Пока анонимные telegram-каналы весь день обсуждают «сделку года на банковском рынке», «Алиса» выкладывает все карты на стол. Потенциальную покупку «Яндексом» Тинькофф банка она не отрицает. Говорит, он ей нужен «для коллекции» и «чтобы жизнь сахаром не казалась». «Олег» обстановку оценивает более скептически — чуть что переводит все стрелки на оператора, но тоже ничего не отрицает.
Никаких официальных комментариев о сделке, слухи о которой появились еще в субботу, а в понедельник их буквально вывели в тренды, не было и нет. Спрашивать бессмысленно. В пресс-службе «Яндекса» ограничились таким ответом: «Как вы верно заметили — это слухи анонимных ТГ-каналов. Зачем они их распространяют и откуда вообще взяли такое — нам неизвестно. А слухи, тем более анонимные, мы никогда не комментировали и не планируем».
Однако «Фонтанка» все же решила — раз уж мы прислушиваемся к слухам из телеграм-каналов, почему бы не спросить у «голосов» официальных — расставить все точки над i с помощью искусственного интеллекта. Диалог с голосовыми помощниками получился интересным. Впрочем, как и ожидалось, ни яндексовская «Алиса», ни тиньковский «Олег» слухи об их дальнейшем партнерстве не подтвердили, но отрицать тоже не стали.
Разговаривать с ними оказалось непросто. Все попытки корреспондента «Фонтанки» вывести «голоса» на чистую воду закончились витиеватыми ответами и дипломатическими вопросами. «Алиса» подошла к делу хитро и на попытку узнать, покупает ли она «Олега», предпочла ответить встречным вопросом «с чего такие подозрения?». «Олег» несколько раз сделал все, чтобы избежать ответа, а потом поступил как «Алиса» — перевел диалог в формат общения «вопросом на вопрос». Впрочем, что-то мы все же узнали.
— Алиса, ты дружишь с Олегом?
— Мы с ним даже не общаемся.
— Ты же его покупаешь?
— С чего взяли?
— Это ты расскажи с чего.
— Это долгая история. Лучше вы расскажите, что вас сейчас волнует.
В ходе диалога выяснилось, что виртуальный помощник «Яндекса» весьма противоречива. Через несколько вопросов «Алиса» все же призналась, что с «Олегом» у них «все супер», и не стала соглашаться с тем, что происходящее кажется бредом. «Это с какой стороны посмотреть», — заметила «Алиса».
«Олег» прямые вопросы не любит и вообще не кажется особо разговорчивым. Да и говорит он не с каждым — только с держателями карт банка через мобильное приложение. Сначала он дважды пытался уйти от разговора, переводя разговор на «живого» оператора. Лишь спустя две неудачные попытки корреспондент «Фонтанки» все же нашел подход к суровому молодому человеку. Хотя сперва пришлось поговорить на отвлеченные темы: поспрашивать как дела, не случилось ли сегодня чего-то интересного?
«Я бы тут развел руками, но с этим у меня проблемы», — в своем стиле пошутил виртуальный ассистент. Как только начались вопросы про «новую подругу», «Олег» со словами «не знаю, что ответить» заверил, что может задать встречный вопрос. Кроме того, он сказал, что у «Алисы» дела «очень хорошо». Связь с ней отрицать не стал. На вопрос, как именно они связаны, ответил уклончиво:
«Очень просто. Осторожно, режим безудержной болтовни активирован. Скажите «хватит болтать», если захотите меня остановить». И на следующую попытку поговорить, видимо, почуяв подвох, снова переключил диалог на оператора.
Оператор Тинькофф банка отнеслась к вопросу корреспондента «Фонтанки» ответственно и назвала информацию о сделке с «Яндексом» не больше чем «фейком».
«Если такая ситуация произойдёт, то будет опубликована информация на наших ресурсах, — написала оператор. — Сейчас Тинькофф — это самостоятельная компания, и покупка нас «Яндексом», скорее всего, фейк».
В любом случае, верить «Алисе» и «Олегу» стоит ровно столько же, сколько и телеграм-каналам. И пока что остается только гадать — правда ли лидер отечественной IT-индустрии в скором времени поглотит самый яркий финансовый стартап последних лет. Но фон такой: с начала сентября акции «Яндекса» упали на 11%, хотя до этого стремительно шли вверх, несмотря на пандемию. Но даже после такого падения стоимость компании превышает 1,4 трлн рублей. Капитализация Тинькоффа куда скромнее. Еще в феврале как о большой победе СМИ сообщали о достижении уровня в 5 млрд долларов, то есть около 350 миллиардов рублей. С тех пор было мощное падение в разгар коронавируса, а теперь котировки его акций даже несколько превысили эпидемический уровень.
В субботу впервые появилось сообщение на одном из анонимных каналов, а уже в понедельник вирусную новость подхватили десятки других telegram-аккаунтов. Посыл был такой:
«Готовьтесь шортить, господа. В ближайшее время объявят о продаже Тинькофф банка. Интриги никакой — 100% долей приобретает Яндекс. Половину Яндекс оплатит наличными, половину — своими акциями. О закрытии сделки будет объявлено на следующей недели-другой», — говорится в сообщении. (Орфография и пунктуация автора сохранены. — Прим. ред.).
В качестве аргумента и так называемого подтверждения автор сослался на недавнее размещение акций «Яндекса», в ходе которого компания привлекла более миллиарда «для финансирования дальнейшего роста бизнеса и стратегических инициатив, включая интернет-торговлю». В глаза бросаются ляпы: поскольку акции компании торгуются на бирже, говорить о консолидации всех 100% не приходится — сперва необходимо будет их выкупить с рынка, а это очень небыстрый процесс. Однако, если пускаться в теоретические расчеты, то можно предположить, что нынешние акционеры могут рассчитывать примерно на 187 миллиардов рублей живыми деньгами, а также примерно на 1,3% акций «Яндекса».
До своей болезни Тиньков лично владел долей 40,4% в капитале TCSGroup, материнской компании Тинькофф банка. Еще 6,5% акций TCS у менеджмента, остальное — в свободном обращении. В голосующих акциях у бизнесмена было 88,6%. Сейчас все они переданы в семейный траст.
Александра Сидоркина, специально для «Фонтанки.ру»