Автомобильные салоны открылись еще в начале июня, а очереди за новыми машинами все никак не рассосутся. В дилерских центрах предлагают подождать в лучшем случае недельку-две, где-то новые партии обещают через полтора месяца. Не будь дефицита, салонам удалось бы увеличить продажи на 20%. Прогнозы особо не обнадеживают — цены, скорее всего, будут расти.
Попытки корреспондента «Фонтанки» купить новый бюджетный автомобиль остались безуспешными. Подобрать машину по всем озвученным критериям не смог ни один из опрошенных петербургских дилерских центров. Стоковых моделей много: белые, черные, серебристые и другие «скучные» цвета — все в ассортименте. А вот машин «с изюминкой» — единицы. Единственная красная Lada Vesta — и та оказалась в резерве. Следующая приедет только к ноябрю и, скорее всего, уже успеет подорожать.
Представить такую ситуацию в обычное, «докоронавирусное», время довольно сложно, отмечают эксперты. Машина популярная — должна быть в наличии. Обычно у дилеров есть запасы таких авто на складе, но сейчас из-за снижения объема производства ассортимент, в принципе, сократился — салоны уже распродали все остатки и терпеливо ждут очередную поставку. Вообще, как подсказывают участники рынка, стандартных сроков ожидания нет — все зависит от модели автомобиля. Единственное, если покупатель заказывает машину по индивидуальному запросу — сроки поставки могут растягиваться до полугода. И коронавирус тут будет ни при чем.
В одном из дилерских центров Hyundai подобрать машину нужной конфигурации смогли, только вот цена оказалась совсем не «специальная» — вместо 750 тыс. рублей, указанных на сайте за красный Solaris Active Plus, предлагают синий «Солярис», примерно за 930 тыс. рублей — другая комплектация. Успокоили тем, что, если взять кредит, стоимость машины может упасть на 9% — по крайней мере, возможность договориться есть. За наличную оплату таких скидок не обещали, но сказали, что снижение на 3–4% допустимо. Машины, которых в наличии нет, ждать придется минимум 1,5–2 недели, подчеркнули в салоне. В другом официальном дилерском центре новый синий Solaris пообещали привезти в течение недели за 900 тыс. рублей.
В салоне Volkswagen сроки поставки оказались расплывчатыми. Авто, уже заказанное у производителя, в так называемом «статусе подготовки к производству» можно приобрести через 3–4 недели, а вот модель по индивидуальному запросу придется ждать не меньше трех месяцев с момента предзаказа.
Больше всего корреспондента «Фонтанки» «порадовали» в одном из дилерских центров Skoda. В настоящее время там вообще не осталось машин Octavia с автоматической коробкой передач, зато есть «механика», но всего 3 штуки. Ближайшую поставку ожидают в ноябре, когда приедет полностью обновленная версия. Другой модели — Rapid — тоже в наличии не оказалось. «Все продано. Из-за пандемии у нас заводы не работали и поставки машин не было», — сказал менеджер салона. Следующая поставка будет через 1,5–2 месяца.
Дефицитный рынок
Продажи автомобилей в России в августе составили около 140 тыс. машин, что оказалось лишь на 0,5% меньше аналогичного периода прошлого года. При этом за 8 месяцев объем реализованных машин упал примерно на 17% год к году. Больше всего (около 192 тыс.) автомобилей с начала года продал «АвтоВАЗ» — правда, на 18% меньше, чем годом ранее, KIA (около 119 тыс.) — на 20% меньше прошлогодних показателей, и Hyundai (более 95,6 тыс.), который показал падение на 18% к 2019 году. Следующие по списку оказались Renault (74 тысячи и минус 17%) и Volkswagen (60 тыс. машин и минус 10%).
Дефицит моделей практически по всем брендам, включая отечественную Lada, российские дилеры обнаружили в середине августа. Тогда они предполагали, что нехватка некоторых автомобилей может продлиться до зимы. Кроме того, «Фонтанка» писала, что в июле петербургские заводы Hyundai, Nissan и Toyota выпустили всего 20,2 тысячи машин, что оказалось на 17% ниже показателей прошлого года. За первые семь месяцев 2020 года предприятия выпустили около 158 тыс. машин — на 26,3% меньше, чем в 2019-м. В плюсе из лидеров рынка только Skoda с 55,5 тысячами проданных автомобилей, что на 3% больше, чем годом ранее.
Возникновение такого коллапса эксперты объясняют просто — проблемы в работе мировых автопроизводств из-за пандемии, сложности с поставками комплектующих и рост валюты.
Как подчеркнул управляющий Объединенной Автомобильной Корпорации — РРТ Сергей Новосельский, пока что ситуация особо не изменилась: дефицит сохраняется, автомобилей мало — их нет практически ни по одному бренду в достаточном количестве.
«В связи с пандемией были нарушены все технологические цепочки. Соответственно, российские производства недополучили запчасти, компоненты — им не из чего было собирать машины, — подчеркивает Сергей Новосельский. — Сейчас расколбас где-нибудь на Тайване сказывается на продажах в России».
По его оценкам, в сентябре цены будут расти в среднем от 2% до 4% — это то, что производители «отыграют, чтобы компенсировать курсовую разницу и не уронить спрос». В ноябре — начале декабря можно будет наблюдать подорожание еще на 3–5%, уверен эксперт.
Партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто отмечает, что в этом году цены росли больше, чем в предыдущем. «В среднем за год модель дорожает примерно на 5%. В начале этого года сначала подняли утилизационный сбор, потом скакнул курс, и, соответственно, у нас по итогам восьми месяцев было около 9% подорожание», — говорит эксперт. Он также считает, что по итогам 2020 года цены увеличатся в среднем на 15%.
Новый виток
«Сейчас дилеры просто уменьшают потери, поскольку в последнее время продажи всех без исключения марок убыточные. Они компенсируются доходами от других источников — финансовые продукты, страхование, кредиты и так далее», — считает председатель совета директоров «Ауди Центр Петербург» Вячеслав Жигалов.
По словам Игоря Моржаретто, в августе компании могли продать на 20% машин больше, чем в итоге было реализовано. Автомобилей не хватало из-за того, что многие заводы запустились в полном объеме не в июне, а в июле, уверен эксперт. По его прогнозам, поставки машин с российских заводов стабилизируются к концу сентября, и уже в ноябре рынок вернется к «нормальной» работе.
«В бюджетном сегменте начинает работать нормальная европейская система, когда вы приходите в салон, выбираете модель, заказываете нужную вам комплектацию, и через месяц-полтора ее привозят. Это нормальная практика, а такого, как раньше: прийти и немедленно купить машину, — уже нет», — говорит автоэксперт.
Как показывает практика, купить машину «день в день» сейчас действительно сложно. Разве что какую-то ходовую с фиксированной — дороже базовой — комплектацией и стандартным цветом кузова.
«Мы контрактуем машины с поставки. Люди привыкли покупать их, как говорится, «с пола» — из тех, что есть в наличии или в ближайшем приходе, — отмечает директор официального дилера «Мерседес-Бенц» — филиала «АВТОДОМ Пулково» Михаил Глумов. — Сейчас в силу того, что склады у многих опустели, у нас возвращается ситуация 10-летней давности, когда основной пул машин — на 50–70% — приходит под заказ».
По словам экспертов, во время действия ограничений можно было наблюдать следующую тенденцию: автодилеры, у которых заканчивались автомобили на собственных складах, выкупали по рыночной цене машины у других игроков и продавали их впоследствии по схеме трейд-ин или другим льготным программам. По крайней мере, таким способом пользовались некоторые представители автомобилей премиум-сегмента. Там, как и в массовом сегменте, сейчас спрос заметно превышает предложение — машин не хватает практически во всех брендах.
«Премиум-сегмент страдает очень сильно. В первую очередь потому, что там очень много импортных машин, — отмечает Игорь Моржаретто. — Поставки автомобилей из Европы идут с серьезным «лагом». На некоторые модели сейчас запись на середину следующего года». По словам Вячеслава Жигалова, в особом дефиците сейчас находятся внедорожники.
Зато на рынке авто с пробегом ситуация выглядит куда приятнее. Как ранее писала «Фонтанка», вторичный рынок, который также просел во время пандемии, с зимы почти не пострадал и сейчас быстро растет. По оценке «Автостата», в июле 2020 года в Петербурге было реализовано 15,7 тыс. авто с пробегом, что на 18% больше, чем годом ранее.
«Интерес представляют дешевые иномарки и отечественные автомобили стоимостью около 200 тысяч рублей. Их продают все больше и больше, — подчеркивает Святослав Данилов, руководитель общественной организации автомобилистов «СПб — Авто». — По информации одной из наших сетей самообслуживания, спрос на машины под продажу растет процентов на 30% по сравнению с прошлым годом». По его оценкам, такая динамика сохранится и в следующем году.
Александра Сидоркина, специально для «Фонтанки.ру»