Ространснадзор провел что-то вроде акции устрашения рядом с ТРЦ «МЕГА-Парнас».
Поехавшие в обход смольнинского запрета автобусы решили арестовать, хотя перевозчик не понимает, почему он должен спрашивать разрешения.
У ТРЦ «МЕГА-Парнас» 3 августа было интересно: автобус, что нечасто бывает, выступил в роли пассажира, и увезли его на штрафстоянку. Остальные встали, где стоят, чтобы не провоцировать Ространснадзор. У сюжета есть своя предыстория: перевозчик чрезмерно настойчиво интересовался, с чего это комитет по транспорту лишает его возможности работать.
О коллизии с Ространснадзором «Фонтанке» рассказал один из соучредителей ООО «5 парк» Алексей Эвентов. Именно его компания обслуживает два МЕГА-маршрута: «К-1МЕГА» и «К-2МЕГА», которые едут к магазину соответственно от станций «Проспект Просвещения» и «Гражданский проспект». По его словам, выезжать на эти прибыльные направления водители собирались еще 20 июля (кроме них, у компании еще есть К-36 и № 63). Однако обе «МЕГИ» открылись лишь 27-го числа, автобусы поехали в тот же день.
Все закончилось через неделю. 3 августа у ТРЦ на Парнасе водителей встретили инспекторы Ространснадзора. Один из белых «МАЗов» успели сразу отвезти на спецстоянку, другие замерли.
Эвентов прислал «Фонтанке» запись разговора своего сотрудника с «Ространснадзором». Судя по ней, поводом для эвакуации стало отсутствие в кабине карты маршрута. Это специальный документ, в котором указывается регистрационный и порядковый номер маршрута, конечные остановки, реквизиты перевозчика, вид транспортного средства, его экологические и другие характеристики.
В извещении о составлении протокола (есть в распоряжении «Фонтанки») в качестве нарушения также указано отсутствие карты маршрута. Эвентов считает, что у него в наличии есть два куда более важных документа: реестр маршрутов, в котором числятся автобусы до МЕГИ, и допсоглашение к договору о перевозках. Напомним, эти соглашения Смольный подписал с перевозчиками в июле, после того как транспортная реформа перенеслась и стало понятно, что по действующей системе можно ездить еще 2 года.
На записи «эвакуационного» разговора собеседник сотрудника компании говорит: «Они мне представили данные, и с их слов получается так, что маршрут нелегальный». Кто такие «они», из беседы не совсем ясно, но реестр маршрутов составляет комитет по транспорту. Здесь важно отметить: и два маршрута «5 парка», и два маршрута «Питеравто» к «МЕГЕ-Дыбенко»с начала апреля находятся в «запретном» списке комтранса. Этот перечень обновляется специальным распоряжением каждый раз, когда Смольный вносит изменения в главное антивирусное 121-е постановление. На заре пандемии в списке было более 200 коммерческих маршрутов; одновременно запрещалась перевозка и на ряде социальных маршрутов, а в метро вводился укороченный режим работы. «Фонтанка» подробно писала о том, что это было связано с падением пассажиропотока, но катастрофически просаживало выручку перевозчиков. По мере снятия ограничений и усталости от пандемии росло число пассажиров, а запретный перечень сокращался. В июльском варианте там всего 25 наименований, эту редакцию комтранс продлил и до 9 августа.
«5 парк», по словам Эвентова, не стал ждать, а параллельно решил подкрепить свою позицию официально. Губернатору, руководству прокуратуры (транспортной тоже), а также в ФАС ушло письмо. «Полагаем, что указанное распоряжение издано с нарушениями, неправомерно ограничивает права хозяйствующего субъекта, а также нарушает права водителей и пассажиров», — высказалась компания о распоряжении комтранса.
Кроме того, у руководства «5 парка» возник вопрос к порядку опубликования распоряжения. На антикоррупционной экспертизе проект продления июльского списка появился 24 июля — тогда же, когда и было подписано идентичное распоряжение № 185-р.
Но и это не главное. «В Санкт-Петербурге возобновляют работу торговые и торгово-развлекательные центры. Снимается запрет на работу частных музеев и выставочных залов. Могут начать работу аквапарки. Возобновляется деятельность туроператоров и турагентов, станут доступны экскурсионные услуги, — перечисляет перевозчик. — То есть никаких, даже надуманных, оснований для запрета этих маршрутов не остается. Перевозка пассажиров к ТК «МЕГА Парнас» осуществляется по маршруту К-176 (ТК «МЕГА Парнас» — Кондратьевский пр.), перевозка по которому не запрещена». Действительно, 176-й маршрут «Питеравто» не входит в число запретных; «5 парк» логично усмотрел в этом дискриминационные условия и решил, что у него есть все основания выезжать.
По словам Эвентова, после этого письма к нему зачастили проверки межведомственной транспортной комиссии Санкт-Петербурга; причем претензии у нее возникали к другим маршрутам «5 парка»; в частности, на автобусах «К-36» инспекция обнаружила «утечку воздуха из тормозных камер». 3 августа санкции наконец доехали до «МЕГИ».
Комтранс подтвердил: 3 августа межведомственная проверка показала, что в нарушение ограничительных мер Смольного ООО «5 парк» выполняется перевозка пассажиров и багажа по маршруту № К 1МЕГА: «ст. м. «Проспект Просвещения» — ТК «МЕГА Парнас». «Указанный маршрут включен в перечень муниципальных и смежных межрегиональных маршрутов регулярных перевозок, осуществление перевозок по которым до 09.08.2020 запрещено, — говорят в пресс-службе. — Однако перевозчиком, в нарушение запретов и ограничений, деятельность по указанному маршруту была самостоятельно возобновлена».
При этом все, что касается ареста, — епархия Ространснадзора. «Именно этот государственный орган принимал решение о наложении обеспечительных мер по делу об административном правонарушении в виде ареста транспортного средства», — подчеркивают в комитете.
В региональном управлении Ространснадзора записали номер телефона корреспондента и обещали прокомментировать ситуацию, однако на момент публикации так и не перезвонили. В ООО «5 парк» на вопрос о дальнейших действиях ответили решительно: «Суд, конечно».
Николай Кудин,
«Фонтанка.ру»