На трех маршрутах общественного транспорта, которые в порядке эксперимента курсировали в Выборгском и Приморском районах без кондукторов, контролеры выявили за месяц менее полутора тысяч «зайцев». В выходные неплательщиков больше.
О результатах рассказал 4 сентября председатель комитета по транспорту Петербурга Кирилл Поляков. «Мы уже видим экономический эффект от сокращения затрат перевозчиков и будем расширять эксперимент, — заявил он. — По результатам эксперимента будет принято окончательное решение о целесообразности бескондукторной оплаты на различных маршрутах. Есть ряд маршрутов туристических, которые проходят в центре города, где много иностранных гостей, которым сложно ориентироваться в наших системах оплаты проезда, поэтому, может, на этих маршрутах будем сохранять кондукторов».
Совесть пассажиров тестировали на автобусах № 85 и 143 и троллейбусе № 23, контролеры за месяц более тысячи раз зашли в салоны. 90% пассажиров своевременно покупают билеты; по субботам и воскресеньям заметно увеличение числа нарушителей до 15%, в рабочие дни их 9%. Самые порядочные пассажиры — в 143-м автобусе.
Эксперимент продлится до конца сентября. В ходе него контролеры не взимают штрафы, но предупреждают пассажиров о необходимости приобрести билет. Весь подвижной состав на маршрутах оборудован валидаторами для билетов длительного пользования, проезд можно оплатить также по разовому тарифу 50 рублей банковской картой или наличными водителю.
Напомним, одной из проблем планируемой транспортной реформы является вопрос контроля за проездом после того, как частных перевозчиков переведут на новую форму контракта. Они больше не будут заинтересованы в ловле «зайцев», так как вся выручка будет направляться в бюджет города, а им будут оплачивать транспортную работу. Вице-губернатор Максим Соколов в феврале говорил, что на 364 частных маршрута выпустят 300 контролеров, которые будут в непредсказуемом режиме проверять автобусы. Впрочем, из-за пандемии коронавируса реформа транспортного обслуживания отложена, так что на данный момент все перевозчики заинтересованы в том, чтобы пассажиры оплачивали проезд.