Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Особое мнение мнение «Тучков буян» или «Зарядье» для грустных

«Тучков буян» или «Зарядье» для грустных

40 604

Победивший проект на парк «Тучков буян» взял все худшее от московского «Зарядья», но это повод не отчаиваться, а исправлять ошибки, пока не поздно.

Начать разговор про победителя парка «Тучков буян» нужно, к сожалению, не с содержательной части проекта. Победа «Студии 44» была неоднократно предсказана, в том числе и вашей покорной слугой. Архитекторы из других городов шутят, что, мол, сколько ни устраивай конкурс в Петербурге, его все равно выиграет офис Никиты Явейна.

Относительно конкурсов можно и поспорить, но количество проектов, полностью или частично финансируемых за государственный счет, в которых проектировщиком выступает «Студия 44», в Петербурге, действительно, велико. Сдержанно симпатичный с фасадов, но фантастически неудобно и непонятно организованный Ладожский вокзал; реконструкция Главного штаба; школа и детский театр Бориса Эйфмана; Академия танца Бориса Эйфмана; реконструкция Кадетского корпуса для нужд университета; последняя известная версия проекта ревитализации Апраксина двора; архитектурно-градостроительное решение ИТМО «Хайпарк». Конкурс на Музей блокады тоже выиграла «Студия 44», но его в итоге благоразумно решили не строить. Все это стратегически важные для города объекты.

Трудно поверить, что все они могли оказаться в руках одного бюро из профессиональных соображений. В Париже, скажем, несколько заметных культурных объектов построил Жан Нувель, но Нувель — суперзвезда, которой кроме Парижа рады еще в десятках других столиц. «Студия 44» же — не хватающий звезд с неба офис среднего уровня, не построивший ни одного объекта, который получил бы безусловное признание в архитектурном сообществе. Словом, мы имеем дело с модной нынче статистической аномалией. Если раз от раза вести важные стройки зовут одного и того же архитектора, то что-то не так с механизмом выбора, что равно вредно и для города, и для профессиональной среды.

Что до «Тучкова буяна», то можно и без труда представить себе международный конкурс, который в качестве архитектора выиграет «Студия 44» (ландшафтом занимался офис West 8 из Нидерландов). Но стоит ли такой конкурс того, чтобы его проводить за 90 миллионов рублей?

Главная проблема с «Тучковым буяном» осталось той же, что и на самом раннем этапе обсуждений. Нет никакой определенности с жанром парка. Победившая в конкурсе концепция — это и не мировая достопримечательность, которая привлекала бы туристов, и не тихий петербургский парк для прогулок, и не анклав для отдыха местных жителей. Авторы попытались так или иначе реализовать все три намерения, но, как известно, жадный будет бедным, и не получилось ничего из перечисленного. Что, конечно, невероятно обидно. «Тучков буян» — одна из самых интересных локаций и на Петроградской стороне, и в Петербурге, и в современной Европе.

Главное решение парка — несколько холмов, под которыми устроены подземные сооружения, — прямо отсылает к московскому «Зарядью». «Тучков буян» взял из последнего все, что кажется в нем скорее неудачным: ограниченность прогулочных маршрутов, связанную в том числе с холмистым рельефом, функциональную перегруженность, дизайнерскую эклектичность. В «Зарядье» Diller Scoffidio + Renfro все это скомпенсировано отрывочностью видов березок на фоне Кремля и специфической американской эффектностью архитектуры — мол, да, визуально все довольно разнородно, но это потому, что все в изобилии, льется через край. Такая беспардонная по петербургским меркам лихость как раз и делает московский парк популярным, знаковым местом.

В проекте «Тучкова буяна» эклектичность помножена на попытки остаться сдержанным и даже консервативным, и поэтому выглядит глупо. В одном месте архитекторы пытаются стилизовать пейзаж старого Ленинграда — булыжные мостовые, фигурные фонари, низкие оградки вдоль газонов. Здания оранжерей, наоборот, сделаны с голландской игривой простотой. Деревянные «парк мачт» и мосты между холмами представляют собой нарочито грубоватый дизайн из дерева, который хорошо смотрелся бы в пригородном веревочном парке. Уступы холмов сделаны почти безошибочно в духе модернистских 1970-х, с их гигантоманией и любовью к упорядочиванию сложных форм. По отдельности какие-то из этих подходов и могли бы быть здесь уместны, но собранные вместе на десяти гектарах производят впечатление вполне шизофреническое.

То же и с наполнением парка. В помещениях под холмами обещают павильон «Грот» с залом карельской геологии, что бы это ни значило. Сами холмы — попытка имитировать северный лесной пейзаж, хотя посетители, совсем не как в лесу, будут гулять по нескольким каменным дорожкам. Ближе к Биржевому мосту запланирован типичный петербургский парк со скамейками, дальше — гранитный спуск к Неве с амфитеатром и плавучей сценой, за ней детская площадка, за ней лабиринт и сад камней. Объяснимыми кажутся разве что спортивная площадка и скейтпарк вокруг «Юбилейного».

Подобное разнообразие может быть великим достоинством, когда оно подчинено логике — стилистической, концептуальной, связанной с потребностями людей, — но здесь она не видна, все вместе кажется случайным набором форматов, каждый из которых сам по себе показался авторам чем-то ценным. Если есть у проекта с необъяснимым и потому пошлым названием «Романтика полных парусов» некое объединяющее начало, так это изобилие гранита, от современного использования которого в Петербурге давно порядком подустали, кажется, все.

Вышесказанное не означает, что «Тучков буян» у «Студии 44» и West 8 вышел из рук вон плохим — но, вне всякого сомнения, он вышел недостойным того места, которое собирается занять. Застройка исчерпывает драгоценный и невосстановимый ресурс свободного пространства, и стоит подумать о том, даст ли проект Петербургу больше, чем отнимет у него.

Тем более что на стадии реализации проект может еще пострадать. Вся затея с искусственным рельефом оправдывается тем, что с возвышенности откроются свежие виды на город, но можно посмотреть на нее и с другой стороны. Подземные пространства сейчас представлены одноэтажными, об их наполнении сказано довольно туманно, но в процессе доработки полезных площадей может стать больше, и они могут стать коммерческими. В конце концов, холмы с некоторой точки зрения — это прямая отсылка к стеклянным колпакам с торгово-развлекательным центром под ними, которые мы видели на самых первых эскизах парка. Потом, парк с такой сложной конфигурацией ландшафтов, наземных и подземных пространств, явно не уложится в заявленную сумму в пять-шесть миллиардов рублей. «Зарядье» стоило примерно в два с половиной раза дороже.

У города остается в сложившейся ситуации две хорошие стратегии поведения. Первая — брать в реализацию проект, занявший второе место, благо дело, он лучше победителя. Herzog & de Meron представили эстетически отточенную концепцию с производящими естественное впечатлениями ландшафтами, без лишних нагромождений и, в конце концов, точно передающую представления об идеальном Петербурге — сдержанном, тщательном продуманном и слегка нарочито небрежном.

Другая возможность заключается в том, чтобы, честно сославшись на экономические трудности, взять вынужденную паузу. И воспользоваться ей для того, чтобы разрешить институциональные проблемы в архитектуре и градостроительстве внутри Петербурга. Результат конкурса на «Тучков буян» в очередной раз доказал, что сделать это совершенно необходимо.

Мария Элькина

Согласны с автором?

Да
Нет

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Станьте автором колонки
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
11
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях
ТОП 5