Экс-сотрудник секретного ГосНИИОХТ, где разрабатывалось боевое отравляющее вещество «Новичок», Вил Мирзаянов, после интервью «Фонтанке», уточнил, что вещество, которое полностью распадается в организме человека и недоступно для определения, все же может существовать. Возможно, это соль, которая образуется при реакции метилфосфоновой кислоты с аналогом отравляющего вещества VX.
Об этом ученый написал на своей странице в Facebook. «Да, есть такая группа соединений на основе вещества 33, аналога VX gas (фосфорорганическое боевое отравляющее вещество нервно-паралитического действия, О-этил-S-β-диизопропиламиноэтилметилфосфонат, создан в 1955 году в Великобритании. — Прим. ред.). А именно соли этого вещества, — рассказал Вил Мирзаянов. — Они, естественно, попав в организм, будут распадаться. Насколько быстро или медленно, трудно сказать, поскольку никогда в своей жизни я не работал с ними. Да и узнал о них совершенно случайно».
Химик на личном опыте убедился в свойствах солей «вещества 33». «Когда в Туле испытывали детектор для обнаружения на основе альфа-излучения для танков, встретились с проблемой, когда детектор показывал ноль, а холиноэстеразный анализ давал показания присутствия концентрации продукта 33 в воздухе, — рассказал ученый. — Дело было после дождя, когда в лабораторный шкаф закачивали влажный воздух. Я додул. Влага разрушала вещество 33, давая метилфосфоновую кислоту, которая уже сразу реагировала с еще не рассосавшейся частью его, давая соответствующую соль. Соль, естественно, имела высокую токсичность и давала сигнал на приборе, основанный на угнетении холиноэстеразы, а хроматограф ее не фиксировал, не фиксировал тоже альфа-детектор, ибо соль нелетуча».
Вил Мирзаянов отметил, что описанное им вещество вполне может действовать на организм человека «как надо» и со временем распасться на относительно нетоксичные вещества. А тот факт, что медики не сообщали о потере зрения и конвульсиях у Алексея Навального, может объясняться тем, что пострадавший практически сразу же впал в кому. «Однако по чьему-то совету ему вкалывали атропин, антидот против фосфорорганических ОВ, — отметил Мирзаянов. — Значит, кто-то знал, что к чему».
Алексею Навальному стало плохо в самолете, следовавшем из Томска в Москву, ранним утром 20 августа. В Сети появился видеоролик, снятый одним из пассажиров: за кадром слышно, как Навальный кричит от боли. Самолет совершил экстренную посадку в Омске, оппозиционера госпитализировали в токсикологическое отделение больницы скорой медицинской помощи № 1. Семья практически сразу приняла решение вывезти Навального на лечение в Германию, однако консилиум врачей больше суток не давал разрешения на это.
Около 5 утра 22 августа специальный медицинский самолет Challenger 604 — D-AFAD- FAI Aviation Group с Навальным на борту вылетел в Берлин, где он в статусе «гостя канцлера ФРГ» был помещен в клинику «Шарите». 24 августа в клинике сообщили, что у политика выявили интоксикацию веществом из группы «ингибиторов холинэстеразы», но конкретное вещество, вызвавшее тяжелое состояние пациента, определить не удалось.