Реконструкция резервуара «Петербургского нефтяного терминала» в Угольной гавани спотыкается о жителей ближайших районов. Режим «тайны» довел до прокуратуры.
О планах по строительству объектов на территории АО «Петербургский нефтяной терминал» (ПНТ) в Угольной гавани жители Красносельского района узнали случайно и постфактум. Они говорят, что регулярно ощущают «нефтяные» запахи, и опасаются, что терминал расширят, а перевалку увеличат, хотя об их согласии на это узнали якобы лишь формально. Дело дошло до обращения в прокуратуру.
В протоколе общественных обсуждений, который местные жители обнаружили на сайте комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности, говорилось, что в период с 7 апреля по 7 мая комитет готов был выслушать замечания и предложения жителей к экологической экспертизе проектной документации по строительству объектов на территории ПНТ. Обсуждение признано состоявшимся — ни одного замечания не поступило. Хотя оповещение о начале общественных обсуждений было опубликовано на сайте комитета, жители занервничали — никакой информации о том, что собираются строить на территории терминала, на портале комитета уже нет.
«Да вонь постоянно стоит, то нефтепродуктами, то солодом пахнет, да и *** его поймёшь чем ещё», «Мне кажется, жителям нужно выходить и бойкотировать стройку терминала… Похоже, письмами уже мало чего можно добиться. Одни отписки от властей. Но и они нужны, конечно», «И всё это вблизи жилых зон! Что это за власть, которую мы все выбрали?» — стали писать в социальных сетях соседи будущей стройки.
Основная причина их беспокойства — запах. «Жители Красносельского района регулярно жалуются на специфические запахи нефтепродуктов, серы и прочих веществ, исходящих из имеющегося терминала. Похоже на какую-то тухлятину, серу. Что-то едкое и химическое. Три-четыре ночи назад я не мог из-за этого запаха окно открыть», — говорит Красимир Врански, основатель движения «Красивый Петербург» и житель Красносельского района. К слову, со зловонием местные знакомы не понаслышке — в перечень его вероятных источников попадали и иловые карты Водоканала, и незаконные свалки: то с тухлой курицей, то с «аммиачным» мусором.
Их поиск информации о проекте так и не увенчался успехом. Как сказано в протоколе обсуждений, доступ общественности к окончательному варианту материалов по оценке воздействия на окружающую среду с момента их утверждения и до принятия решения о реализации должен осуществлять тот, кто природоохранную документацию и разрабатывал — ООО «Эко-Экспресс-Сервис». Но на сайте компании документов нет, а ссылка на облачное хранилище, которая, вероятно, вела к папке со всеми документами, теперь неактивна. На сайте экспертной организации осталось только описание проекта: «Планируемый грузооборот: алкилаты в количестве 1,0 млн т/год, бункерное топливо и/или дизельное топливо — 0,15 млн т/год». Сроки проведения оценки воздействия на окружающую среду: IV квартал 2019 года — II квартал 2020 года. Строительство собираются закончить в течение 24 месяцев.
«Если мощность терминала увеличится на 1,15 млн тонн в год, то ровно настолько же больше будет вонять людям», — возмущается Врански. «Фонтанка» связалась с ПНТ, но там панике жителей удивились. По словам главного инженера компании Юрия Каторгина, они не совсем корректно интерпретировали данные, которые нашли в открытом доступе. Реализация этого этапа не предполагает расширения терминала и увеличения объемов перевалки, — подчеркивает специалист.
В пояснительной записке к проектной документации, которую в ПНТ показали «Фонтанке», действительно сказано, что строительные работы будут проводиться на участке площадью почти 8 га в границах землеотвода терминала. Проект предполагает строительство резервуаров с грузооборотом 1,2 млн тонн в год. Их вместимость пока составит 53 тысячи м3. «Сейчас это 57 тысяч м3, а грузооборот этой части терминала — 2–3 млн тонн в год, грузооборот всего терминала уже составляет 6–8 млн тонн в год, — говорит Каторгин. — Так что речь не идет об увеличении объема переваливаемых грузов. Долгосрочная конъюнктура нефтяного рынка скорее говорит о снижении объемов перевалки, говорит — спрос на нефтепродукты в Европе стабильно падает, а пандемия коронавируса серьезно ускорила этот процесс».
Каторгин добавляет, что мероприятия проводят только в рамках реконструкции так называемой «старой» части терминала, которая была возведена в 1960-е, и сегодня морально и технически изношена. К проекту приступили в 2018 году, на территории терминала уже возвели новый резервуар объемом 40 тысяч м3, в который будут переваливать нефтепродукты во время реконструкции старых. До 2023 года там планируют установить куда более экологически безопасные современные мощности. Как говорится в документации, слив нефтепродуктов будет осуществляться герметичным способом, резервуары будут иметь конструкцию «стакан в стакане» — то есть двустенную, как и свежепостроенный «сорокатысячник». Кроме того, предполагается строительство конструкций для улавливания и рекуперации паров нефтепродуктов. «Объемы выбросов уменьшатся в несколько раз. Эти мероприятия и технологии существенно удорожают строительство, тем не менее мы приняли решение строить новый перевалочный комплекс именно с их использованием», — поясняет Каторгин.
В ПНТ подчеркивают, что обращений от жителей не получали, но обещают провести с ними открытое обсуждение, как только в городе снимут ограничения. Спешка в организации публичных слушаний тоже объясняется логично — речь идет о реконструкции объектов в рамках соглашения по созданию перегрузочного комплекса в Большом порту Санкт-Петербурга с четкими сроками — ПНТ и городские власти подписали его на Петербургском международном экономическом форуме в 2019 году. Закончить проект планируют до 2024-го, общий объем инвестиций оценивают в 7 млрд рублей.
Тем временем обращение Врански с требованием отменить проведенные публичные слушания получила прокуратура. Градозащитник заявил, что их необходимо провести в строгом соответствии с законом после снятия «коронавирусных» ограничений «в связи с тем, что процедура заочных, виртуальных или удаленных слушаний законом не предусмотрена». «Прошу также проследить за организацией процесса будущих слушаний, чтобы они прошли гласно, открыто и с привлечением местных жителей», — говорится в тексте. На фоне недавней истории с нелегальным «захоронением» остатков СКК в Угольной гавани, которую принялся расследовать Росприроднадзор, он написал и предложение правительству Петербурга: проверить весь экологический блок Смольного. Заявление в прокуратуру Красносельского района со ссылкой на жалобы жителей направил и депутат МО «Южно-Приморский» Александр Кузнецов.
К слову, прямо сейчас на сайте комитета по природопользованию ведутся «удаленные» общественные обсуждения по вопросам экологической экспертизы проектной документации по еще 7 объектам. В их числе, помимо организации природных заказников, например, строительство предприятия по горячему цинкованию металла в Конной Лахте, очередной этап строительства современного судостроительного комплекса на территории «Северной верфи» в Большом морском порту Санкт-Петербурга и реконструкция канализационно-очистных систем с целью увеличения их производительности в Зеленогорске. Недавно депутаты Заксобрания в первом чтении приняли законопроект о переводе в онлайн общественных обсуждений по изменениям в Генплан, Правила землепользования и застройки, а также по проектам планировки территории и проектам решений об отклонении от предельных параметров разрешенного строительства. «Фонтанка» рассказывала, что об этом думают эксперты.
Елизавета Ивантей,
«Фонтанка.ру»