Сергей Харлашкин написал заявление об уходе с поста гендиректора «Метростроя». Назначать нового машиниста для предприятия придется посреди пандемии и корпоративного спора.
В последний день лета Харлашкин подтвердил «Фонтанке», что написал заявление об уходе и в пятницу распрощался с «Метростроем». Предположительно, он вернется на стезю чиновника, но уже в Ленобласти. Врио директора, по его словам, остался заместитель руководителя и одновременно главный инженер предприятия Алексей Старков.
280-я статья Трудового кодекса предполагает, что руководитель организации имеет право досрочно расторгнуть трудовой договор, но должен предупредить работодателя в письменной форме не позднее, чем за один месяц. Если заявление Харлашкина не составлено задним числом, выходит, что решение он принял аж в июле; а точнее — аккурат через неделю после совета директоров, который не рекомендовал акционерам утверждать его годовой отчет, что некоторые восприняли как черную метку.
С врио тоже все не совсем линейно. По данным «Фонтанки», приказа о назначении Старкова нет, зато есть доверенность, выписанная на него, благо он традиционно и выполнял обязанности Харлашкина во время его отсутствия. Еще одну доверенность, «попроще», получил другой заместитель директора, Игорь Воскобойник — на случай отпуска Старкова или больничного. Воскобойника условно причисляют к команде Харлашкина: до прихода в «Метрострой» он был первым замглавы администрации губернатора, пока его не сменил нынешний председатель КИО Леонид Кулаков. В этой же команде — бывший зампредседателя молодежной коллегии Алексей Королев, который возглавляет аппарат директора, и бывший председатель комблага Владимир Рублевский, ныне советник гендиректора «Метростроя». Все теперь в подвешенном состоянии.
В ЕГРЮЛ Харлашкин по-прежнему числится лицом, имеющим право действовать от имени «Метростроя» без доверенности. Хотя за минувший гипотетический месяц учредители должны были бы назначить нового руководителя. В теории это означает, что Харлашкин может через суд или налоговую понудить компанию формально завершить расставание. Возникшая неопределенность вполне в духе времени; тот месяц, который, если все в соответствии с трудовым законодательством, дорабатывал Харлашкин, вместил в себя немало событий, которые иначе как «смута» не назовешь.
Сначала из-за претензий Ростехнадзора пришлось останавливать проходку коричневой линии метро. Затем «Стройтрансгаз» Геннадия Тимченко зарегистрировал компанию «МетроТрансСтрой», окончательно застолбив свои планы по созданию нового метростроительного предприятия в городе.
Планы планами, но однозначной поддержкой Смольного московские варяги не заручились, так что движение началось не сверху, а снизу. Супруга бывшего гендиректора предприятия Ольга Александрова получила контроль над 13,63% уставного капитала и попыталась созвать внеочередное собрание акционеров; на нем предполагалось сместить Харлашкина с должности гендиректора и заменить его главой «МетроТрансСтроя» Константином Ерошенко. Процесс заблокировали члены совета директоров, которые представляют Смольный, после чего прилетел асимметричный ответ: Ольга Александрова не явилась на годовое собрание акционеров, в результате чего компания осталась и без годового отчета, и без совета директоров.
На фоне этого оказаться еще и без генерального — логическое завершение истории.
«Фонтанка» уже рассказывала, что крупный акционер может обратиться в суд c требованием собрать акционеров для избрания совета директоров, та же процедура относится и к назначению генерального директора. Сейчас предприятие находится под наблюдением в рамках банкротного иска, временным управляющим является Григорий Авдеев. Его представитель Игорь Михайлов сообщил, что управляющий следит за исполнением федерального законодательства о банкротстве. «В случае если такие требования будут нарушаться действующим руководителем, временный управляющий вправе ходатайствовать перед судом о возложении обязанностей руководителя на одного из его заместителей либо иных компетентных лиц из числа работников, — рассказал он. — Уведомлений о нарушении действующим руководителем должника требований ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» на сегодняшний день временному управляющему не поступало. В случае если суду не будет предоставлена отвечающая всем требованиям кандидатура исполняющего обязанности руководителя должника, такие полномочия могут быть возложены непосредственно на арбитражного управляющего».
Когда Сергей Харлашкин приходил из КРТИ на руководство «Метростроем» в конце 2019 года, бытовало мнение, что его задача — перевести компанию под контроль города. Он, собственно, и не скрывал этого. Дополнительным аргументом было уголовное дело в отношении предыдущего директора и крупного акционера Николая Александрова: именно семья Александровых за счет привилегированных голосующих акций стояла у рычагов, и именно у нее Смольный пытался их перехватить много лет. По истечении 8 месяцев можно констатировать, что монолитности в управлении не прибавилось. Акционеры и совет директоров при нынешнем соотношении сил могут саботировать принятие решений в интересах одной из условных групп: смольнинской или александровской, которая, судя по выдвинутой кандидатуре Ерошенко, нашла общий язык с СТГ.
Перспективы не ясны. На данный момент предприятие выполнило работ по контрактам на 2020 год на 3,825 млрд; из них 2,488 млрд — на Красносельско-Калининской линии, 922 млн — на Лахтинско-Правобережной, остальное — на Фрунзенском радиусе. Оплачено из этого 2,666 млрд, 146 млн по коричневой линии находятся в оплате, 312 млн по оранжевой — на проверке. Если ориентироваться на сильно сокращенную пандемией адресную программу, выходит, что после приемки сделанного, с которой традиционно возникают проблемы, на коричневой линии до конца года предстоит освоить 2 млрд; на оранжевой лимит финансирования исчерпан, а если судить по выполненным объемам — так и превышен.
При этом производственные показатели «Метростроя» не выглядят так уж безнадежно. За первое полугодие выручка составила почти 4 млрд против 2,4 млрд за аналогичный период года прошлого. Чистая прибыль — 291 млн против 161 млн. Однако на фоне долговых обязательств предприятия такой плюс не сильно впечатляет. Да и странно сравнивать с прошлым годом, который предприятие провело в штопоре. При этом некоторые штрихи заставляют вспомнить о самом мрачном периоде «Метростроя»: рабочие снова начали бастовать. На прошлой неделе отказывалась выходить из шахты бригада «Метроподземстроя», субподрядчика на Красносельско-Калининской линии. В итоге на белый свет метростроевцы поднялись, лишь когда к ним приехало руководство генподрядчика и обещало начать выплаты с субботы. Как сообщили «Фонтанке» родственники рабочих 31 августа, деньги так и не пришли; следующий срок, который им указали, — среда.
Николай Кудин, «Фонтанка.ру»