Вторник, 18 августа, войдет в историю Белоруссии как день напряженных телефонных разговоров. Европейские лидеры один за другим звонили президенту, но не в Минск, а в Москву.
Звонок Владимиру Путину анонсировал также глава США Дональд Трамп. Вряд ли общественность узнает когда-либо детали переговоров, а тем более услышит интонации собеседников. Но и по выпущенным коммюнике, если их читать внимательно, можно составить представление о политическом спектакле, где Белоруссии отведена роль зрителя.
Старт череде сегодняшних разговоров дала канцлер Германии Ангела Меркель. Ее информационные соколы оказались проворнее и кремлевских, и первыми выдали официальное сообщение. Кремль был вторым, и по традиции начал с того, кто кому звонил.
Bundeskanzlerin: «Канцлер Ангела Меркель говорила сегодня по телефону с президентом России Владимиром Путиным. Обсуждалась ситуация в Беларуси после президентских выборов 9 августа. Канцлер подчеркнула, что белорусское правительство должно воздержаться от насилия против мирных демонстрантов, немедленно освободить политических заключенных и вступить в общенациональный диалог с оппозицией и обществом для преодоления кризиса».
Кремль: «Обстоятельно рассмотрена ситуация в Белоруссии, сложившаяся после президентских выборов. С российской стороны акцентирована неприемлемость любых попыток вмешательства извне во внутренние дела республики, ведущих к дальнейшей эскалации кризиса. Выражена надежда на скорейшую нормализацию обстановки».
Затем был Эммануэль Макрон. Французский президент сразу признался, что звонит не просто так. Во время разговора 12 августа (когда все страшное в Минске уже произошло) Белоруссия была третьим вопросом после COVID-19 и Ливана. Сегодня она, по версии Елисейского дворца, была единственной. Макрон призвал Путина вмешаться. Кремль добавил, что говорили еще и о Ливии.
Elysee: «Сегодня утром президент Республики поговорил с президентом Российской Федерации по поводу ситуации в Беларуси. Он подчеркнул решимость Европейского союза играть конструктивную роль вместе с белорусским народом, чтобы насилие в отношении населения немедленно прекратилось и чтобы политическое решение можно было найти как можно быстрее в соответствии с требованиями, выражаемыми мирным путем и массово уже несколько дней. Он указал, что в среду состоится заседание Европейского совета, посвященное Беларуси. В преддверии заседания ситуация обсуждается высшими чиновниками Франции, Германии и Европейского совета. Он призвал Россию способствовать умиротворению и диалогу».
Кремль: «По инициативе французской стороны состоялся телефонный разговор Владимира Путина с президентом Французской Республики Эммануэлем Макроном. При обсуждении обострившейся ситуации в Белоруссии Владимир Путин подчеркнул недопустимость вмешательства во внутренние дела республики и оказания давления на белорусское руководство. С обеих сторон выражена заинтересованность в скорейшем урегулировании возникших проблем. Продолжен обстоятельный обмен мнениями по вопросам ливийского кризиса. Условлено о дальнейших контактах на различных уровнях».
В коммюнике о разговоре с председателем Европейского совета Шарлем Мишелем нет высокомерной приписки об инициаторе. Это может говорить, что старшему по Евросоюзу звонил сам Путин. На сайте Европейского совета упоминается о разговоре с главой России, но детали не раскрываются. В тексте Кремля можно разглядеть упрек Европе, но, кажется, господин Мишель его не услышал. По крайней мере, в своем twitter он подчеркнул необходимость внешнего диалога, а на сайте Евросовета анонсирована завтрашняя «видеоконференция членов Европейского совета для обсуждения ситуации в Беларуси».
Charles Michel: «Я только что обсудил ситуацию в Беларуси с президентом России Путиным. Только мирный и действительно инклюзивный диалог может разрешить кризис в Беларуси».
Кремль: «Состоялся телефонный разговор Владимира Путина с председателем Европейского совета Шарлем Мишелем. В преддверии саммита Евросоюза обсуждено текущее положение дел в Белоруссии. С российской стороны высказана озабоченность в связи с попытками ряда государств оказать давление на руководство республики и всячески дестабилизировать внутриполитическую обстановку».
Главным остается вопрос, почему никто не пытается звонить в Минск. Александр Лукашенко говорил, что канцлер Германии якобы проявляла инициативу, но в кабинете Меркель заявили, что после выборов главы государств не общались. На уровне слухов пока остается четвертый по счету разговор Лукашенко с Путиным. О нем 18 августа сообщили провластные белорусские СМИ. Якобы российский лидер пересказал детали бесед с Меркель и Макроном. Но на президентских сайтах информации об этом нет. О своем намерении обсудить с Путиным Белоруссию рассказал журналистам Дональд Трамп. Своеобразной реакцией Кремля на телефонный прессинг можно посчитать самолет ФСБ, который вечером вторника приземлился в Минске.
Юлия Никитина, Евгений Богданов, «Фонтанка.ру»
Массовые протесты в Белоруссии начались 9 августа, сразу после закрытия участков для голосования. Возмущение вызвало заявление местного ЦИК, что за действующего президента Александра Лукашенко проголосовали свыше 80% избирателей. Позднее эта цифра стала официальным результатом выборов. Выход рядовых белорусов в поствыборную ночь был жестоко подавлен. Зафиксированы стычки с милицией. В результате столкновений погиб один человек, десятки избиты и задержаны. Радикальное противостояние продлилось две ночи.
Последнюю неделю протесты носят мирный характер. На улицы выходят с плакатами, цветами и неофициальным флагом Белоруссии. Оппозиция требует от Лукашенко сложить полномочия и передать власть укрывающейся за границей Светлане Тихановской. 16 августа в столице состоялся самый масштабный в истории страны митинг против правящего 26 лет президента. По самым смелым оценкам, в нем приняли участие до полумиллиона человек. С 17 августа крупнейшие предприятия Белоруссии объявили бессрочную забастовку. Продолжаются и уличные протесты. Милиция в происходящее не вмешивается. Свою поддержку мирным соотечественникам высказали несколько действующих послов Белоруссии.