В атриуме Центризбиркома показали постановку о голосовании со всеми «антиковидными» мерами. А «Бабки-Ёжки» — критики предстоящего плебисцита — получили приглашение не болтать, а «пойти в наблюдатели».
Перед членами избирательных комиссий на голосовании по Конституции поставили задачу минимум: разглядеть паспортные данные с 2 метров. На заседании Центризбиркома 2 июня Элла Памфилова ругалась на критиков — «горе-экспертов» и призывала «не болтать», а записываться в наблюдатели через Общественную палату. В перерыве всем желающим показали театрализованную постановку дня голосования — не без накладки. В качестве декораций выступили избирательный участок и лестничная площадка.
В Центризбиркоме 2 июня прошло первое заседание с момента назначенной накануне даты голосования по поправкам в Конституцию — 1 июля. Интересующиеся, как обычно, смотрели видеотрансляцию. На повестке стоял процесс организации плебисцита. Первым делом Элла Памфилова обрушилась на «горе-экспертов», призвав пример зарубежного опыта проведения выборов по время разгула COVID-19 на защиту от критиков. «Я тут почитала некоторые отклики наших «великих экспертов», — рассказала она, подпустив в голос сарказма, — которые пишут: «Ой, пир во время чумы». Вот как раз пир во время чумы мы пропустили. То есть, когда ситуация вызывала большие сомнения, президент принял ответственное решение, и выборы были отложены». Председатель комиссии во время заседания оговорилась, назвав голосование выборами как минимум дважды.
Глава ЦИК особо подчеркнула, что шесть дней до даты «икс», в течение которых волеизъявление также будет возможно, — это не досрочное голосование, попеняв всем за некорректность формулировок. И призвала называть период до 1 июля правильно — «голосованием до дня голосования». «У многих, особенно наших матерых экспертов, [голова] настолько забита стереотипами, связанными с избирательным законодательством. Они часто с трудом понимают, что это не выборы», — посетовала Памфилова.
Было отмечено, что голосования по почте не будет: сложно организовать наблюдение, небезопасно с санитарной точки зрения и вообще «позавчерашний день». Тут же комплимент получила технология «Мобильный избиратель», с помощью которой граждане смогут подать заявление и проголосовать по месту фактического нахождения. Уже поданные заявления на голосование по Конституции после переноса даты с 22 апреля, напомним, было решено аннулировать. Подавать новые заявления можно будет уже с 5 июня
Обеспечение защитными масками, перчатками и при необходимости ручками Центризбирком пообещал взять на себя. Посетителей с температурой решено отправлять голосовать и ждать скорую в отдельное помещение.
Членам избирательных комиссий, не обладающим идеальным зрением, до начала плебисцита придется обзавестись оптикой. Демонстрировать паспорт посетители участка при получении бюллетеня будут с дистанции в 2 метра, может, «чуть меньше». «В руки не давать, — строго внушала глава ЦИК и заверяла: — На расстоянии все видно». В ходе заседания она периодически возвращалась к этому вопросу, подчеркивая, что задача вполне выполнимая.
Всех критиков, в отношении которых Памфилова с завидной фантазией употребила очередной эпитет — «Бабки-Ёжки», настоятельно пригласила «не болтать», а поучаствовать в качестве наблюдателей. По ее заверению, Общественная палата, а только через эти структуры будут набирать наблюдателей, примет всех, никого «фильтровать» не будет. «Чтобы ваш скептицизм развеялся», — добавила она.
Замглавы ЦИК Николай Булаев обратил внимание, что ни в одном документе не прописано, сколько наблюдателей должно находиться на участке — только при выезде. «Вопрос: почему на участке мы не регламентируем, сколько наблюдателей должно быть, а вне участка регламентируем? Я предлагаю это обсудить, посоветоваться с Общественной палатой. Член УИК [на участке] работает, к нему подходит голосующий, и работают один на один. Почему на выезде обязательно двое? У нас презумпция невиновности отпала? Мы нормы ответственности за работу членов УИК внесли колоссальную. Ну почему мы не доверяем человеку в таких условиях работать?»
Затем комиссии продемонстрировали ролики-объяснялки для граждан. Под бодрое музыкальное сопровождение мультяшные герои в соответствии с рекомендациями Роспотребнадзора выполняли свой гражданский долг. «Голосовать легко и безопасно!» — заверял голос за кадром. Глава ЦИК предупредила выпады критиков, заявив, что все упоминания о 1 июля, учитывая, что дата плебисцита была объявлена только накануне, в роликах монтировались ночью.
В перерыве заседания всех желающих пригласили в атриум, где разместили уже знакомые по роликам декорации: избирательный участок, мультяшные члены УИКа в полный рост и лестничная площадка с дверью в квартиру. Памфилова и актеры показывали, как пришедший проголосовать проходит проверку температуры на входе, топчется на дезинфицирующем коврике, избавляющем подошвы от «полчищ микробных врагов», обрабатывает руки санитайзером и только после этого облачается в перчатки и маску. «Доставайте паспорт. Близко не подходим», — учила Памфилова. Члены УИКа сверяли с заранее напечатанными списками избирателей паспортные данные. Картонный насупленный наблюдатель с лупой демонстрировал, что внимательно следит во избежание нарушений.
Во втором акте постановки — околоквартирного голосования — член УИК на лестничной площадке облачилась в легкий халат и опрыскала санитайзером звонок и дверную ручку. От идеи нарядиться в защитные костюмы решили отказаться, в них тяжело, комментировала Памфилова. На дверную ручку повесили пакет с набором участника голосования: дезинфицирующее средство, ручка, маска, перчатки, бюллетень и заявление о голосовании вне участка с распечатанными паспортными данными. Переносной ящик ставится около двери. Звонок в дверь — и отступление на 2 метра. Герой постановки — обитательница квартиры 90-летняя «Марфа Петровна» в исполнении молодой девушки допустила оплошность: опустила заявление о голосовании вместо предназначенного для этого «кармашка» в переносную урну, вместе с бюллетенем. «Теперь придется ящик опечатать и приехать к вам еще раз, — прокомментировала Памфилова. Второму обитателю квартиры досталась похвала: «Иван Степанович все сделал правильно».
После перерыва обсудили дистанционное голосование. Регионам, претендующим на применение электронного голосования, придется потрудиться: это позволят только трем наиболее подготовленным субъектам. При этом одно из них, очевидно, уже занято — это Москва. Чтобы Петербург смог войти в тройку, с соответствующим предложением, согласно мартовскому постановлению Центризбиркома, должен выступить губернатор. На заседании особо прозвучало: те регионы, которые хотят воспользоваться этим правом, должны подавать заявки уже сейчас. Выступал ли с такой инициативой Беглов, оперативно в пресс-службе Смольного уточнить не смогли.
Проголосовать в онлайн-формате можно будет только до 20.00 30 июня, в «дни голосования до голосования». Собирать результаты предстоит специально созданной территориальной комиссии, 10 человек, главу назначит сам ЦИК. Замглавы ЦИК Николай Булаев сентиментально заметил, что ему будет жаль из-за постепенного ухода от голосования непосредственно на участках, куда можно прийти, остановиться и подумать — «как в церкви».
Спокойную атмосферу под конец всколыхнула речь члена ЦИКа Евгения Колюшина, который заявил, что будет голосовать против проекта постановления по созданию территориальной комиссии по электронному голосованию, и перечислил почему. «У него только одно достоинство, на мой взгляд, — оно повышает явку. Причем это достаточно сомнительное достоинство... а дальше начинаются сплошные минусы либо сплошные проблемы». Он обратил внимание, что между гражданином и определением итогов находится посредник — программное обеспечение, которое кто-то делает.
Административный ресурс, по мнению члена комиссии, получает новые возможности для своего развития. Невозможно выявить массовое голосование с одного компьютера. Также Колюшин сослался на опыт Германии, где при использовании электронных технологий в обязательном порядке у граждан должна быть возможность убедиться в достоверности избирательных действий и их итогов без специальных знаний.
От такой речи частично потеряла дар слова даже Памфилова: «Я в шоке, Евгений Иванович. Нет, Николай Иванович [Булаев], отвечайте вы, я воздержусь». Замглавы ЦИК сравнил претензии коллеги с тем, что в Свердловской области планируется выдавать автономера с цифрами «666», а кому-то это не нравится (на самом деле, не планируется. — Прим. ред.).
Памфилова заявила, что 300 человек не смогут проголосовать с одного компьютера — у каждого есть своя регистрация. Колюшин пояснил: все пароли и логины можно передать — «начальнику, бандиту, еще кому-то», и никаких механизмов проверки нет. «Я вас умоляю, на всю страну такую чушь говорить», — ужасалась глава комиссии. И в финале добавила: «Я даже ответить на это не могу, это просто неотвечаемо!» Тем не менее внятного объяснения, как граждане могут убедиться в корректности подсчета при электронном голосовании, расслышать так и не удалось.
Ирина Корбат,
«Фонтанка.ру»