселили арендаторов. Если бы это были организаторы вечеринок или производители пиротехники, можно было бы опасаться, что они повредят такой ценный для будущего суда актив. Но, согласно выписке из Росреестра, помимо самого «Метропаркинга» помещения на нескольких этажах снимает ООО «ЭПАМ Систэмз», крупная IT-компания. Еще недавно она приглашала на мероприятия по адресу: Левашовский пр., 11/7, строение 4. Попытка выяснить, как дела обстоят сейчас, встретила в технологичной компании странную реакцию: все вопросы почему-то было предложено отправлять на сайт, комментировать тривиальный вопрос о местоположении офиса там отказались. На сайте ЭПАМ сейчас значатся три других адреса в Петербурге.
Выселение арендаторов с Левашовского в итоге обернулось недоразумением. Дело в том, что девятиэтажное здание площадью 37 тысяч квадратных метров сейчас не на что обслуживать. По информации «Фонтанки», сигнал SOS с Литейного по этому поводу долетел даже до «Метростроя». Можно разглядеть в этом несколько изощренную логику: строили из ваших материалов, пусть и похищенных, — вам и карты в руки. А можно туманное обещание: речь же идет о компенсации вашего ущерба — ну так поучаствуйте.
Собеседники издания говорят, что и то и другое в «Метрострое» услышали, но сели считать и прикинули, во что им может обойтись содержание здания — с охраной, уборкой и т.п. Вышло что-то вроде 930 тысяч рублей в месяц. Не бог весть какие деньги для городского подземного монополиста в тучные годы, но уж точно не сейчас. На начало февраля в компании сквозило через дыру в 13 млрд рублей; и даже российско-китайская корпорация, которая присматривается к санации «Метростроя», признает, что стоимость его сейчас отрицательная.
Кроме того, именно «Метрострой» УФСБ считает потерпевшим, странно вешать на него расходы на содержание чужого актива. Самой компании на Левашовском принадлежит только перестроенный стадион — основное поле, тренировочные поля и беговые дорожки. Так что, по информации «Фонтанки», на данный момент обращение с Литейного поставлено на паузу.
Николай Кудин, «Фонтанка.ру»