Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Город Минус пассажиры, плюс миллион на хлорку. Во сколько выход из ограничений обойдется трамваям и автобусам

Минус пассажиры, плюс миллион на хлорку. Во сколько выход из ограничений обойдется трамваям и автобусам

18 352
Источник:

Роспотребнадзор рассказал, как общественный транспорт должен выходить из коронавирусной депрессии. Перевозчики предупреждают: если выполнять рекомендации, стагнация будет долгой.

Этой весной перевозчики руководствовались рекомендациями Роспотребнадзора и 121-м постановлением Петербурга. Основные правила противодействия эпидемии касались проведения регулярной дезинфекции и использования средств индивидуальной защиты. Все остальное, скорее, было советами пассажирам: соблюдать социальную дистанцию, носить маски и перчатки. Но, проконсультировавшись с Роспотребнадзором, Минтранс наконец-то собрал для транспорта единый свод рекомендаций по работе в условиях эпидемии и поэтапного снятия ограничений. Перевозчиков их список поставил в тупик.

Рекомендации эти различны для трех режимов: ограничений, связанных с распространением инфекции, режима повышенной готовности (или стабилизации) и штатного, и распространяются как на наземный транспорт, так и на метро. В список попали протирка поручней, минимизация продажи билетов за наличные, дезинфекция на станциях и остановках. Однако наземному транспорту предписано также «размещение пассажиров в салоне транспортного средства с соблюдением социального дистанцирования, в том числе исключение размещения на соседние места для сидячих пассажиров». Соблюдать это правило необходимо на всем этапе режима ограничений.

Официально ответить на вопрос о том, как это вообще можно проконтролировать, смогло только СПб ГУП «Пассажиравтотранс». «Что касается социальной дистанции, то мы можем дополнительно проинформировать пассажиров о необходимости ее соблюдать, так же, как информируем о необходимости ношения средств индивидуальной защиты», — намекнули на предприятии.

Остальные крупнейшие перевозчики, как один, поясняют: рассаживать всех пассажиров по одному никак не получится. Одни говорят, что возникнут конфликты, и своих водителей и кондукторов они специально предупредили: напоминать о масках пассажирам можно, но не пускать в автобус — ни в коем случае. Другие считают, что следить за дистанцией Минтранс рекомендовал не перевозчикам, а пассажирам. На себя они готовы взять только запуск аудиороликов с информацией о профилактических мерах и развешивание листовок с правилами безопасности.

Да и кому захочется терять половину пассажиропотока? Смотрите сами: в средней коммерческой маршрутке 18 посадочных мест. При соблюдении социальной дистанции пассажиры не смогут сидеть не только рядом, но и друг за другом, так что в маршрутку «влезут» максимум 9 пассажиров. Это вместе со стоячими. При цене проезда в 45 рублей перевозчик получит с них за поездку всего 405. Если представить, что длина маршрута — 17 км, на один только бензин уйдет около четверти этой суммы, — говорят перевозчики. Для сравнения: в обычном режиме в час пик такой автобус перевозит по 40 человек. То есть выручка в этот час упадет в четыре раза.

Не говоря уже о том, что весной она и так сильно «просела». В «Горэлектротрансе» пассажиропоток снизился в среднем на 30 % от планового, на линию выходит только 60 % единиц техники от общего подвижного состава. У операторов коммерческих маршруток цифры еще печальнее: в одной компании «Фонтанке» сообщили, что стали перевозить на 70 % меньше пассажиров, в другой — на 78 %. В ООО «ПитерАвто» фиксировали падение пассажиропотока до 85 %. Сегодня они выпускают на линию лишь 425 автобусов, хотя до пандемии в город выезжали в среднем по 1190 штук.

«Фонтанка» подробно рассказывала, какие убытки несли перевозчики с начала нерабочего режима в Петербурге. Не говоря уже о том, что Смольный отсекает коммерческие маршруты сотнями на время пандемии, и некоторые из них к работе уже не вернутся.

Выполнить другие рекомендации реально, хотя и совсем недешево. Довольно затратный пункт — дезинфекция. В режиме ограничений Минтранс рекомендует проводить ее не менее двух раз в сутки, в режиме повышенной готовности — хотя бы раз. Автобусы уже подвергаются этой процедуре после каждого рейса, иначе диспетчеры СПб ГКУ «Организатор перевозок» просто не пускают их с конечных остановок.

«Если так посчитать, у нас в неделю 125 тысяч рублей уходит только на покупку вот этой всей хлоросодержащей дряни», — рассказывает финансовый директор одной из транспортных компаний. Ежедневно она выпускает на линию 250 автобусов разных размеров. Из его расчетов выходит, что обработать одну транспортную единицу в среднем стоит 71 рубль в день. Соответственно, затраты на дезинфицирующие средства у крупных предприятий могут достигать и миллиона в месяц.

С этим с начала пандемии как-то свыклись. Загвоздка в том, что помимо протирки ручек, поручней и остальных поверхностей в салоне автобуса, Минтранс рекомендует еще и обрабатывать воздух: на первом этапе два раза в сутки, на втором — один. Но единственная манипуляция с воздухом, которую большинство компаний проводит сейчас, это проветривание: после каждого рейса автобус стоит на конечной остановке 30–40 минут с открытыми дверьми и окнами. Со специальными приборами перевозчики знакомы — ими весной пришлось оснащать офисы. Одни покупали рециркуляторы за 36 тысяч рублей, другие — кварцевые лампы за 12 тысяч. Как устанавливать такие в автобусах, в компаниях пока не понимают, но чтобы оснастить ими парк из 250 маршруток, придется выложить 3 миллиона.

И это уже не говоря о масках, которые выдаются каждому сотруднику из расчета 5 штук в день. Затраты на них, конечно, варьируются — «Фонтанка» рассказывала, что даже госучреждения закупают их по совершенно разной стоимости. Но если взять цену в 25 рублей в качестве средней и представить, что для водителей 250 автобусов потребуется тысяча масок в сутки, то за неделю они обойдутся перевозчику в 175 тысяч рублей.

К этим затратам можно добавлять еще закупку термометров, которые Минтранс советует использовать на предприятиях до наступления штатного режима, и валидаторов для бесконтактной оплаты — даже они еще есть не на всех маршрутках. Стоимость термометров — 5–6 тысяч рублей, ручных валидаторов — около 36 тысяч. Суммируя все перечисленное, выходит, что среднему перевозчику месяц работы в коронавирусном режиме с соблюдением всех правил обойдется почти в 5 миллионов.

Рекомендации по выходу из эпидемических ограничений для различных отраслей публикуются не в первый раз. «Фонтанка» уже подробно рассказывала, во что они могут обойтись бизнесу.

Елизавета Ивантей, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
17
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях