Бороться с COVID-19 власти Петербурга намерены с помощью фьючерсов на маски, телемедицины, удалёнки и усиления контроля за соблюдением стандартов безопасности.
Комитет по экономической политике и стратегическому планированию (КЭПИСП) финализирует работу над планом мероприятий по подготовке ко второй волне COVID-19, рассказал «Фонтанке» глава ведомства Валерий Москаленко 1 сентября. Пока это рамочный документ: конкретных дат и мер в нем не прописано, но содержится четыре десятка направлений, в которых чиновники планируют отражать новую атаку коронавируса. Бизнес, который еще не оправился от первой волны, просит федеральное правительство забрать у регионов право самостоятельно вводить запреты или хотя бы советоваться с теми, кого собираются лишить работы.
О том, что Смольный начал готовиться ко второй волне коронавируса, еще на прошлой неделе сообщил вице-губернатор Евгений Елин. Решение — давать новые послабления или, наоборот, закручивать гайки — может быть принято в 20-х числах сентября, уточнил глава комздрава Дмитрий Лисовец.
Но пока чиновники призывают горожан и бизнес не паниковать и не делать далеко идущих выводов. Оснований для введения новых запретов и тем более конкретных дат пока нет, заявил «Фонтанке» Валерий Москаленко. По его словам, в рамках дорожной карты городские власти хотят сформулировать «сценарии ухудшения ситуации» и предусмотреть на каждый случай необходимые ограничения и «компенсационные меры» для тех, кого они коснутся. Это будет своего рода «канва для принятия решений с акцентом на текущую ситуацию», пояснил он.
Хорошая новость в том, что Смольный планирует сдерживать пандемию «без полных закрытий». «Ни у кого нет желания усложнять жизнь и процессы, есть желание трезво смотреть на вещи», — отметил Валерий Москаленко.
Для встречи второй волны Смольный намерен создать запасы средств индивидуальной защиты и медицинского оборудования. Но, чтобы не забивать склады масками, которые потом не пригодятся, но и не переплачивать, если вдруг возникнет дефицит, прорабатывается механизм, аналогичный фьючерсным контрактам — когда резервируется поставка СИЗ по определенной цене. Нужно ли для этого докапитализировать коронавирусный резервный фонд (сейчас 30 млрд рублей. — Прим. ред.), определит комитет по финансам.
Еще одна мера — наращивать долю онлайн-услуг. Тут чиновники намерены начать с себя и рассмотреть, где можно перевести сотрудников на удалёнку и какие госуслуги можно оказывать по Интернету. Медицинский блок, в частности, проанализирует опыт телемедицины во время первой волны пандемии и представит предложения, каких врачей можно перевести в режим удаленного приема. Но и для бизнеса подготовят рекомендации по стандартам «гибридной формы работы».
Мероприятия «по временному переходу к дистанционной работе» разработают и для образовательных учреждений. Понимания, будут ли школы и вузы снова закрываться для очного посещения, если заболеет ученик или преподаватель, пока нет. Финальное слово здесь за Роспотребнадзором. Впрочем, в Смольном сохраняют оптимизм и намерены делать ставку на пропаганду «культуры безопасного поведения» среди учеников, учителей и родителей.
Что касается бизнеса, то здесь Смольный сделает ставку на соблюдение стандартов безопасной работы. По словам Валерия Москаленко, торговые сети и предприятия общепита в целом справляются со взятыми на себя обязательствами. Но власти Северной столицы намерены подумать, как эффективнее контролировать их исполнение — например, нужно ли устраивать больше проверок.
Реакцией властей на вспышку коронавируса может быть как точечная приостановка работы предприятия, так и снижение «эффективных контактов», то есть возможностей для передачи вируса, пояснил Валерий Москаленко. Меры не будут «линейными» и будут учитывать специфику отраслей, уточнил он. Подобный подход ранее предложили чиновникам ученые: в аналитической записке о второй волне есть предложение ввести комплексный индекс, учитывающий вероятность встретиться с больным и частоту контактов с другими людьми.
Параметры введения ограничений пока не определены. Вероятно, это будут те же показатели, которые Роспотребнадзор установил для снятия запретов, — коэффициент распространения, свободный коечный фонд и т.д. Но понимания, каких пороговых значений они должны достичь, чтобы принимались те или иные решения, пока нет даже на федеральном уровне, так как нет данных о характере второй волны. «Если будут явные вспышки, которые будут носить сиюминутный характер, — реакция будет одна, если большие колебания показателей в силу массовых миграций людей внутри страны — другая, если будет устойчивый отрицательный рост — третья», — пояснил Валерий Москаленко.
Но бизнес такая атмосфера неопределенности скорее пугает, чем обнадеживает. Своими опасениями на этот счет предприниматели из сферы услуг и гостеприимства Северной столицы поделились с председателем правительства РФ Михаилом Мишустиным. Письмо, подписанное двумя десятками бизнес-объединений (есть в распоряжении «Фонтанки»), было направлено по итогам онлайн-конференции со Смольным 28 августа, на котором бизнес тщетно добивался ответа на вопрос: кого и в каком случае будут закрывать? «Опыт первой волны показал, что надо быть готовыми ко всему», — отмечают авторы петиции.
От последствий прежних ограничений экономика не оправилась до сих пор, а повторные могут стать фатальными: закроется 85% предприятий.
Чтобы не допустить этого, бизнес предложил премьер-министру лишить глав регионов права самостоятельно «запрещать осуществление деятельности предприятиям сферы гостеприимства и услуг». По их словам, «нелогичная и необоснованная политика» уже спровоцировала многочисленные конфликты между властями и бизнесом. Хотя в том же Петербурге после возобновления деятельности гостиниц и предприятий сферы услуг вспышек заболеваемости коронавирусом не произошло. Равно как и в результате проведения крупных массовых мероприятий.
По мнению предпринимателей, для борьбы с инфекцией логичнее было бы частично останавливать работу «отдельных предприятий, учебных заведений и организаций, в которых будут зафиксированы вспышки», а также вводить строгую самоизоляцию до двух недель для лиц старше 65 лет и групп риска, предусмотрев для них денежные компенсации. А если уж вводить ограничения для бизнеса, то нужно возмещать издержки всем компаниям, «независимо от их размера и юридической организационной формы».
Запреты времен первой волны уронили ВВП страны на 10%, напоминают авторы петиции. «При повторении подобной ситуации добавятся межотраслевые кризисы взаимных неплатежей, массовые увольнения и массовое прекращение деятельности предприятий, чаще всего через банкротство, последствием чего могут стать социальные взрывы», — отмечают они.
Галина Бояркова,
«Фонтанка.ру»