Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Особое мнение Громкая смерть, или Как шум убивает в Петербурге день за днём

Громкая смерть, или Как шум убивает в Петербурге день за днём

52 970

В этом году мы увидели свой город с неожиданной стороны. Эпидемия заставила нас изменить привычный уклад, да и власти настойчиво призывали оставаться как можно дольше дома. И мы по-новому оценили качество своей жизни: обостренно заметили много из того, что делает жизнь в Петербурге некомфортной.

Находясь на самоизоляции, многие столкнулись с непереносимым шумом. Мало кто знает, что 20–40 процентов городских жителей чрезвычайно чувствительны к шуму, а 12 процентов жителей вообще с трудом переносят малейший шум — он превращается для них в настоящий кошмар. Это сотни тысяч горожан.

Шум традиционно измеряют в децибелах (дБ), например шум сильного дождя доходит на 50 дБ. Садящийся «Боинг» в паре тысяч метров над землей грохочет на 100 дБ. И это уже очень громко и опасно: если подвергнуться такому шуму в течение восьми часов, то начинается разрушение вашей слуховой системы.

Возможно, я вас удивлю, но шум в 100 дБ выдает и мотоцикл. С первыми теплыми днями июня Петербург заполнился мотоциклистами. От неуемного научного любопытства я подсчитал, что в период с девяти до одиннадцати ночи в некоторых районах Петроградской стороны мотоциклы нарушали тишину у жилых домов каждые 20–30 секунд. Важно понимать, что по статистике до 80 процентов мотоциклов оборудованы нештатными системами выхлопа, усиливающими шум. Наплыв новых горожан, привыкших с провинциальной страстью шуметь на улицах, захлестнул город. И если бы только мотоциклы! Громкая музыка из проезжающих авто, шумные компании и многое другое многократно усиливают какофонию за нашими окнами.

Чем все это чревато? Вероятность инфаркта увеличивается на 2–3 процента с каждыми 10 дБ дорожного шума. Пожилым жителям (за 65 лет) те же 10 дБ увеличивают вероятность инсульта на 27 процентов. Множество исследований показывают, что повышение шума жилой среды до 65–70 дБ приводит к увеличению риска гипертонии на 10–50 процентов — возможно, ваше повышенное артериальное давление связано с шумом за окном! Например, в Германии до 3% всех инфарктов миокарда связывают с уличным шумом.

Важно не только здоровье. Например, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рекомендует для успешной учебы детям находиться в среде с шумом ниже 35 дБ. В нынешней городской среде Петербурга дети просто не могут нормально сосредоточиться. А кто из нас не проводил бессонную ночь, нарушенную шумом из-за соседей, автомобильной сигнализации и уборочной машины?! Та же ВОЗ рекомендует для комфортного сна уровень шума ниже 40 дБ, и это при том, что за нашим окнами в буквальном смысле ревет самолётный шум в 100 дБ, издаваемый мотоциклистами. А ведь нарушения сна (когда мы спим менее 6 часов) приводят к ожирению, к развитию диабета, к повышенному давлению. В конце концов хронический шум выше 70 дБ увеличивает вероятность депрессии.

Важно отдавать себе отчет в том, что шум вызывает выброс стресс-гормонов (катехоламинонов и кортизола), а хронический стресс неизбежно приведет к необратимым изменениями в вашем организме. Так, ВОЗ подсчитала, что заболевания, связанные с шумом, ежегодно приводят к смерти около миллиона жителей Западной Европы. Отсюда и огромный интерес к данной проблеме у европейцев; как грибы выросли многочисленные национальные программы по снижению шума. Шум продолжает калечить жизни — он каждый год приводит к развитию гипертонической болезни у 900 000 европейцев.

Шум может вызывать так называемый окислительный стресс, когда в результате окисления повреждаются клетки в разных тканях человека. Поэтому неудивительно, что как минимум три исследования в Дании показали связь дорожного шума и некоторых форм рака груди. Более того, мало кто отдает себе отчет в том, что стрессовая среда вызывает изменения в наших генах, которые через эпигенетические механизмы передаются следующим поколениям.

Если государство призывает горожан находиться дома — оно вдвойне ответственно за их здоровье и комфорт. Молчание администрации города и ГИБДД день за днем наносит вред здоровью петербуржцев всех возрастов. Шум мотоциклов — лишь часть бесконечного шума питерских дорог. С возвращением туристов возобновятся ночные концерты музыкантов, использующих звукоусиливающую технику, провинциальная молодежь примется курить кальяны и слушать музыку, усиленную до реактивных 110 дБ, а по рекам города будут носиться судёнышки, сеющие ночную музыкальной какофонию, зарабатывая на туристах и мучая горожан, под окнами нашими запыхтят туристические автобусы с расстроенными двигателями, чадящие и шумящие, откроются рестораны и бары, которые вновь доведут соседей до белого каления ночным шумом. Этот город убивает вас день ото дня! Ему требуются лечение и серьезная программа борьбы с шумом, неравнодушие жителей и внимание политиков. Несколько систематических рейдов ГИБДД спасло бы тысячи жизней. Но жители, похоже, обречены умирать.

Василий Ключарев,

кандидат биологических наук, ординарный профессор НИУ ВШЭ,

директор Института когнитивных нейронаук ВШЭ

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
78
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях