Роспотребнадзор рассказал, как общественный транспорт должен выходить из коронавирусной депрессии. Перевозчики предупреждают: если выполнять рекомендации, стагнация будет долгой.
Этой весной перевозчики руководствовались рекомендациями Роспотребнадзора и 121-м постановлением Петербурга. Основные правила противодействия эпидемии касались проведения регулярной дезинфекции и использования средств индивидуальной защиты. Все остальное, скорее, было советами пассажирам: соблюдать социальную дистанцию, носить маски и перчатки. Но, проконсультировавшись с Роспотребнадзором, Минтранс наконец-то собрал для транспорта единый свод рекомендаций по работе в условиях эпидемии и поэтапного снятия ограничений. Перевозчиков их список поставил в тупик.
Рекомендации эти различны для трех режимов: ограничений, связанных с распространением инфекции, режима повышенной готовности (или стабилизации) и штатного, и распространяются как на наземный транспорт, так и на метро. В список попали протирка поручней, минимизация продажи билетов за наличные, дезинфекция на станциях и остановках. Однако наземному транспорту предписано также «размещение пассажиров в салоне транспортного средства с соблюдением социального дистанцирования, в том числе исключение размещения на соседние места для сидячих пассажиров». Соблюдать это правило необходимо на всем этапе режима ограничений.
Официально ответить на вопрос о том, как это вообще можно проконтролировать, смогло только СПб ГУП «Пассажиравтотранс». «Что касается социальной дистанции, то мы можем дополнительно проинформировать пассажиров о необходимости ее соблюдать, так же, как информируем о необходимости ношения средств индивидуальной защиты», — намекнули на предприятии.
Остальные крупнейшие перевозчики, как один, поясняют: рассаживать всех пассажиров по одному никак не получится. Одни говорят, что возникнут конфликты, и своих водителей и кондукторов они специально предупредили: напоминать о масках пассажирам можно, но не пускать в автобус — ни в коем случае. Другие считают, что следить за дистанцией Минтранс рекомендовал не перевозчикам, а пассажирам. На себя они готовы взять только запуск аудиороликов с информацией о профилактических мерах и развешивание листовок с правилами безопасности.
Да и кому захочется терять половину пассажиропотока? Смотрите сами: в средней коммерческой маршрутке 18 посадочных мест. При соблюдении социальной дистанции пассажиры не смогут сидеть не только рядом, но и друг за другом, так что в маршрутку «влезут» максимум 9 пассажиров. Это вместе со стоячими. При цене проезда в 45 рублей перевозчик получит с них за поездку всего 405. Если представить, что длина маршрута — 17 км, на один только бензин уйдет около четверти этой суммы, — говорят перевозчики. Для сравнения: в обычном режиме в час пик такой автобус перевозит по 40 человек. То есть выручка в этот час упадет в четыре раза.
Не говоря уже о том, что весной она и так сильно «просела». В «Горэлектротрансе» пассажиропоток снизился в среднем на 30 % от планового, на линию выходит только 60 % единиц техники от общего подвижного состава. У операторов коммерческих маршруток цифры еще печальнее: в одной компании «Фонтанке» сообщили, что стали перевозить на 70 % меньше пассажиров, в другой — на 78 %. В ООО «ПитерАвто» фиксировали падение пассажиропотока до 85 %. Сегодня они выпускают на линию лишь 425 автобусов, хотя до пандемии в город выезжали в среднем по 1190 штук.
«Фонтанка» подробно рассказывала, какие убытки несли перевозчики с начала нерабочего режима в Петербурге. Не говоря уже о том, что Смольный отсекает коммерческие маршруты сотнями на время пандемии, и некоторые из них к работе уже не вернутся.
Выполнить другие рекомендации реально, хотя и совсем недешево. Довольно затратный пункт — дезинфекция. В режиме ограничений Минтранс рекомендует проводить ее не менее двух раз в сутки, в режиме повышенной готовности — хотя бы раз. Автобусы уже подвергаются этой процедуре после каждого рейса, иначе диспетчеры СПб ГКУ «Организатор перевозок» просто не пускают их с конечных остановок.
«Если так посчитать, у нас в неделю 125 тысяч рублей уходит только на покупку вот этой всей хлоросодержащей дряни», — рассказывает финансовый директор одной из транспортных компаний. Ежедневно она выпускает на линию 250 автобусов разных размеров. Из его расчетов выходит, что обработать одну транспортную единицу в среднем стоит 71 рубль в день. Соответственно, затраты на дезинфицирующие средства у крупных предприятий могут достигать и миллиона в месяц.
С этим с начала пандемии как-то свыклись. Загвоздка в том, что помимо протирки ручек, поручней и остальных поверхностей в салоне автобуса, Минтранс рекомендует еще и обрабатывать воздух: на первом этапе два раза в сутки, на втором — один. Но единственная манипуляция с воздухом, которую большинство компаний проводит сейчас, это проветривание: после каждого рейса автобус стоит на конечной остановке 30–40 минут с открытыми дверьми и окнами. Со специальными приборами перевозчики знакомы — ими весной пришлось оснащать офисы. Одни покупали рециркуляторы за 36 тысяч рублей, другие — кварцевые лампы за 12 тысяч. Как устанавливать такие в автобусах, в компаниях пока не понимают, но чтобы оснастить ими парк из 250 маршруток, придется выложить 3 миллиона.
И это уже не говоря о масках, которые выдаются каждому сотруднику из расчета 5 штук в день. Затраты на них, конечно, варьируются — «Фонтанка» рассказывала, что даже госучреждения закупают их по совершенно разной стоимости. Но если взять цену в 25 рублей в качестве средней и представить, что для водителей 250 автобусов потребуется тысяча масок в сутки, то за неделю они обойдутся перевозчику в 175 тысяч рублей.
К этим затратам можно добавлять еще закупку термометров, которые Минтранс советует использовать на предприятиях до наступления штатного режима, и валидаторов для бесконтактной оплаты — даже они еще есть не на всех маршрутках. Стоимость термометров — 5–6 тысяч рублей, ручных валидаторов — около 36 тысяч. Суммируя все перечисленное, выходит, что среднему перевозчику месяц работы в коронавирусном режиме с соблюдением всех правил обойдется почти в 5 миллионов.
Рекомендации по выходу из эпидемических ограничений для различных отраслей публикуются не в первый раз. «Фонтанка» уже подробно рассказывала, во что они могут обойтись бизнесу.
Елизавета Ивантей, «Фонтанка.ру»