Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Бизнес COVID-19 Владельцы прогулочных теплоходов готовы работать без туристов, но чиновники пока дуют на воду

Владельцы прогулочных теплоходов готовы работать без туристов, но чиновники пока дуют на воду

25 115

Смольный не смог договориться Роспотребнадзором о возобновлении прогулок по рекам и каналам. Пара тысяч сотрудников пока без работы.

Петербургские операторы экскурсий по рекам и каналам усомнились в законности запрета, наложенного Смольным на их работу, следует из обращения Ассоциации владельцев пассажирских судов Санкт-Петербурга на имя Северо-Западного транспортного прокурора Владимира Владимирова (копия есть в распоряжении «Фонтанки»). В письме организация просит проверить нормативные акты Санкт-Петербурга, которыми приостановлена деятельность внутреннего водного пассажирского транспорта, на предмет их соответствия указу президента РФ от 11 мая и постановлению правительства РФ от 16 мая, которые определяют порядок согласования ограничений после окончания режима нерабочих дней.

По словам участников рынка, вот уже два месяца они находятся в правовом вакууме. С одной стороны, постановление Смольного № 121, которое регулирует жизнь города в режиме повышенной готовности, не запрещает оказание транспортных услуг. А основным видом деятельности, на который судовладельцы получают лицензию, является именно «перевозка пассажиров внутренним водным транспортом». Но рассекать волны теплоходам не дает запрет на навигацию: подчиняющийся Минтрансу «Волго-Балт» не разрешил перевозить пассажиров по Большой Неве; внутренние реки и каналы, находящиеся в ведении Смольного, также закрыты.

При этом подведомственный Смольному Центр развития и поддержки предпринимательства выдает судоходным компаниям QR-коды, означающие разрешение на работу. «Во всех материалах написано, что транспорт работает в полном объеме. Но мы — транспорт, и мы не работаем», — комментирует генеральный директор «Нева-Тревел Компани» Юрий Набатов.

По информации «Фонтанки», судьба водных перевозок интенсивно обсуждается на координационных советах и оперативных штабах правительства Петербурга. По словам собеседников, близких к транспортному блоку, запустить навигацию планировалось уже с 1 июня. Вопрос считался практически решенным, но на совещании с участием Роспотребнадзора 28 мая тему поставили на паузу.

«Ожидается, что открытие пассажирской навигации будет возможным в рамках следующего этапа снятия ограничений», — говорится в сообщении Агентства внешнего транспорта (подчиняется комитету по транспорту) от 1 июня. Пока же чиновники порекомендовали судовладельцам проверить себя на соблюдение стандартов санитарно-гигиенической безопасности.

В комитете по транспорту «Фонтанке» затруднились назвать точный срок запуска навигации. «Мы готовы, но все зависит от эпидемиологической обстановки, ждем предписание Роспотребнадзора», — сказали в ведомстве. Вице-губернатор Евгений Елин, отвечающий за реализацию 121-го постановления, назвал скорый запуск водных прогулок «маловероятным», поскольку деятельность таких компаний нарушает еще несколько запретов — в частности, на проведение групповых экскурсий, а также проведение досуговых мероприятий. «Есть позиция, что это приводит к большому скоплению людей. Кафе и рестораны мы пока не открываем, так что и запуск водных экскурсий выглядит нелогичным», — отметил он.

Участники рынка говорят, что официальных ответов от властей не получают, сигналы, которые поступают в частных беседах, не добавляют ясности. «Нам говорят, что петербургские чиновники ждут разрешение Минтранса, а Минтранс ссылается на то, что сначала губернатор должен согласовать, что можно открыть, и тогда они тоже сразу откроют», — комментирует глава «Аква-Экскурс» Владимир Филиппов. При этом уверяет: все необходимые меры безопасности уже обеспечены: маски, санитайзеры и термометры закуплены еще в марте. «Мы будем стараться выдерживать дистанцию, сделаем более редкую рассадку, развлекательных рейсов с дискотеками не будет», — комментирует Юрий Набатов.

В ожидании решения властей некоторые компании уже расконсервируют суда. «Нева-Тревел» спускает на воду 4 из 9 метеоров. По словам Юрия Набатова, таким образом перевозчик надеется минимизировать издержки: хранение на берегу гораздо дороже, чем на воде. «Мы все в боеготовности: суда на технической базе ждут, когда разрешат работать», — комментирует глава «Астра-Марин» Андрей Кузнецов.

Нетерпение судовладельцев понятно: их бизнес носит сезонный характер и приносит доход с мая по сентябрь. Нынешний простой уже лишил компании 20% годовой выручки. И даже если ограничения снимут с 15 июня, возместить потери не удастся. Так, глава Роспотребнадзора Наталья Башкетова высказала сомнения, что туристический сезон в Северной столице в этом году вообще состоится. «А если не будет туристов, кого мы будем катать?» — рассуждает Владимир Филиппов.

«Прогнозы на навигацию становятся хуже. Относительно прошлого года мы просядем на 50–70%. Апрель — июнь приносили треть годового оборота, от двух третей оставшихся, дай бог, выберем 40%», — считает Юрий Набатов. По его словам, «Нева-Тревел» планировала перевезти 950 тысяч пассажиров, но теперь рассчитывает на 200–250 в лучшем случае.

В отсутствие туристов можно рассчитывать разве что на местных жителей и индивидуальные продажи билетов. Компании, которые были заточены на туристические группы, а также аренду теплоходов под свадьбы и корпоративы, вероятно, вовсе не возобновят работу, добавляет он.

За петербуржцев судоходным компаниям тоже придется побороться. «Вероятно, будет демпинг, если туристов не привезут», — считает Владимир Филиппов. Общие потери по сравнению с прошлым годом 80%. Заработанных денег едва хватит на то, чтобы платить минимальные зарплаты и покрыть расходы за зимнюю стоянку в будущем году.

По словам судовладельцев, сотрудников они пока не сокращают. Но у «Астра-Марина» примерно 20% персонала сами покинули компанию, поскольку не смогли жить на зарплату без премий. Кроме того, из-за вынужденного простоя не нанимали и сезонных работников, не оплачивали услуги самозанятых партнеров — гидов, продавцов билетов. Всего прогулки по рекам и каналам обеспечивают временную занятость около 2000 человек, оценивает Юрий Набатов. «Многие из них не смогут найти другую работу, для людей, которые трудятся в отрасли, это катастрофа», — отмечает он. По мнению Владимира Филиппова, без работы почти наверняка останутся матросы. «Вероятно, на маршруты выйдет от силы половина судов, и капитаны будут работать посменно — один день капитаном, один день матросом», — говорит он.

Перспективы господдержки пока тоже туманны: водные перевозки все еще не включили в перечень пострадавших отраслей, а без этого нельзя даже получить льготные кредиты. «Нева-Тревел» взяла кредит на заработную плату сотрудникам под залог трех своих судов.

По словам Юрия Набатова, этих денег хватит до начала июля. «Аква-Экскурсу» заём в размере МРОТ на сотрудника предложил один из банков. По мнению Владимира Филиппова, это связано с тем, что в качестве вспомогательного вида деятельности у компании указано оказание экскурсионных услуг. Пока заявка не одобрена, но уверенности, что он сможет рассчитаться с долгами, у предпринимателя нет. «Правительство дает деньги на шесть месяцев с расчетом, что фирма начнет работать и сможет отдать. Но у нас через шесть месяцев кончится навигация», — пояснил он.

«Метро работает, авиация работает, железные дороги работают, а мы, водный транспорт, стоим. Нам ничего не поясняли, нас просто забыли», — сокрушается Андрей Кузнецов. Впрочем, об отрасли помнит, как минимум, транспортная прокуратура. В последние месяцы ведомство отправило серию запросов, в которых, в частности, предложило отчитаться о состоянии флота, квалификации капитанов, а также о получении господдержки. В своем письме Ассоциация владельцев пассажирских судов выражает недоумение по поводу такой активности и просит исключить проверки поставленной на прикол отрасли.

Галина Бояркова, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
12
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях