Новость о том, что с 6 июля начнут работать городские фитнес-центры, омрачена для участников рынка и клиентов жесткими рамками, в которых им придется работать. Кроме того, содержать открывающиеся спортзалы сами себя не смогут: их выручка не покроет расходы, и всем придется работать на заемные деньги.
Открыться не разрешают фитнес-клубам, которые находятся в торгово-развлекательных комплексах. В Петербурге таких насчитывается около 150 — они составляют 20 % всего рынка. К тому же, по новым правилам, которые начнут действовать с 6 июля, фитнес-клубы смогут принимать клиентов лишь по предварительной записи, сотрудников обяжут работать в масках и перчатках, в каждом клубе появится разметка в 1,5 метра. Заметно сократится количество клиентов — на 4 кв. м площади зала и на 10 кв. м бассейна будут пускать не более 1 человека. На групповые занятия разрешат пускать не более 1 человека на 5 кв. м.
Владельцы сетей World Class и Fitness House на новые правила реагируют спокойно — говорят, что полностью готовы и ждут открытия клубов. Как отмечает президент и совладелец фитнес-центров Fitness House Алексей Фурсов, 6 июля откроются все клубы Fitness House за исключением трех в торговых центрах.
«Кроме того, до сентября мы планируем открыть 3 новых клуба — они еще строятся. Закрывать точно ничего не будем. Конечно, рынок сейчас достаточно плотный, новых клиентов мало, но мы планируем после Нового года вернуться в прежнее русло. Если, конечно, не будет второй волны коронавируса», — прогнозирует Алексей Фурсов.
Однако даже самые уверенные соглашаются с тем, что исполнение новых требований и трудности, накопившиеся за время карантина, увеличат финансовую нагрузку компаний.
«Да, лишние расходы — это сложно, но закрыться мы не имеем права. Когда выручка 0, когда у тебя в компании почти 3 тысячи сотрудников, которым надо выплачивать зарплату во время простоя, когда есть обязательства по коммунальным платежам, по налогам, то любая копейка, любой рубль, любой миллион рублей — это болезненная трата», — считает президент World Class Ольга Слуцкер. Гендиректор World Class Николай Прянишников прогнозирует дополнительные траты в размере нескольких миллионов рублей каждый месяц.
По оценкам президента Ассоциации операторов фитнес-индустрии Ольги Киселевой, финансовая нагрузка клубов может увеличиться на 30–40 %. По ее словам, сейчас компании практически лишились основного источника дохода — объемы продаж не превышают 50 % от июня прошлого года. Им пришлось взять кредиты для выплаты зарплат сотрудникам и подготовки к снятию ограничений. По прогнозам эксперта, в перспективе это может привести к череде банкротств на рынке — до начала 2021 года с рынка могут уйти около 60–70 % игроков.
«В Петербурге во время карантина навсегда закрылись 15–20 % клубов — это маленькие проекты небольшой площади либо студии от 70 до 200 кв. м. У них объем инвестиций не очень высокий. Они гораздо проще выходят с аренды, нежели большие фитнес-центры. Крупным компаниям, у которых объем инвестиций 150–200 млн, выйти гораздо сложнее. Они пока держатся», — подчеркивает Киселева.
Спорт по расписанию
Одна из основных проблем, с которой столкнулись клубы после снятия ограничений, — небольшой рост новых посетителей. Президент сети фитнес-клубов Alex Fitness Алексей Ковалев подчеркивает, что основной поток — клиенты с замороженными абонементами.
«Мы рассчитываем на возвращение старых клиентов и появление новых. Мы видим позитивный прогноз во внедрении нового формата клубных карт «онлайн + офлайн». Эта коллаборация может стать новым источником прибыли и послужить толчком для дальнейшего развития рынка в целом», — считает он.
Небольшим заведениям, у которых нет особого запаса прочности, приходится искать нестандартные пути для организации работы в условиях ограничений. В спортивном клубе «Черная белка» в период восстановления начали проводить уличные тренировки. Сейчас в неделю к ним приходит с десяток новых клиентов — это примерно 7–8 % от общего числа посетителей. Во время карантина они проводили онлайн-тренировки за донаты и сдавали в аренду оборудование. Сейчас руководители клуба планируют привлекать посетителей за счет рекламных пакетов и таргетированной рекламы в соцсетях.
Наталья Выскубова, совладелец детского бассейна Power Baby на Петроградской стороне, отмечает, что для маленьких бассейнов новые меры практически ничем не отличаются от того, что было раньше, — 80 % занятий составляют индивидуальные тренировки. «Мы закупили маски, перчатки, рециркуляторы закрытого типа, санитайзеры, средства обработки, усилили дезинфекцию, нанесли разметку, купили бесконтактный термометр. Единственная сложность только в том, что наши клиенты — маленькие дети — уехали на дачи и планируют возвращение только к осени», — рассказывает она.
Помимо этого, в постановление добавили еще одно, довольно необычное требование — ограничение количества людей в бассейнах до 1 человека на 10 кв. м. Генеральный директор сети «Фитнес 24» Анатолий Соломонов объяснил поправку так:
«Это элементарно. Если у нас дорожка 50 м, ширина 2,2 м, то на ней не может быть больше 5–6 человек. Эта поправка означает, что на дорожках просто не должно быть много людей. А когда люди проплывают рядом — не страшно». По его словам, для посещения бассейна посетителям не понадобятся никакие дополнительные справки. К тому же, по его словам, им не надо будет носить маски — это правило будет распространяться только на сотрудников.
На подготовку к открытию четырех своих клубов компания дополнительно потратила около 200 тыс. рублей. Во время пандемии ей пришлось взять кредит для выплаты зарплаты сотрудникам. По прогнозам Анатолия Соломонова, отдать его компания сможет не ранее чем через год.
Чистота — залог здоровья
Согласно поправкам в 121-е постановление, всех участников рынка также обяжут проводить дезинфекцию, проветривать помещения и обеззараживать воздух. По задумке перерывы между групповыми тренировками составят не менее 30 минут. Помимо этого, всем компаниям нужно будет получить специальный QR-код, подтверждающий готовность выполнения стандартов безопасности.
По словам председателя РОО «Содействие малому бизнесу» Янины Гришиной, после того, как фитнесу разрешили открыться, сразу посыпались вопросы, как быть тем, кто формально находится в торговых центрах, но у кого при этом есть отдельный вход. И пока Смольный не дал разъяснений к поправкам в постановление, по закону они открыться не могут.
Например, эти поправки коснулись работы сети Hit Fitness, все их центры находятся на территории торговых комплексов. «В «Питерлэнде» и «Атмосфере» наши клубы находятся напротив лифта, в который можно попасть и с парковки, и из метро, и с обычного входа. Клиенту даже не надо было бы проходить какой-либо путь по эскалатору, но, к сожалению, это не приравняли к отдельному входу», — рассказали в компании.
Сейчас, по данным главы петербургского представительства Ассоциации операторов фитнес-индустрии Натальи Борулько, в Петербурге в ТЦ расположены около 20 % всех фитнес-клубов. Из расчета, что всего до начала пандемии в городе работало чуть больше 760, получается, что с 6 июля не откроется около 150 клубов. Помимо этого, нельзя будет работать и тем, кто не получит QR-коды в Центре развития и поддержки предпринимательства, подведомственном комитету по промышленной политике, инновациям и торговле Петербурга.
Однако, как отмечают участники рынка, получить такой код можно в течение одного дня. Для этого надо создать личный кабинет на сайте Центра и заполнить анкету. На данный момент такие коды уже получили все клубы Alex Fitness, но, например, еще не получили центры World Class.
«Несмотря на снятие ограничений, наступает еще один трудный для всех нас период — период восстановления. Финансовые и арендные обязательства, отсутствие прибыли и новые условия открытия не позволят многим клубам открыться вновь. Расходы возрастают — от покупки средств дезинфекции и усиленной работы клининга до введения мер по контролю трафика в клубах», — подчеркивает Алексей Ковалев. По его словам, на восстановление «докоронавирусных» доходов уйдет более 2–3 месяцев при условии работы без ограничений. В целом, по разным прогнозам, рынок Петербурга может потерять от 20 % до 50 % игроков, считает он.
Как отмечает Николай Прянишников, в Петербурге до сих пор идет процесс уточнения всех деталей и условий открытия клубов: «В целом мы оцениваем, что по этому году будет потеря около 50 % выручки. Очень надеюсь, что меры, которые уже были приняты и разработаны с участием представителей индустрии, возьмут на вооружение и в других городах».
Александра Сидоркина, для «Фонтанки.ру»
По данным Ассоциации операторов фитнес-индустрии России, три ключевых игрока этого рынка в Петербурге - сети Fitness House, SportLife и Alex Fitness. К июлю этого года на них приходилось более половины площадей фитнес-объектов города (суммарная площадь около 241 тыс. м2). В денежном выражении доля этих топ-3 игроков сейчас - почти 60% рынка.