По букве закона с Петровской косы в ближайшее время должны будут исчезнуть все причалы, а затем с нуля возникнуть студенческий яхт-клуб. Внезапное внимание к акватории может быть отголоском политического конфликта, развернувшегося на самом высоком уровне.
На прошлой неделе глава Федерации профсоюзов Петербурга и Ленобласти Владимир Дербин получил письмо из Смольного. Если коротко, то трудящимся предлагается освободить территорию яхт-клуба на Петровской косе, чтобы подставить под ветер паруса молодых. Попытка «Фонтанки» прояснить, кому же в итоге принадлежат причалы и кому достанется земля на Петровской косе, открыла сложные, как выбленочный узел, хитросплетения на изнанке блестящего мира парусников и катеров.
В письме от КИО к Дербину со ссылкой на авторитет президента Владимира Путина и губернатора Александра Беглова говорится о планах по организации Студенческого яхт-клуба на территории по адресу: Петровская коса, дом 9, — это общий адрес всей территории яхт-клуба. Все здания и участки там имеют литеры и номер дома — 9.
«В целях подготовки решений, направленных на достижение баланса интересов Санкт-Петербурга и правообладателей объектов недвижимости, расположенных в границах территории, а также определения порядка создания и последующего функционирования клуба, прошу вас сообщить о готовности рассмотреть возможность, порядок и сроки передачи Санкт-Петербургу части территории для размещения Студенческого яхт-клуба», — говорится в письме за подписью замглавы комитета Александра Германа.
Дербин в разговоре с «Фонтанкой» сообщил, что до получения письма стороны не вели переговоры о передаче части этой территории городу. «Мы ответ уже подготовили и отправили. [Наша] позиция: ни с кем не делить землю. А всех приглашаем к совместной работе, в том числе и новый Студенческий яхт-клуб», — сказал он.
Вместе с тем от работы с детьми профсоюзы отказываются. Как рассказали «Фонтанке» родители юных воспитанников детской секции яхт-клуба, в ближайшее время их «передадут» в Школу высшего спортивного мастерства по водным видам спорта. Эта организация уже многие годы делит с яхт-клубом профсоюзов территорию Петровской косы. Причем отношения между соседями напряженные.
Периодически возникают взаимные денежные претензии, связанные с вопросами аренды земли. Год назад школа потребовала в суде от яхт-клуба 309 млн рублей за трехлетнюю аренду 6,2 тыс. м2 своей территории. В итоге ШВСМ присудили только 107 тыс. рублей, а на днях апелляционная инстанция постановила, что выплатить надо и того меньше — 35 тыс. рублей.
На этом фоне у родителей юных яхтсменов есть опасения, что на новом месте отношение к ним будет негативное.
По словам Дербина, секция теперь будет сосуществовать вместе с государственной школой. «У нас раньше контакта с ними не было, директриса не контактировала. А с новым руководителем нормально мы находим общий язык». — заявил председатель федерации (руководство школы сменилось в мае этого года).
Дербин утверждает, что условия занятия детей спортом не изменятся. «Почему нам с ними выгодно контактировать? У них больше учебных лицензий. Пока мы документ не подписывали, но договорились, что мы будем пользоваться их возможностями, они — нашими. Он пояснил, что яхт-клуб дает школе для учебных классов в пользование ангар, а ШВСМ, в свою очередь, разрешат заключить соглашение о пользовании водой.
Между тем главный тренер детской секции Андрей Норнов считает, что родительские тревоги имеют под собой основания.
Одновременно на территории яхт-клуба профсоюзов разворачивается и еще одна драма, которая затрагивает и старшее поколение яхтсменов: 17 июня клуб получил от судебных приставов требование освободить акваторию Малой Невки. Там расположено множество понтонных причалов, к которым пришвартованы сотни лодок. Требование основано на решении суда еще от 2011 года.
«Приставы от нас требуют убрать наше имущество с акватории, но нашего имущества на акватории нет. Есть частное учреждение, у него есть своя собственность, а есть собственность профсоюзов, различных других компаний — третьих лиц. Все эти причалы, понтоны, лодки — это все собственность третьих лиц, к которой мы вообще не имеем отношения», — поясняет директор Речного яхт-клуба профсоюзов Вадим Епишин.
Тем не менее от действий приставов страдают вполне реальные яхтсмены, чье имущество стоит в акватории. Сначала сотрудники УФССП закрыли на свой замок и опечатали дверь к одному из пирсов, но неизвестные ночью выломали её, освободив себе путь к лодкам. Потом они срезали и увезли трапы, связывавшие пирсы с сушей. Вернувшимся в этот момент из плавания яхтсменам пришлось импровизировать, чтобы попасть на берег.
Администрация яхт-клуба в начале июля оспорила действия приставов в арбитражном суде, попросив признать незаконным три постановления по исполнительным производствам от 2013 года. Сейчас заседания по этим делам отложены на начало августа.
Владимир Дербин бьет тревогу: без понтонов яхт-клубу останется только закрыться и уступить место другим инвестиционным проектам. «Мы считали, что у нас все законно, и вдруг нам говорят, что есть документ, задним числом подписанный приставами, на основании которого мы снова незаконны, — пожаловался он. — Без понтонов какой яхт-клуб? Будем теперь в футбол играть на суше».
Рядовые яхтсмены тоже поняли требование судебных приставов как первый звонок к закрытию клуба и запаниковали. По их данным, места для швартовки в Речном яхт-клубе были все разобраны еще в феврале. Если клуб профсоюзов закроется, податься им пока будет некуда: в Яхт-клубе Санкт-Петербурга (возле Лахта Центра) идет ремонт (который вместе со строительством порта «Геркулес» финансировал «Газпром»), яхт-клуб на Крестовском острове превратили в детскую парусную школу, сейчас и там арестованы понтоны и идут судебные тяжбы. Из крупных гаваней, что могут одномоментно принять несколько сотен судов, остается только яхт-клуб «Балтиец», но он далековато, имеет сложный фарватер и практически все места в нем заняты. «Такое количество яхт физически не разместить нигде. Нет такого места», — считает командор Валентин Наумов.
Требование приставов связано с арбитражным делом девятилетней давности, инициированным заместителем прокурора Петербурга против яхт-клуба и комитета по природопользованию. Суд тогда признал недействительным договор водопользования между ведомством и учреждением, поскольку он был заключен без аукциона, и потребовал от клуба убрать объекты из всех трех гаваней — Северной (парадной), Западной (гостевой) и Рабочей. Появившееся недавно требование касается первых двух.
Есть нюанс: спорные причалы, как оказалось, вовсе не принадлежат яхт-клубу. А их владельцы вроде как и не должны ничего ни приставам, ни суду. По словам Вадима Епишина, дело обстоит так: яхт-клубу причалы не принадлежат, его зона ответственности лишь подключать понтоны к береговым инженерным коммуникациям. Он подчеркнул, что не видит законных оснований, чтобы из акватории убирали имущество третьих лиц, в частности потому, что они не являются участниками судебного процесса.
Стараясь допытаться у Епишина имя реального владельца причалов, которые сейчас занимают акваторию Малой Невы, корреспондент услышал лишь одно название — ООО «Потенциал-Марин». Однако, по информации экспертов яхтенного рынка, эта фирма не владеет понтонами с прошлого года. Источники сообщают, что сейчас ее причалы принадлежат компании «Ин Да Тревел», с руководителем которой «Фонтанке» связаться не удалось. Гендиректор «Потенциал-Марин» Дмитрий Агапов по телефону не смог вспомнить, на основе каких документов понтоны размещались в акватории.
От конфликтов вокруг Петровской косы страдают не только яхтсмены, но и предприниматели-арендаторы. Весной 2018 года с территории выселили десяток кафе, работавших без разрешительных документов. Причем тогда обе стороны — клуб и школа — в беседе с «Фонтанкой» кивали друг на друга как на выгодополучателей от этих объектов.
Сами же бизнес-резиденты Петровской косы сейчас рассказывают, что вынуждены были свернуться в том числе из-за постоянной неопределенности. «Там мы были в подвешенном состоянии. Постоянно речь шла о том, что скоро начнется застройка. Всегда были краткосрочные договоренности. Каждый сезон мы не знали, откроемся или нет», — вспоминает Нодар Узарашвили, бывший совладелец концертной площадки ООО «Сидней». По данным Росреестра, его компания арендовала оборудованную площадку напрямую у Яхт-клуба профсоюзов. Также часть здания и террасы у него арендует ООО «Нева-Отель», владеющее ресторанами More и «Паруса».
Теперь выясняется, что конфликт между соседями практически сошел на нет, по крайней мере так говорят в яхт-клубе. Новым директором школы назначили Елену Морозову. Клубу удалось найти с ней общий язык и даже построить, как выразился Епишин, совместные планы развития парусного спорта. Однако новый директор ШВСМ заявил «Фонтанке», что учреждения во многом пошли друг другу навстречу, но разногласия между ними улажены не полностью. Юридические вопросы еще остались, и по ним школа будет обращаться в суд.
Одна из версий причин постоянных скандалов на Петровской косе — интерес к ней со стороны девелоперов. Но в конце февраля ЗакС принял в трех чтениях законопроект о включении участка на Петровской косе в ЗНОП. Это значит, что на территории профсоюзов будет запрещено любое капитальное строительство.
Против масштабной застройки Петровской косы также выступает глава администрации Петроградского района Иван Громов. «Центральный яхт-клуб нужно сохранить в том виде, в котором он сейчас существует, и сделать не реновацию, не перестройку, а реконструкцию существующих там объектов, располагающихся как на земле, так и в воде», — заявил он «Фонтанке».
Решение парламента поставило крест на попытках руководства яхт-клуба обновить территорию. По словам Епишина, никаких концепций реконструкции объекта на данный момент не разрабатывается: реконструировать хочется, но пока воли исполнительных органов на это нет, а самостоятельные попытки прекратились.
Первый проект обустройства территории вызвал замечания чиновников, потому что предусматривал строительство «комнат отдыха для спортсменов», которые уж слишком напоминали апартаменты. Второй проект реконструкции предложил оппонент профсоюзов — Санкт-Петербургский парусный союз (СППС). Один из его вариантов предусматривал размещение вертолетной площадки на крыше оздоровительного комплекса. Центральный яхт-клуб инициативу СППС не оценил и его проекты рассматривать не стал.
Несмотря на консервацию нынешнего облика Петровской косы с помощью ЗНОП, похоже, что борьба за обновление этой территории еще не закончена. По данным участников яхтенного рынка, есть предпосылки к тому, что с водной глади уберут все имеющиеся там причалы, кому бы они ни принадлежали, — это лишь вопрос времени. Требование судебных приставов по старому исполнительному листу — только начало этого процесса. Второй звоночек — передача воспитанников детской секции ШВСМ. Яхтсмены опасаются, что без понтонов их клуб перестанет выполнять свою главную функцию и его закроют. А это сделает территорию доступной для масштабного строительства.
По мнению источников «Фонтанки», недавняя активность приставов вызвана не столько вопросами редевелопмента территории, сколько очередным витком конфликта между спикером Совета Федерации Валентиной Матвиенко и главой Федерации независимых профсоюзов России Михаилом Шмаковым. На региональном уровне борьба отразилась в противостоянии спикера городского Заксобрания Вячеслава Макарова и главы Ленинградской федерации профсоюзов (ЛФП) Владимира Дербина.
Источник «Фонтанки» в ЗакСе считает, что команда достать исполнительный лист по решению суда девятилетней давности могла быть спущена с самого верха, без «высокой политической воли» здесь не обойтись. По мнению другого источника редакции — в яхтенном сообществе, — эта точка зрения небезосновательна, поскольку сегодня отношения между спикером Совета Федерации и профсоюзами скорее находятся в конфликтной фазе. Однако на региональном уровне ситуация все-таки более сбалансированная. Это подтверждает переизбрание Владимира Дербина на пост председателя ЛФП в январе 2020 года. Сам он, комментируя ситуацию с требованиями приставов, отметил, что претендентов на землю профсоюзов на Петровской косе много, как политических, так и экономических.
Евгения Горбунова, Ирина Корбат «Фонтанка.ру»