Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Технологии «Юра, прости еще раз». Разрушит ли Илон Маск сегодня монополию «Роскосмоса» (фото)

«Юра, прости еще раз». Разрушит ли Илон Маск сегодня монополию «Роскосмоса» (фото)

110 380

30 мая Илон Маск запускает людей в космос. «Фонтанка» суммировала, что за год с первой стыковки Dragon c МКС успел сделать шеф Space X, а что успел сказать Дмитрий Рогозин.

30 мая 2020 года рискует войти в историю как день, когда частная космонавтика потеснила космонавтику государственную. Первые двое астронавтов NASA готовятся отправиться на МКС на корабле от Space X Илона Маска. Старт 27 мая отменили из-за непогоды. «Фонтанка» вспоминает, чем были заняты Маск и шеф «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин после первой успешной стыковки Dragon c МКС весной прошлого года.

Тут был пост из социальной сети,
признанной экстремистской организацией на территории РФ


В качестве пилота год назад выступил манекен «Рипли», названный в честь героини актрисы Сигурни Уивер из фильма «Чужой». Еще тогда «космические эксперты» рассказывали «Фонтанке», что «всевластию» российских транспортников «Союз» скоро придёт конец. Единственным транспортником после завершения эксплуатации американских шаттлов оставались советско-российские «Союзы». Учитывая, что, по данным Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства США, за 13 лет в NASA потратили почти 4 миллиарда долларов на отправку в космос астронавтов российскими кораблями, счет на кону стоит немалый.

По состоянию на июль 2019 года NASA приобрело 70 посадочных мест на «Союзах» на сумму в 3,9 миллиарда долларов.

«В прошлом году финансовый директор NASA Джефф Девит озвучил стоимость доставки американских астронавтов и их партнёров на российских кораблях, составляющую 80 миллионов долларов, — напоминает член Северо-Западной организации Федерации космонавтики РФ Александр Хохлов. — Неоднократно цена менялась в сторону увеличения. В этом году она ещё выросла. За полёт американского астронавта в октябре на российском корабле «Союз МС-17» агентство заплатит более 90 миллионов долларов».

Тут был пост из социальной сети,
признанной экстремистской организацией на территории РФ

И хотя пока отказаться от услуг «Роскосмоса» американцы не могут и NASA, действительно, собирается отправлять и на «Союзе МС-17», и на «Союзе МС-18» двух своих астронавтов, Илон Маск явно готовится активно разгонять тучи на горизонте после неудачи 27 мая. По стоимости перевозки одного астронавта он планирует уложиться всего в 55 миллионов долларов.

Год работы «Роскосмоса» накануне конца монополии

В одном из недавних интервью СМИ на вопрос о скором пилотируемом полете Crew Dragon глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин просто порадовался.

«Последние 9 лет, с лета 2011 года, Россия обеспечивала доставку всех международных экипажей — и американцев, и европейцев, и японцев, и канадцев — на МКС. Конечно, мы зарабатывали на этом определенные деньги. Но это была и высокая ответственность, связанная с обеспечением бесперебойной доставки экипажей на станцию. Это нервы, здоровье тех людей, кто отвечал за пилотируемый космос, — сообщил Рогозин. — Поэтому мы будем очень рады, когда появится альтернативная транспортная пилотируемая система».

Однако после пилотного успешного запуска Маска год назад Дмитрий Рогозин заявлял о начале подготовки к конкуренции на рынке пилотируемых запусков. В одном из интервью он, в частности, посетовал, что российская госкорпорация должна испытать новый пилотируемый корабль, «который вообще-то должен был появиться намного раньше». «А появится он в 2022 году. И носитель для него — новая ракета, которой пока еще нет, «Союз-5» — будет к этому времени. Мы сейчас разгоняем по всей кооперации первые деньги, работа началась», — откровенничал Рогозин в апреле 2019 года.

Параллельно с этим глава «Роскосмоса» предполагал, что деньги, которые зарабатывала РКК «Энергия» на полетах иностранных астронавтов, не были израсходованы эффективно. «Если бы они были эффективно израсходованы, то, наверное, мы бы сейчас уже имели новый пилотируемый корабль», — еще раз выразил досаду Рогозин.

Примерно в это же время главный космический чиновник РФ выражал надежду на сотрудничество с Объединенными Арабскими Эмиратами по МКС. В сентябре 2019 года на МКС действительно попал посланец Эр-Рияда, астронавт Аль Мансури.

«В перспективе такого рода проекты могут включать в себя не только подготовку, доставку на МКС, сопровождение программы работ, но и создание гостевых научных и производственных модулей. Россия могла бы взять на себя уникальную роль проводника в космос для новых космических держав», — предвкушал тогда Рогозин новую нишу для заработка. Однако уже понятно, что список новых космических держав останется сильно ограниченным. Так, европейские астронавты не будут летать к МКС на «Союзах» из-за договорённостей с США.

В Европейском космическом агентстве прямо сказали, что по имеющемуся соглашению с NASA взамен на оборудование американцы предоставляют места по квоте. «Мы не можем определять, на каких кораблях наши астронавты будут летать на МКС. В прошлом это были шаттлы, сейчас «Союзы». Теперь NASA готовится начать использовать корабли, разработанные SpaceX и Boeing», — еще в прошлом году говорил глава ЕКА Ян Вернер. Прямые договоренности между ЕКА и «Роскосмосом» отсутствуют.

В августе прошлого года Рогозин отчитался перед президентом РФ Владимиром Путиным, что компания приступила к подготовке пуска на Международную космическую станцию нового модуля. «То есть мы в отличие от наших партнёров — американцев, европейцев — планируем последовательно в 2020-м, 2021-м и в 2022 году запустить три модуля и значительно расширить российский сегмент», — отметил Рогозин. Журналистам в сентябре 2019 года Дмитрий Рогозин сообщил, что на 2023 год намечена отправка в космос одного астронавта из Турции. А перед Новым, 2020 годом глава «Роскосмоса» высказывал мнение, что полеты на частных американских кораблях обойдутся NASA дороже по сравнению с использованием российских «Союзов». Правда, конкретных цифр не называл.

Уже в разгар коронавируса, в апреле этого года, Владимир Путин провел совещание по вопросам развития ракетно-космической отрасли (РКО). Среди прочего он напомнил, что один из безусловных приоритетов — развитие программы пилотируемых полётов.

«Традиционно это сильная сторона российской космонавтики, и нужно сохранить здесь лидерство, — еще раз подчеркнул президент. — Решение этой задачи во многом связано с созданием транспортной системы нового поколения. Лётные испытания нового пилотируемого транспортного корабля планируется провести в 2023 году с космодрома Восточный. Прошу проинформировать сегодня, какие меры принимает «Роскосмос», чтобы запуск состоялся по графику, в срок». Однако в стенограмме совещания, опубликованной на сайте «Роскосмоса», больше нет ни слова об этом проекте.

Но через неделю в одном из интервью Дмитрий Рогозин вспомнил об «агрессивных конкурентах». «За их спинами встали мощные силы, — сообщал шеф «Роскосмоса». — В частности, в Соединенных Штатах это и Пентагон, и другие государственные заказчики. Для внутренних пусков в интересах государства они оплачивают им пусковую кампанию по ценам в три-четыре раза дороже цены, предъявляемой на рынке. Это и есть классический демпинг, без стеснения реализуемый США в космической сфере».


Также Рогозин сообщил, что многократное использование ракетных модулей, о котором при продвижении проекта часто говорит Илон Маск, позволяет выйти на прибыль «лишь при десятикратном использовании возвращаемых ступеней». «У компании SpaceX нет таких результатов», — подчёркивал главный космический чиновник РФ.

Параллельно с этим «Роскосмос» заложил два проекта по созданию многоразовой ракеты. Во-первых, это «Крыло — СВ», совместная работа Фонда перспективных исследований и ЦНИИмаша. «Специально для этих целей сейчас создается опытное конструкторское бюро имени выдающегося советского авиаконструктора Роберта Бартини, куда мы набираем талантливых молодых инженеров. Они будут готовить демонстратор ракеты в легком классе. С учетом нашей географической специфики садиться ступень должна по-самолетному, а не «вертикальной свечкой», как у Falcon, — анонсировал Дмитрий Рогозин. — Если мы это отработаем и увидим, что самолетный вариант возвращения более прост и эффективен, чем возвращение в стиле Falcon, то мы сможем это применить на ракете среднего класса. И если это всё оправдает себя и с инженерной, и с экономической точек зрения, то тогда, действительно, ракета среднего класса, которая придет на замену «Союзу-2», будет многоразовой».

Пока же на Байконуре в апреле был осуществлен первый для ракеты-носителя «Союз-2.1а» запуск с пилотируемым кораблем семейства «Союз МС» и экипажем на борту. Ракета «Союз-2.1а» пришла на смену «Союзу-ФГ» в миссиях по доставке космонавтов и астронавтов на космическую станцию. Цифровая система управления ракеты создана инженерами НПО автоматики (входит в Госкорпорацию «Роскосмос»): на нее установлен комплект базовых блоков семейства «Малахит». Главное преимущество ракеты «Союз-2.1а» по сравнению с «Союзом-ФГ» — это цифровая, а не аналоговая система управления.

Параллельно с поддержанием аксиомы, что наше всё это именно «Союзы», Рогозин разоблачал новые проекты будущих кораблей коллеги из Space X.

Год работы Илона Маска после успеха манекена «Рипли»

Для Илона Маска прошедший год был меньше наполнен словами и больше реальными делами, по-крайней мере в виде ярких маркетинговых акций. Но не только. Бизнесмен продолжал делать то, что хочет он сам. Причём по всем фронтам своей деятельности.

После успеха молчаливого «Рипли» шеф Space X успел презентовать новую Tesla и заодно фирменные ботинки с логотипом компании, тестировал новый грузовик Tesla и даже записал песню про гориллу, но не забывал о главном.

В космос Маск успешно отправил израильский луноход, который, правда, неуспешно приземлился на спутник Земли, и одновременно приступил к коммерческому использованию ракеты Falcon Heavy, успешно выведя на орбиту телекоммуникационные спутники.

В том же апреле 2019 года Маск сделал все Tesla беспилотными и продолжал борьбу со всеми прогнозами о скором банкротстве своей автомобильной компании. Весной он продолжал собирать деньги через рыночные механизмы, причём даже больше, чем хотел, и к началу 2020 года сделал Tesla самым дорогим автомобильным брендом после пока ещё номера один Toyota.

О космосе выходец из ЮАР не забывал и в мае, когда приступил к созданию спутникового интернета в рамках проекта Starlink. В мае 2019-го на орбиту вышли первые 60 аппаратов для доступа живых землян в Интернет в любой точке Земли. Уже осенью Маск отправил первый твит через свои спутники и сразу отправил ещё одну серию спутников на орбиту.

Землян, которые уже покинули этот мир и хотели бы покинуть Землю, Маск тоже услышал и потеснил на рынке космических похоронных услуг многолетнего монополиста Celestis Memorial Spaceflights. Первые капсулы с прахом полутора сотен умерших землян Falcon Heavy доставил в безвоздушное пространство прошлым летом.

Тут был пост из социальной сети,
признанной экстремистской организацией на территории РФ

Параллельно продолжил Маск эксперименты и с живыми людьми, представив устройство, которое с помощью специальных нитей подключается напрямую к мозгу людей, неспособных двигаться, чтобы они могли коммуницировать.

Летом 2019 года Space X успела протестировать прототип ракеты Starship, которая несколько раз успешно поднималась в воздух и садилась обратно.

В ноябре Илон Маск представил новый грузовик-пикап Tesla Cybertruck, который практически сразу заказали почти 150 тысяч покупателей.

В начале 2020 года Маск взорвал собственную ракету, чтобы гарантировать безопасность астронавтов, продолжил наращивать орбитальную группировку для спутникового Интернета и активизировал производственную экспансию в ЕС, правда, строительство его завода в Германии осложнялось протестами и коронавирус вообще поставил этот заход бизнесмена в Старый Свет под вопрос.

На космический уровень господин Маск вышел во всех смыслах ещё и потому, что в него верят не только его сотрудницы, но и первая леди его страны, где частная космонавтика не мечты, а реальность. «Я уверена, что следующий запуск пройдет безопасно и успешно в ближайшем будущем!» — заявила Меланья Трамп.

Тут был пост из социальной сети,
признанной экстремистской организацией на территории РФ

У Дмитрия Рогозина тоже есть нетривиальные ходы и союзники. Правда, робот Fedor, шагнув на зыбкое поле политической пропаганды, умолк. Песни на стихи главы «Роскосмоса», несмотря на видеоклипы с героями-космонавтами, россияне так и не поют, частной космонавтики тоже пока не видно. Реализации обещаний новой команды управленцев «Роскосмоса», о которых «Фонтанке» ещё полтора года назад рассказывал официальный представитель госкорпорации Владимир Устименко, эксперты и любители космической отрасли ждут до сих пор.

Мнение эксперта и признания «Роскосмоса»

«Если взять прошлогоднюю «нормальную» цену, то если «Роскосмос» доставлял в год на четырёх «Союзах» шесть астронавтов (здесь не учитывается ситуация, когда астронавтов в 2017–2019 годах было больше из-за дополнительных мест, отданных Россией за долг за плавучий космодром «Морской старт»), то при завершении контрактных отношений будет потеряно 480 миллионов долларов в год, — подсчитал постоянный космоэксперт «Фонтанки» Александр Хохлов. — Здесь важен ещё такой момент, что это не абстрактные деньги, а средства, из которых люди в отрасли получали зарплату, премии, командировочные. И скоро этих денег не будет».

Александр Хохлов считает, что компенсировать эту потерю в полной мере не удастся. «Благодаря контракту с NASA РКК «Энергия» делала четыре «Союза» в год, теперь их будет два. И соответственно, места для туристов будут продаваться на этих двух, за исключением редких случаев, когда под «туристические нужды» создаётся дополнительный корабль, как, например, на 2021 год, — поясняет Александр Хохлов. — Работа над новым космическим пилотируемым кораблём продолжается в РКК «Энергия», в 2019 году Дмитрий Рогозин переименовал его с «Федерации» на «Орёл». По последним планам первый испытательный полёт низкоорбитальной модификации корабля назначен на 2023 год на ракете «Ангара-А5П» с космодрома «Восточный», но этот срок регулярно сдвигается вправо».

Тем не менее в самом «Роскосмосе» причин для волнения не видят. Их главный приоритет — оборонка.

«Действительно, существуют планы по коммерческому использованию ТПК "Союз"», — отметили «Фонтанке» в пресс-службе госкорпорации, добавив при этом, что основные доходы «Роскосмос» получает все же не от доставки американских партнеров на МКС.

«Первоочередной задачей перед госкорпорацией является выполнение Федеральной космической программы и гособоронзаказа, — отрапортовали в «Роскосмосе». — Перед Роскосмосом стоят три задачи — безусловное обеспечение Вооруженных сил России боевыми ракетными комплексами, сейчас, кстати, проходят испытания нового ракетного комплекса «Сармат». Вторая задача — повышение качества экономики и уровня жизни, это развитие Интернета, связи, навигации. Третья — фундаментальный космос, получение знаний о происхождении вселенной, жизни на Земле, создание системы защиты планеты от потенциальной астероидной опасности. «Роскосмос» по-прежнему будет выполнять коммерческие пуски спутников, не прекращается и сотрудничество с зарубежными странами по пилотируемым программам. В частности, сейчас в Центре подготовки космонавтов им Ю. А. Гагарина проходят подготовку индийские космонавты».

Следить за трансляций пуска Dragon с астронавтами Дагом Херли и Бобом Бенкеном можно на youtube-канале NASA.

Николай Нелюбин, специально для «Фонтанки.ру».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
74
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях