Если бы автор граффити с Бродским пошел по пути закона, рисунок на Пестеля появился бы уж точно не к этому юбилею поэта. Другие проекты художника застыли на стадия согласования, как и необходимый закон.
В день 80-летия Бродского, 24 мая, напротив дома поэта на улице Пестеля появилось граффити с его изображением. Вскоре рисунок исчез по инициативе завхоза школы № 189. После того как поклонники поэта попытались восстановить граффити и его снова закрасили, забор стал территорией самовыражения для петербуржцев. Дело не в завхозе — художник Олег Лукьянов и так прекрасно знал, что его Бродский не продержится на стене вечность.
Лукьянов хмуро замечает: «В том же самом переулке Радищева уже вторую неделю висит реклама незаконных наркотических средств. Её никто не убирает. А здесь ночь Бродский не продержался». Переулок Радищева — давнее поле битвы художника с коммунальными службами. На желтой стене появлялась и импровизированная выставка картин, и изображение Троицкого собора, и еще не сгоревший Нотр-Дам. Но каждый раз попытки украсить пустующую стену ломались под толстым слоем краски. После очередной победы коммунальщиков Лукьянов обещал остановиться и дождаться принятия закона, который мог бы частично легализовать граффити, но тут грянул юбилей поэта.
«Смертность» у такого уличного искусства почти 100-процентная, как в анекдоте. Недолго в городе продержались и респиратор с надписью «Извините» на фоне китайского флага, очередь за визами у Генконсульства Финляндии. Толстый слой краски уничтожал рисунки на трансформаторных будках ПАО «Ленэнерго»: героев фильма «Иван Васильевич меняет профессию» закрасили через некоторое время после того, как с той же стены пропал портрет солиста «ДДТ» Юрия Шевчука. Рисункам не помогло даже благосклонное отношение «Ленэнерго» к уличному искусству. Терминаторное противостояние художников и «СкайНет» в лице Водоканала у Адмиралтейства развлекало наблюдателей не одну неделю.
Стирать граффити приходится под давлением предписаний от Государственной административно-технической инспекции (ГАТИ) — за нарушение правил благоустройства городской территории, утвержденных 961-м постановлением правительства Петербурга. Из них следует, что собственник объекта обязан сам смывать или закрашивать несанкционированные надписи и рисунки по мере их появления на фасаде, а также демонтировать самовольно размещенные на стенах элементы благоустройства.
В ГАТИ поясняют: «При выявлении нарушений в части содержания фасадов нежилых зданий инспекцией в отношении владельца здания возбуждается дело об административном нарушении. Однако в случае, если собственник устраняет нарушение до рассмотрения дела об административном правонарушении, наказание в виде штрафа не назначается». За неправильное содержание фасадов с начала 2020 года инспекция уже вынесла 65 постановлений о привлечении к административной ответственности. Хорошая новость: в прошлом году за аналогичный период постановлений было 76. Зато выросли начисленные штрафы: 650 тысяч в 2020-м против 610 тысяч в 2019-м.
То, что на стенах подстанций «Ленэнерго» еще живы портреты Виктора Цоя, Сергея Бодрова и Зины Портновой, — большая удача. «Большинство работ художников на объектах «Россети Ленэнерго» недолговечны, несмотря на отсутствие претензий собственника и при соблюдении условий, что изображение не носит экстремистского характера, а его нанесение не грозит безопасности жителей. Часть изображений ликвидируется коммунальными службами, — вздыхают в «Ленэнерго» и добавляют: — Работы должны согласовываться авторами изображений до нанесения — с собственником и с административными органами».
Должны-то должны, только вот процедура этого согласования сейчас регулируется правилами благоустройства территории города. В них рисунки и росписи наряду со скульптурами, стелами и триумфальными колоннами относят к произведениям монументального искусства, поэтому согласовывать их нужно так же, как если бы ты захотел поставить в городе памятник.
Одними из первых эту сложную историю прочувствовали в прошлом году активисты Центрального района. Тогда электрощит на Тульской улице покрылся кольчугой с щитом и мечом. «Согласование у нас получилось после того, как мы встретились с Бегловым тогда, зимой. Мы ему показали два электрощитка. Они сами на нас вышли как-то, сказали, что хотят посмотреть на проблемы района», — вспоминает Ярослав Костров. Самым сложным оказалось согласование эскиза с КГА. «Пришли эскиз, сходи на несколько приемов к художникам в отдел монументального искусства, согласуй с ними эскиз, исправь его, переделай. Мы переделывали три раза», — перечисляет активист. Зато за год на раскрашенный щит ни разу не покусились расклейщики объявлений.
У Олега Лукьянова тоже есть опыт, правда, пока без хеппи-энда. С прошлого года согласовывается рисунок на территории одной из школ Адмиралтейского района. Художник поясняет: сначала надо добиться согласия собственника стены, потом предложить проект администрации района, затем обращаться в КГА и КГИОП — в зависимости от того, является ли здание объектом культурного наследия, дальше его рассматривает специальная художественная комиссия. Процесс затянулся и, по всей видимости, конкретных сроков не имеет.
Разговоры о частичной легализации граффити или хотя бы упрощении процедуры согласования ходят в Петербурге не первый год. С такой инициативой Смольный выступал еще в 2014-м — в попытках продемонстрировать желание поддержать художников даже провел с ними встречу, на которой, правда, прийти к какому-то решению не удалось. Несмотря на это, спустя неделю чиновники выпустили список из 102 адресов для легальных граффити, который администрации 18 районов подготовили вместе с энергетическими предприятиями. Однако художники говорят, что теперь от этого списка почти ничего не осталось.
Поднять проблемную тему в 2017-м попытался депутат от «Единой России» Александр Тетердинко — он предложил губернатору Полтавченко дополнить Закон о благоустройстве Петербурга новой нормой, которая предусматривала бы возможность легализации граффити, если они не нарушают архитектурный облик города. Но в ответ получил письмо о том, что у нас, мол, и так все уже урегулировано.
Последний этап борьбы четко обозначился в феврале прошлого года — депутаты Законодательного собрания Петербурга в первом чтении приняли документ о легализации граффити. Спустя почти полтора года дело не сдвинулось ни на шаг. «Законопроект ожидает второго чтения», — говорит один из его разработчиков Денис Четырбок.
Текст уже дополнили несколькими поправками. Теперь его авторы хотят, чтобы правительство в случае принятия закона утвердило перечень объектов, где можно рисовать в упрощенном режиме (начать, например, с трансформаторных подстанций), также чтобы в городе появились так называемые опен-эйр-зоны — «бетонные холсты», где любой художник мог бы рисовать вообще без каких-либо согласований, если, конечно, в его рисунке нет никаких оскорблений и призывов к экстремизму. Еще один новый пункт касается принятия решений по уже размещенным граффити. Пока вариантов два: либо создать совет на базе правительства или отдельного комитета, в который вошли бы чиновники, художники, градостроители и депутаты, либо устроить народное голосование на сайте администрации.
Но когда будет второе чтение — загадка. По иронии судьбы и тут процесс споткнулся о согласование — все с тем же КГА. Четырбок говорит, что у комитета множество претензий к тексту закона. Во-первых, они считают, что город должен оставаться неизменным, во-вторых, указывают на уже существующую процедуру.
«Когда на рабочей группе мы предлагаем сделать вот эти опен-эйр-пространства, а нам в ответ говорят, что бетонная плита может упасть и кого-то придавить… Ну, знаете, кому-то и кирпич на голову может упасть. Просто надо за всем следить и содержать все в соответствии с правилами техники безопасности», — недоволен Четырбок. На вопросы «Фонтанки» КГА готовит ответ с середины недели.
Елизавета Ивантей,
«Фонтанка.ру»