Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Город Приходите завтра, но за деньги. Как в Петербурге устроен бизнес на МФЦ

Приходите завтра, но за деньги. Как в Петербурге устроен бизнес на МФЦ

107 078
автор фото Михаил Огнев / «Фонтанка.ру» / архив

Неспособность Смольного организовать работу многофунциональных центров открыла для горожан возможность дополнительного заработка.

Из-за коронавируса МФЦ в Петербурге работают строго по записи, причем свободные окна в их расписании можно отыскать только через три недели. Перед горожанами встал выбор: терпеливо ждать или отложить дела до лучших времен, как советует Смольный. Пока одни думают, другие зарабатывают на местах в очереди.

«Да, это можно устроить. Будет стоить 3 тысячи, но надо будет оформить доверенность — номерки же именные», — обрадовал корреспондента «Фонтанки» предприниматель, связанный с покупкой мест в очереди в МФЦ.

Нужные слоты в записи в МФЦ есть у агентов по недвижимости — они записывались еще в мае-июне, когда центры только открылись. Сейчас подходит их очередь, и это дает возможность менее расторопным гражданам пробиться к госуслугам чуть быстрее.

Спрос есть: пробиться к заветному окошку, чтобы зарегистрировать сделку или получить другую услугу, не терпящую отлагательств, сейчас не так-то просто. Очереди растягиваются на многие недели, а чтобы получить номерок, придется «повисеть на телефоне».

Испытание горячей линией МФЦ выдержит не каждый, хотя время ожидания с начала июня сильно сократилось. Корреспондент «Фонтанки», который пытался записаться на одну из популярных услуг, слушал фоновую музыку вместо обещанных на форумах полутора часов 11 минут. За это время «рассосалась» очередь из 139 звонков — сотрудники принимают примерно по 12 звонков в минуту. Записаться на подачу документов «по-честному» нам удалось только на 28 июля.

В Сети поползли слухи о людях, готовых за небольшую плату посодействовать в оформлении документов в ускоренном режиме. Место в очереди оценивалось в 2–5 тыс. рублей. «Фонтанке» удалось связаться с одним из таких специалистов, он попросил за свои услуги 3 тыс. рублей. Чего тут больше — спекуляции или доброго дела — пусть решат сами петербуржцы. Но решение для сложных жизненных ситуаций, когда, например, надо срочно продать квартиру и уехать, есть.

МФЦ заработали в Петербурге по новым правилам с 26 мая, подать заявку на услугу можно было с 23 мая. Посетителей обязали записываться на подачу и получение документов заранее с помощью горячей линии СПб ГКУ «МФЦ», а в помещении находиться в медицинской маске и перчатках. На входе визитерам измеряют температуру, а сотрудников огораживают защитным экраном. В городскую систему МФЦ входят 57 центров «Мои документы». Почти все они сейчас работают, кроме двух закрытых на ремонт: на проспекте Большевиков и Новоколомяжском проспекте.

Жители Петербурга поначалу обрадовались открытию МФЦ, рванули записываться, но, когда встали друг за другом в телефонную очередь, поняли, что работа центров недостаточно организована. Ведь, к примеру, на рынке недвижимости жизнь бьет ключом. По данным профильного комитета, большинство обращений, поступивших в МФЦ в июне, относились к услугам Росреестра. Роботизированный голос по телефону сразу предупреждает, что «запись на услуги Росреестра на ближайшие три недели уже завершена». Как выяснилось позже, на оформление сделок купли-продажи квартир еще оставались свободные окна на 28 июля (через три недели), но к полудню 8 июля они закончились. Корреспонденту «Фонтанки» предложили попытать удачу в четверг с 9 утра — может быть, получится получить бронь на 29 июля.

«Трубку приходилось держать по 40 минут, чтобы дозвониться, и запись на неделю была закрыта. Удалось записаться только в Петергоф, с Выборгского района пришлось ездить туда», — рассказывает петербурженка Татьяна, которая записывалась одной из первых. Документы ей удалось подать 30 мая, а забрать 14 июня. Чтобы записаться на получение вечером в будний день, женщине пришлось дожидаться ответа 1,5 часа.

Свои негативные эмоции жители выплеснули на страницу губернатора Александра Беглова во «ВКонтакте». «Мариинский театр начинает работать для зрителей, а в МФЦ до сих пор по записи. А паспортные столы вообще не работают. Где логика?» — написала Анастасия.

«Люди (как физические лица, так и ИП) не могут часами, днями дозвониться по единственному номеру, причем в самих МФЦ, куда можно спокойно дозвониться, запись не делают, хотя и технически, и фактически это возможно», — жаловался в личные сообщения главе города другой петербуржец. В письме он предлагал организовать онлайн-запись по примеру Москвы. Несмотря на то, что предварительную запись в столичные МФЦ отменили 18 июня, это все еще можно сделать через главный городской портал mos.ru.

У комитета по информатизации и связи, которому подведомственно СПб ГКУ «МФЦ», на все претензии петербуржцев один неутешительный ответ: «Мы не можем принять все звонки одномоментно и записать всех заявителей одновременно, как бы нам этого ни хотелось. Потому что если МФЦ начнут принимать больше людей, то не смогут обеспечить безопасность посетителей и сотрудников МФЦ, а также соблюдение всех перечисленных выше требований Роспотребнадзора».

Для записи они отправляют всех на перегруженную горячую линию, которая работает с 09:00 до 21:00 без обеда и выходных. Если в I квартале 2020 года отвечающий за неё Центр телефонного обслуживания принимал порядка 150 тыс. звонков в месяц, в июне количество консультаций выросло более чем вдвое и достигло 328 тыс. звонков. Получается, в среднем в июне операторы принимали почти по 11 тыс. звонков в день.

В профильном комитете сетуют, что спрос населения на госуслуги продолжает расти. Хотя частично их потребности покрывают федеральный и региональный сайты госуслуг, большинство жителей предпочитают посещать МФЦ очно. До пандемии центры успевали ежемесячно обрабатывать около 500 тыс. обращений. За июнь с ограничениями они обработали более 300 тыс. заявок.

«Существенно нарастить объем принимаемых обращений, сохранив необходимый уровень безопасности работников и посетителей МФЦ, пока невозможно», — утверждают в комитете информатизации и связи. Чиновники от безысходности советуют горожанам использовать по максимуму электронные формы оформления госуслуг или перенести дела на более спокойные времена.

«Фонтанке» сообщили в ведомстве, что для улучшения ситуации специалисты сейчас работают над созданием предварительной записи в МФЦ через городской портал госуслуг. Ожидается, что 13 июля после ремонта откроется МФЦ на Новоколомяжском и скоро закончится расширение центра на Звездной улице, там станет на 15 окон обслуживания больше. Что касается колл-центра, количество его операторов увеличили втрое, что и отразилось на времени ожидания.

Возможно, новые окна приема помогут разгрузить очередь, но совсем немного. Похоже, что аврал в МФЦ не закончится, по крайней мере, до очередной волны смягчения ограничений.

Евгения Горбунова, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
33
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях