Топ «Газпрома» прилетел в Приозерск посмотреть, как достроен пропавший газопровод. Извините, но 47news бегал за ним с вопросом по кабинету и бился лоб в лоб. Котельщик Сидоров тоже показал им, что так просто не отделаешься.
К вечеру 28 августа пришла пора провожать заместителя председателя правления «Газпрома» Виталия Маркелова из Приозерска, и ему доложили, что вертолет готов. Я ещё раз спросил, ну сколько же стоил этот чертов газопровод до Приозерска и когда реконструируют компрессорную станцию «Северную», чтобы в ней настало давление. Опять молчание. Охранник косился и приобнимал шефа за талию — корректировал траекторию, я же следовал вплотную и едва не запрыгнул вслед за Маркеловым в машину.
— Ну, хватит бегать от 47news, это уже не смешно, — уговаривал Маркелова, понимая, что только ухудшаю ситуацию.
Он все же безжалостно захлопнул дверь и смотрел на камеру через тонировку в упор. Секунды и премиальный внедорожник взревел и укатил. Я помахал на прощание. Поверьте, без ерничества сказал: «Он обещал вернуться».
Газопровод строился с 2012 года. Работы были оплачены на сумму 1,7 млрд рублей и приняты, но в реальности был построен только первый участок до Сосново.
Чуть ранее, когда пошли смотреть показательную трубу на окраине Приозерска, от обилия коллег пришлось на нее забраться. Маркелова спрашивать к тому времени надоело. И тут он ярко посмотрел и выдал — ну, правда, искренне:
— С трубы слезь, а!
Такая родная словоформа и интонация — точь-в-точь как в подворотнях моего Нижневартовска. С подобной мелодии начинают мордобой. Как раскачка. Пришлось ответить в размен. Вырвалось дерзко, но не со зла:
— А ты ответь на вопрос и слезу.
— Отвечать тебе еще...
Было там непечатное или нет, за шумом техники не расслышал. Но диалог поймала свита. Что уж у них в головах, кто знает, в глазах читались и страх, и изумление.
На мой взгляд, все намного проще: любой большущий столичный статус привык за долгие годы к предсказуемому церемониалу. Это как по бумажке читаешь, а все делают вид, что интересно. Здесь же Виталий Маркелов наткнулся на что-то живое. И живое воспринялось как агрессия.
А днём уютный вплоть до тесноты коридор администрации Приозерского района был полон мужчин в правильных костюмах. «Ты в джинсах? Да ещё дырявых», — троллили одного из смелых. «Ну, пятница же», — отбивался он. Джинсы, кстати, тысяч за пятьдесят. Так знойно начиналось совещание по вопросу газификации Приозерска. Топ-спикеры, глава региона Александр Дрозденко и, конечно, Маркелов то ли были внутри, то ли не были. Приближённые перешёптывались: «Где-то пьют чай, наверное». Разгадка-то была легкая.
И вдруг врывается неожиданный гость — директор приозерских котельных Сидоров бурно желает в зал, но его нет в списках. «Ну как же так, мне Москвин сказал, езжай. А я ведь десять лет газ этот ждал», — волновался он. На его котельной полчаса назад была делегация чиновников. Так и не пустили. Не та графа в табеле о рангах.
Ему-то ещё повезло, журналистов не пустили даже в здание. 47news прошёл с умным видом. Выдавала кенгуруха и кроссовки, но мало ли кто из обслуги. Вообще-то, по моим данным, Маркелов хотел избежать общения с нашим краснознаменным изданием. Зная это, пришлось обкладывать зампреда флажками — в зале свой знакомый сигнализировал, что происходит, с поста охраны передавали изображения с камеры наблюдения. Главное — иметь прочные оперативные позиции в окопах.
По секрету, кстати, рассказали, что, когда Маркелов входил, ему померили температуру. Оказалось 36,6. Это правда. Радовались все.
Все же зампред чуть не ушел. После часа бубнящих здравиц дверь распахнулась и посыпались люди из окружения. А шефа-то и нет. Оказалось, что Маркелов вышел через ход (хочется сказать — лаз) в кабинет главы администрации, а оттуда по отдельной лестнице. Автор плюнул на приличия и забежал в кабинет, а там стояли яства.
Рука так и тянулась к сёмге. Отметьте, пожалуйста: был голоден, сдержался. Это же встречали дорогого гостя.
По ноткам шикарного парфюма унюхал, рванул мимо секретарш вниз — они щебетали: «Вы — Дмитрий?». Пришлось кивать — и там его нет. Обратно к охране с вопросом: «Где Маркелов?!». Видимо, лицо было как у его родственника — показали в сторону туалета. Сгоряча возник соблазн поговорить именно там, но осёкся — и лоб в лоб столкнулись уже на выходе из администрации. Вопрос был прямой:
— Сколько потрачено на отвод к Приозерску с учетом украденной трубы?
Маркелов лихо обогнул и пулей в микроавтобус. Дверь захлопнулась перед носом. Ну, не по носу же.
Ничего, успел забиться в другой, что с прессой, а он за ним. Встретились уже на показательном объекте. Здесь незадолго до визита рабочие вырыли траншею. Пригнанный трактор изящно стоял, тракторист откровенно скучал. Работяги изображали юмореску: «Мама, я в телевизоре». И конечно, там, где «Газпром», там много «Мерседесов». А там, где зампред, ещё больше. Это как минимум красиво.
Здесь уже глава «Межрегионгаза» Сергей Густов объяснял у стендов, что и куда пойдет. Александр Дрозденко полувопросительно ронял: «До ноября надо успеть».
Тут вклинился тот самый отчаянный директор котельных Сидоров: «У меня шесть котельных, одна из них отапливает дом-интернат для детей, а подключают всего две!». Выглядело дерзко, но тактически верно. Губернатор на месте договорился с Маркеловым и Густовым, что подключат еще одну, а потом еще. Но в окружении-то сквозь зубы добавили: «Мы ему устроим, мало не покажется. Прозвучало даже типичное — «козел».
Если же о фактической диспозиции, то, по словам начальника участка подрядчика, с которым поговорил 47news, всего нужно пройти 7,5 километров трубы с надводным переходом через Вуоксу. Работы начались 12 августа, проект несколько раз отправляли на доработку. Пока пройдено с полкилометра, на Вуоксе забивают сваи.
Маркелов, ну вылитый Горбачев, скажу я вам. Внешне. В отличие от первого президента СССР, он молчалив и замкнут. Лишь пару раз, услышав шутку, заулыбался как человек и стал очаровательно тереть нос и уши.
Все же в слове есть сила. В прошлый раз, когда сам Маркелов приезжал посмотреть на трубу, 47news заметил на нем часы Patek Philippe тысяч за 20 евро. Теперь же на нем были либерально-демократичные Apple Watch (как у меня). Он даже как будто хотел, чтобы их заметили. Заметили, заметили. Но подводят детали. Джигит-охранник нес китайскую сумку и сумку Bottega Veneta. В ЦУМе такая стоит четверть миллиона. Спокойно! — не долларов. Если же эта сумка была охранника, тогда пропущена отдельная новость. Маркелов тем временем справлялся с цифрами, смотря на телефон с открытым сайтом «Газпрома». Правильно, куда ещё смотреть.
С личным секьюрити пришлось ласково потолкаться. Он не желал, чтобы шефа тревожили. Всё же охранник потом попросил, пришлите фото. Телефон бы ещё знать, не жалко.
Как и в прошлый раз, перед прессой выступал только Дрозденко. Был момент, когда губернатор вроде бы предложил выступить вместе, но все, видимо, понял по выражению лица. В окружении зампреда опять же говорят, что он категорически не хочет отвечать на вопросы там, где 47news. Дошло до того, что я предложил поговорить о газе охраннику.
Тем временем Дрозденко рассказал о программе газификации, а Густов о том, что она будет окончена, когда уровень достигнет 82 процентов — в деревни на несколько дворов прокладывать трубу смысла нет.
После отъезда Маркелова остались два мира: слева — шатер «Газпрома», справа — работяги. Трактор уехал, я двинул к людям с лопатами. Ну и кабинка, к слову, туалетная на грузовичке посередине.
— Успеете к ноябрю? А если не успеете, то что? — спросил я пролетариев.
— Успеем. А если нет, то нас… — и, рассмеявшись, показал неприличный, но доходчивый жест.
— Не успеем, — вдруг серьезно ответил другой.
— Давай поспорим? — азартно подхватил первый.
— Ты мне два раза уже проспорил, давай, — получил ехидный ответ.
— Не, у меня душевная травма, — вздохнул и отошел в сторону спорщик.
В этом месте — верю.
Тема будущего: Уже после окончания мероприятия, вечером, пришел ответ от пресс-службы «Газпрома» на вопросы, отправленные несколько дней назад. Он исчерпывающий, за исключением главного. 47news в ближайшее время опубликует то, на что не ответил зампред Маркелов. Тем временем, в полицейском главке сообщили, что расследование дела по украденной трубе идёт своим чередом — допрашиваются свидетели.
История газопровода на Приозерск: Газопровод тянули с 2012 года, работы должны были завершиться в 2014. «Фонтанка» выяснила, что они полностью оплачены на сумму 1,7 млрд рублей и приняты, но по факту был проложен лишь первый участок до поселка Сосново. Еще через год 47news задал президенту вопрос о реконструкции газораспределительной станции «Северная» — от нее газ должен поступать в газопровод на Приозерск. После этого было возбуждено уголовное дело по статье «Мошенничество», гендиректор компании-подрядчика ООО «Омега» Виталий Ермолаев, известный как байкер Ерема, был допрошен, но отпущен. «Газпром» вновь выделил средства, назвав это необходимым перерасчетом, и за 2019 год ударными темпами все же достроил объект до ГРС «Приозерск». О деталях проекта вы можете прочитать в материале 47news «Газпром» открыл пропавшую трубу в Приозерск за дважды потраченные миллиарды. Но до газа ещё далеко».
Компрессорная станция «Северная»: в декабре 2018 года «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» заявил, что не может больше подключать новых потребителей в связи с достигнутой проектной производительностью «Северной». Таким образом, проблема спустилась на несколько пролётов до рядовых жителей, поскольку новые потребители на Карельском перешейке остались без возможности подключения к источнику голубого топлива. Речь о части Курортного района Петербурга, Приозерском и Выборгском районах Ленобласти. Отказ от реконструкции «Северной» формально был обусловлен расчётами, но есть мнение, что экономией.