Городские власти спешат зафиксировать: мы на плато и выздоравливаем, банкротства Петербург тоже не ждет. Момент важный — до поправок в июне прошли полпути.
Отчитываться по текущей эпидемической и экономической ситуации Смольный решил на Совете по стратегическому развитию и проектной деятельности в Санкт-Петербурге по направлению «Открытый город». Заседание его — естественно, в удаленном режиме — прошло 17 июня. Публикуем основные тезисы.
«Мы не только вышли на плато, но и начали решать проблему»
Руководитель межведомственной группы по противодействию коронавирусу в Петербурге Евгений Шляхто:
«За последнюю неделю мы имеем существенное снижение числа новых случаев, минус 27%... Мы не только вышли на плато, но и, хочу сказать с осторожным оптимизмом, начали решать эту проблему, проблема становится не такой острой. Остается сложность не столько COVID, сколько ситуация, связанная с сочетанием внебольничной пневмонии и COVID-инфекции; но и здесь мы видим снижение понедельное: в предыдущую неделю — 4%, в последнюю неделю — 8%. Мы имеем значительное снижение количества поступающих больных; и что отрадно, мы увеличиваем количество выбывших. Фактически эти цифры сегодня сравнялись».
В доказательство Шляхто привел несколько слайдов, на которых отображена понедельная динамика заболевания. Число поступивших и выписанных с COVID-19 и пневмонией действительно почти совпали по итогам прошлой недели. При этом можно обратить внимание, что перелом произошел аккурат на неделе с 1 июня, когда президент дал сигнал готовиться к общероссийскому голосованию по поправкам в Основной закон страны.
При этом медианные показатели по смертности как росли, так и растут. Ранее «Фонтанка» писала о том, что ковидные стационары работают на пределе возможности, а кое-где эти пределы уже нарушены.
«Раньше мы говорили об удвоении [числа выявленных зараженных] за 7 дней, потом было 14 дней, — напомнил Шляхто. — Мы сегодня имеем с 1 июня актуальный прогноз удвоения за 30 дней».
Согласно слайду, к 7 июля в городе ждут 29 390 заболевших (сейчас с начала эпидемии 21 275).
«Если в январе мы говорили, что противовирусная терапия является номером один, то к июню значение этого подхода съехало практически до нуля, — сообщил он. — Появляются новые препараты. Устоял и удержался гидроксихлорохин. Мы видим, как противовоспалительная терапия, в том числе глюкокортикоиды, набирает обороты. В начале они были только по жизненным показаниям, а сегодня это начальная терапия и препарат терапии выбора».
Потребность в персонале сейчас составляет 252 человека; по словам Шляхто, это совсем не много. На 5 мая в оказании помощи больным с коронавирусной инфекцией было задействовано 804 обучающихся. На 15 июня их было уже 5931.
«У нас сегодня есть огромный ресурс, 1330 студентов, которые заканчивают шестой курс, для того, чтобы принять непосредственное участки в борьбе с коронавирусной инфекцией»
«Важнейшим фактором является изменение кадровой политики, — добавил Шляхто. — От гиперспециализации, которая фактически предопределила дефицит кадров в условиях пандемии, когда узкие специалисты занимались несвойственным функциями, мы должны переходить к кадровой политике, когда врачи будут отличаться не столько названием специальности, сколько набором компетенций, и вот этот набор компетенций будет определять будущее специалиста, который будет готов к любой ситуации».
«Изменения начинаются, когда смерть стучит в окно»
Диагноз экономике ставил профильный вице-губернатор Евгений Елин, ответственный и за главный катехизис коронавируса — 121-е постановление Смольного.
Коронакризис отбросит экономику Петербурга в 2014 год. Если эпидемия продолжится в 3-м квартале и 4-м квартале будет вторая волна, потери могут составить 10–15% ВРП. Для сравнения: за последние 10 лет ВРП Петербурга вырос на 25%. В отличие от коммерческой компании, которой достаточно лишиться 10% выручки, чтобы обанкротиться, для города потери не будут фатальными.
Капитальные расходы бюджета в 2020 году сократятся на 33,2% от запланированного — до 67 млрд рублей. Это антирекорд за 10 лет. В основном деньги пойдут на уже начатые проекты, на новые не хватит. Красная черта объема инвестиций, за которую нельзя переступать, — 50 млрд рублей. Эта сумма нужна на восстановление того, что уже есть (5% амортизации от 1 трлн рублей балансовой стоимости имущества).
Коронакризис чреват увеличением зависимости от нефтегазового сектора, доходы от которого плохо предсказуемы, и оттоком инвестиций. Если и дальше придется сокращать расходы, начнет разрушаться социальная, инженерная и дорожная инфраструктура. Но до этого мы не дойдем.
Петербург подошел к периоду инвестиционной паузы. Крупные проекты закончились, новые не начались. Все что есть — достройка Лахта Центра, СКК, Витебская развязка ЗСД, яхт-клуб в Стрельне, завод двигателей Hyundai. Зато «мощнейший поток инвестиций» пошел в Ленобласть. Петербург может на этом сыграть: областным инвесторам где-то надо арендовать офисы и набирать персонал. Факторами роста экономики Петербурга должны стать трудовые ресурсы и производительность труда.
Надо провести работу над ошибками, которые выявил ковид. На здравоохранение тратится 150 млн долларов в месяц. Но проблема не в деньгах, а в системе управления. Сфера здравоохранения излишне забюрократизирована, недостаточно мобильна и технологична. «Подвиг одних — это плата за ошибки других».
Нужна выработка стандартов городской среды с учетом пост-вирусных реалий. Если продолжать строить «улучшенные современные бараки», мы получим приток охранников супермаркетов и сотрудников клининговых компаний. Высококвалифицированные специалисты в небезопасный город не поедут. Три пилотных проекта: «Здоровый квартал» (Почта России), «Здоровый парк» (Приморский парк Победы), «Безопасный кампус» (Политех).
«Надо подготовиться ко второй волне — будет не будет, надо подготовиться к худшему».
Драйверы роста экономики Петербурга — инвест-программа РЖД, высокоскоростная магистраль Москва — Петербург, развитие малой авиации.
Нужно воспользоваться тем, что россияне не могут поехать за границу, и перестраивать сферу туризма. «Это не старый туризм, это не женщины, которые стоят на углу и говорят «уважаемые ленинградцы и гости города, приглашаем вас», это совершенно другая отрасль, которая должна только появиться — с минимальными транзакционными издержками, уберизацей и иными транспортно-логистическими услугами».
Нужно создавать новую систему управления и привлекать источники финансирования, не подпадающие под нормы Бюджетного кодекса.
«Есть высказывание «изменения в компании начинаются, когда смерть стучится в окно». Я боюсь, что ковид уже постучался, и надо быстро и энергично меняться».