Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
FONTANKA
Погода

Сейчас+2°C

Сейчас в Санкт-Петербурге
Погода+2°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -1

2 м/c,

южн.

739мм 80%
Подробнее
6 Пробки
USD 100,68
EUR 106,08
Город Спасти рядового Бродского. Почему согласование на граффити получить сложнее, чем Нобелевку

Спасти рядового Бродского. Почему согласование на граффити получить сложнее, чем Нобелевку

21 911
автор фото Павел Каравашкин / коллаж / «Фонтанка.ру»

Если бы автор граффити с Бродским пошел по пути закона, рисунок на Пестеля появился бы уж точно не к этому юбилею поэта. Другие проекты художника застыли на стадия согласования, как и необходимый закон.

В день 80-летия Бродского, 24 мая, напротив дома поэта на улице Пестеля появилось граффити с его изображением. Вскоре рисунок исчез по инициативе завхоза школы № 189. После того как поклонники поэта попытались восстановить граффити и его снова закрасили, забор стал территорией самовыражения для петербуржцев. Дело не в завхозе — художник Олег Лукьянов и так прекрасно знал, что его Бродский не продержится на стене вечность.

Лукьянов хмуро замечает: «В том же самом переулке Радищева уже вторую неделю висит реклама незаконных наркотических средств. Её никто не убирает. А здесь ночь Бродский не продержался». Переулок Радищева — давнее поле битвы художника с коммунальными службами. На желтой стене появлялась и импровизированная выставка картин, и изображение Троицкого собора, и еще не сгоревший Нотр-Дам. Но каждый раз попытки украсить пустующую стену ломались под толстым слоем краски. После очередной победы коммунальщиков Лукьянов обещал остановиться и дождаться принятия закона, который мог бы частично легализовать граффити, но тут грянул юбилей поэта.

«Смертность» у такого уличного искусства почти 100-процентная, как в анекдоте. Недолго в городе продержались и респиратор с надписью «Извините» на фоне китайского флага, очередь за визами у Генконсульства Финляндии. Толстый слой краски уничтожал рисунки на трансформаторных будках ПАО «Ленэнерго»: героев фильма «Иван Васильевич меняет профессию» закрасили через некоторое время после того, как с той же стены пропал портрет солиста «ДДТ» Юрия Шевчука. Рисункам не помогло даже благосклонное отношение «Ленэнерго» к уличному искусству. Терминаторное противостояние художников и «СкайНет» в лице Водоканала у Адмиралтейства развлекало наблюдателей не одну неделю.

Стирать граффити приходится под давлением предписаний от Государственной административно-технической инспекции (ГАТИ) — за нарушение правил благоустройства городской территории, утвержденных 961-м постановлением правительства Петербурга. Из них следует, что собственник объекта обязан сам смывать или закрашивать несанкционированные надписи и рисунки по мере их появления на фасаде, а также демонтировать самовольно размещенные на стенах элементы благоустройства.

В ГАТИ поясняют: «При выявлении нарушений в части содержания фасадов нежилых зданий инспекцией в отношении владельца здания возбуждается дело об административном нарушении. Однако в случае, если собственник устраняет нарушение до рассмотрения дела об административном правонарушении, наказание в виде штрафа не назначается». За неправильное содержание фасадов с начала 2020 года инспекция уже вынесла 65 постановлений о привлечении к административной ответственности. Хорошая новость: в прошлом году за аналогичный период постановлений было 76. Зато выросли начисленные штрафы: 650 тысяч в 2020-м против 610 тысяч в 2019-м.

То, что на стенах подстанций «Ленэнерго» еще живы портреты Виктора Цоя, Сергея Бодрова и Зины Портновой, — большая удача. «Большинство работ художников на объектах «Россети Ленэнерго» недолговечны, несмотря на отсутствие претензий собственника и при соблюдении условий, что изображение не носит экстремистского характера, а его нанесение не грозит безопасности жителей. Часть изображений ликвидируется коммунальными службами, — вздыхают в «Ленэнерго» и добавляют: — Работы должны согласовываться авторами изображений до нанесения — с собственником и с административными органами».

Должны-то должны, только вот процедура этого согласования сейчас регулируется правилами благоустройства территории города. В них рисунки и росписи наряду со скульптурами, стелами и триумфальными колоннами относят к произведениям монументального искусства, поэтому согласовывать их нужно так же, как если бы ты захотел поставить в городе памятник.

Одними из первых эту сложную историю прочувствовали в прошлом году активисты Центрального района. Тогда электрощит на Тульской улице покрылся кольчугой с щитом и мечом. «Согласование у нас получилось после того, как мы встретились с Бегловым тогда, зимой. Мы ему показали два электрощитка. Они сами на нас вышли как-то, сказали, что хотят посмотреть на проблемы района», — вспоминает Ярослав Костров. Самым сложным оказалось согласование эскиза с КГА. «Пришли эскиз, сходи на несколько приемов к художникам в отдел монументального искусства, согласуй с ними эскиз, исправь его, переделай. Мы переделывали три раза», — перечисляет активист. Зато за год на раскрашенный щит ни разу не покусились расклейщики объявлений.

У Олега Лукьянова тоже есть опыт, правда, пока без хеппи-энда. С прошлого года согласовывается рисунок на территории одной из школ Адмиралтейского района. Художник поясняет: сначала надо добиться согласия собственника стены, потом предложить проект администрации района, затем обращаться в КГА и КГИОП — в зависимости от того, является ли здание объектом культурного наследия, дальше его рассматривает специальная художественная комиссия. Процесс затянулся и, по всей видимости, конкретных сроков не имеет.

Разговоры о частичной легализации граффити или хотя бы упрощении процедуры согласования ходят в Петербурге не первый год. С такой инициативой Смольный выступал еще в 2014-м — в попытках продемонстрировать желание поддержать художников даже провел с ними встречу, на которой, правда, прийти к какому-то решению не удалось. Несмотря на это, спустя неделю чиновники выпустили список из 102 адресов для легальных граффити, который администрации 18 районов подготовили вместе с энергетическими предприятиями. Однако художники говорят, что теперь от этого списка почти ничего не осталось.

Поднять проблемную тему в 2017-м попытался депутат от «Единой России» Александр Тетердинко — он предложил губернатору Полтавченко дополнить Закон о благоустройстве Петербурга новой нормой, которая предусматривала бы возможность легализации граффити, если они не нарушают архитектурный облик города. Но в ответ получил письмо о том, что у нас, мол, и так все уже урегулировано.

Последний этап борьбы четко обозначился в феврале прошлого года — депутаты Законодательного собрания Петербурга в первом чтении приняли документ о легализации граффити. Спустя почти полтора года дело не сдвинулось ни на шаг. «Законопроект ожидает второго чтения», — говорит один из его разработчиков Денис Четырбок.

Текст уже дополнили несколькими поправками. Теперь его авторы хотят, чтобы правительство в случае принятия закона утвердило перечень объектов, где можно рисовать в упрощенном режиме (начать, например, с трансформаторных подстанций), также чтобы в городе появились так называемые опен-эйр-зоны — «бетонные холсты», где любой художник мог бы рисовать вообще без каких-либо согласований, если, конечно, в его рисунке нет никаких оскорблений и призывов к экстремизму. Еще один новый пункт касается принятия решений по уже размещенным граффити. Пока вариантов два: либо создать совет на базе правительства или отдельного комитета, в который вошли бы чиновники, художники, градостроители и депутаты, либо устроить народное голосование на сайте администрации.

Но когда будет второе чтение — загадка. По иронии судьбы и тут процесс споткнулся о согласование — все с тем же КГА. Четырбок говорит, что у комитета множество претензий к тексту закона. Во-первых, они считают, что город должен оставаться неизменным, во-вторых, указывают на уже существующую процедуру.

«Когда на рабочей группе мы предлагаем сделать вот эти опен-эйр-пространства, а нам в ответ говорят, что бетонная плита может упасть и кого-то придавить… Ну, знаете, кому-то и кирпич на голову может упасть. Просто надо за всем следить и содержать все в соответствии с правилами техники безопасности», — недоволен Четырбок. На вопросы «Фонтанки» КГА готовит ответ с середины недели.

Елизавета Ивантей,

«Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
33
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях