Чей креатив стоит за выступлением Александра Лукашенко с автоматом и чем ответит белорусская оппозиция, «Фонтанке» рассказали политконсультанты из Москвы, Минска и Вены.
Появление Александра Лукашенко из вертолёта у дверей своей резиденции в Минске с автоматом Калашникова в руках и в сопровождении экипированного под спецназовца сына Коли в минувшее воскресенье — «политтехнологический ход Москвы». Так решили многие в соцсетях после публикации пресс-службой Лукашенко нашумевших видеороликов, где лидер страны в чёрной экипировке с АК в руках приветствует силовиков и называет протестующих «крысами». Однако многоопытные профессионалы политконсультирования не спешат соглашаться с тем, что Кремль вообще занят имиджем многолетнего лидера Беларуси, а если и занят, то навряд ли допускает столь «топорную работу». Об этом эксперты рассказали «Фонтанке».
Евгений Минченко, политолог, президент «Минченко консалтинг»:
«Чей это креатив, я не знаю, но я бы не стал отказывать в авторстве самим белорусам, в возможности им самим домыслить. Тем более что я не могу сказать, что это было сделано очень хорошо. Всё-таки в ситуации, когда протесты имеют преимущественно мирный характер, начинать бряцать оружием — это не очевидный ход. И это всё было сделано без большого внимания к визуальным деталям.
Например, обратите внимание, что сначала у Лукашенко автомат был без магазина. То, как он подходил к силовикам с противоположной стороны забора, показывает, что там именно качественной политтехнологической режиссуры картинки не было. Собственное творчество. Не то чтобы колхоз… Но продуманности профессиональной не видно.
Однако практика — критерий истины. Увидим, сработает это или нет. Но на данный момент это, скорее, сигнал силовикам: «Я с вами до последнего, никуда не ухожу, буду сражаться до конца». Демонстрация мобилизованности силового аппарата. И, на мой взгляд, на этом фоне прозвучала гораздо более серьёзная вещь — прямая угроза использования армии для защиты Лукашенко. Не только милиции и внутренних войск, но и армии. Это на самом деле новый поворот.
Однако пока, скорее, это остаётся лишь жёстким обозначением позиции — Лукашенко ни на какие переговоры идти не собирается. Он готов использовать максимально широкий силовой инструментарий. Теперь вопрос, насколько у оппозиции получится расширить использование мирных способов протеста. В первую очередь это забастовки и перекрытие улиц. Партия ещё не сыграна. Стороны лишь обозначили позиции. Думаю, что это может продолжаться несколько месяцев. Может затянуться и на несколько лет. Вопрос в том, насколько дальше эта модель эффективна, модель из исключительно силовой легитимности власти без добавления легитимности политической. Это большой вопрос».
Глеб Павловский, политолог, автор введения в российскую политику политтехнологий на самом высоком уровне, советник руководителя администрации президента РФ до 2011 года:
«Креатив-то дурацкий. Почему я должен обязательно думать, что его в Минск кто-то привёз. Это истерический образ. К тому же ужасно постановочный. Плохо поставленный. Это попытка сымитировать последнюю фотографию Сальвадора Альенде, выходящего с автоматом из президентского дворца. И это двусмысленно. Ведь та фотография Альенде с автоматом действительно оказалась последней. После того фото его живым уже никто не видел. И в данном случае выход состоялся, когда эту резиденцию не осаждали протестующие. Она стояла пустая и никому не была нужна. Это всё выглядит просто комично. Есть много намёков в сетях, что это какой-то «русский креатив». Но я лучшего мнения о русском пиаре. (Смеётся.) Хотя не могу исключать, что сегодня уже найдётся там балбес, который такое вот посоветует.
Цели все написаны на лбу у Александра Григорьевича. И он их озвучил в своей реплике ОМОНу, уходя обратно в вертолёт. С этой точки зрения даже в качестве месседжа силовым структурам — это очень плохой месседж. Человек, от которого они полностью зависят, уходит и говорит на прощание: «А с теми мы разберёмся». При этом он оставляет силовиков в очень уязвимом положении. Это очень похоже на реплику «денег нет, но вы держитесь».
Я думаю, что этот имидж — в рамках идеи Лукашенко крайне милитаризировать ситуацию. Изобразить её как геополитически крайний момент, момент последней схватки. Но если в России у Путина этот же приём, по крайней мере, опирается на старые воспоминания о противостоянии блоков, то Белоруссия, которая изображает военное противостояние Польше и Литве, выглядит нелепо. Картина «последней битвы», «Армагеддона», у Лукашенко не выходит. Конечно, нельзя исключать, что парень доиграется и получит или военный переворот в своей собственной стане, или спровоцирует действительно какой-то военный пограничный конфликт, с которым придётся разбираться потом России. Не вижу здесь сильного поворота. А политическая слабость протестующих — это отдельная тема. Эта политическая слабость фактически сохраняет ситуацию двоевластия в стране, хотя уже давно было пора бы взять власть. Это другой вопрос, он не связан с зигзагами Лукашенко».
Александр Колтунов, политконсультант из Минска, специалист в области управления репутацией, партнёр агентства Digital Finger, который первым рассказал «Фонтанке» о раскладе сил перед выборами 9 августа:
«Судя по всему, это решение, придуманное им самим и его ближайшим окружением. Навряд ли это делали некие мифические приезжие «политтехнологи» и «пиарщики». Про них тут все говорят, но пока их никто не видел. Хотя сложно утверждать, я всё-таки не работаю в администрации президента. Но почему я сомневаюсь, что это работа москвичей? То, что я слышал, что говорят мои коллеги, журналистский пул международников здесь, это что «консультантов» видели только на телевидении. Это информация от тех, кто работает с международными информационными агентствами. Так и говорят: «видели русаков». Они чувствуют, когда с ними общаются «русаки», а где наши. Навряд ли эта история с вертолётом и автоматом — это русские.
Цели у этой истории две. Первая — показать силовикам, а это одна из основных опор Лукашенко, что он с ними. Показать, что президент никуда не сбежал. Что он не боится. Что он готов защищать свою штаб-квартиру вместе с ними. Ведь Лукашенко неоднократно в своих интервью заявлял, что он будет отстреливаться до последнего патрона и сам с ружьём в руках будет воевать. Он это Савику Шустеру говорил ещё в 2014 году после бегства Януковича. То есть Лукашенко пытается показать, что он не трус, «буду стрелять вместе с вами до конца, у меня и автомат есть». Лукашенко — солдат.
Как это было реализовано… Это пусть уже люди оценивают.
Вторая цель этой демонстрации — использовать технологии страха. Кто-то ему посоветовал. Не могу утверждать, что это российские люди или его местное окружение, но кто-то его убедил. Технологии запугивания людей. И вчера, кроме автомата, в руках Лукашенко увидели на улицах колючую проволоку Бруно. Эта проволока применяется во время военных действий! Этой проволокой обволокли стелу «Минск — город-герой», музеи, парки и так далее. Это не вписывается ни в какие рамки! У нас не идут боевые действия на улицах. Мы вчера увидели реальную армию, реальные воинские части. Услышали заявление министра обороны, что люди столкнутся с армией, если будут ходить с флагами. С флагами, которым 500 лет! Министр не знает истории? И на этом фоне появление Лукашенко с автоматом в руках добавляет в технологии страхов усиливающий эффект. Плюс он одел в камуфляж своего 15-летнего сына Николая. Это подтвердила пресс-служба. До этого Лукашенко заявлял, что наведёт везде порядок за два дня.
Как это работает, мы поймём к выходным. На выходных у Лукашенко день рождения. 30 августа. 66 лет. А у сына Коли — 31 августа. Следующее воскресенье — третье воскресенье после выборов. Во-вторых, день рождения Лукашенко. Если бы я был на стороне координационного совета, то я бы в этот день пришёл и поздравил его с праздником. Поблагодарил за всё. Не агрессивно. По доброте. Он же обычный человек, как и мы все. Забираем у него функционал президента и получаем обычного человека с обычными проблемами. Может быть, он и откликнется на поздравления, благодарность и призыв уйти. Вышел бы к народу и поговорил. Но этого хочется мне. Что сделает Александр Григорьевич дальше, мы скоро увидим. Пока он готовится ко дню рождения».
Николай Нелюбин, специально для «Фонтанки.ру»