«Преступление и наказание» читательница «Фонтанки» Анна вспомнила из-за разгоревшегося скандала в пекарне, где она стала главной героиней.
Причина конфликта — не то разбушевавшаяся официантка кафе, которая пыталась отнять у неё ребёнка, не то кормление грудью в общественном месте, не то просьба матери порезать хлеб — у каждого участника этой «драмы» своя версия, которая вызвала бурное обсуждение в Сети. Однако итог один — владельцы заведений решили, что могут не пускать в общественные места тех, кто им не нравится, несмотря на закон.
Сотни комментариев, репосты в популярные сети, обсуждения, споры, ругань. Такого в меню пекарни «Пане» на Нахимова, 11, нет, но постоянный клиент заведения — мама двоих детей получила всё это сполна. Причиной стал конфликт 15 сентября с сотрудницей пекарни. По одной из версий, из-за грудного кормления младенца в общественном месте. Итог — мама покинула заведение, а через два дня узнала, что теперь её обслуживают «только навынос», ведь она нарушает некие нормы приличия. На каком основании её не пускают в общественное место — непонятно, и Анна решила обратиться в редакцию «Фонтанки» за помощью.
Постоянный клиент пекарни «Пане» приходила туда на протяжении трёх лет. Но во время очередного визита с двумя детьми в небольшом и пустом зале магазина 4-месячный ребёнок заплакал, из-за чего мама решила покормить его грудью. Как утверждает Анна, в это время в пекарне посетителей не было, а её спецодежда позволяла успокоить младенца без демонстрации женского тела. Однако естественное кормление не устроило сотрудницу магазина, которая решила высказать клиентке всё, что думает о её визитах с детьми. После небольшой словесной перепалки мама ушла, но обещала вернуться. В четверг она пришла в пекарню и получила весть о том, что с этого момента её обслуживают только навынос и оставаться в заведении ей запрещено. Оскорбленная посетительница не поняла, за какое преступление её наказали, и обратилась к руководству пекарни. Администратор извинилась перед гостьей за поведение сотрудницы и... подтвердила запрет на вход.
«Мы знаем о вашем конфликте с нашим продавцом. Приношу свои извинения от компании, если вас оскорбили, но мы приняли решение, что наш продавец будет вас обслуживать навынос, только хлеб и т. д. Спасибо за понимание», — заявило руководство «Пане».
«Понимать» никто не стал, и посетительница предупредила, что предаст огласке произошедшее. И написала в группу поддержки матерей во «ВКонтакте». Там историю «изгнанной» мамы опубликовали, и она быстро набрала популярность, перекинувшись в Instagram. Инцидент попал на публичный суд, где на скамье подсудимых оказались сразу и мама с детьми, и пекарня.
«Дело даже не в общественном кормлении, а в целом в дискриминации и нарушении гражданских прав. Пекарня может просто взять и выгнать того, кого захочет, просто так... Они просто были недовольны тем, что я туда постоянно прихожу, что со мной ребенок, что я не то чтобы очень много заказываю у них, и последней каплей стало грудное кормление. У официантки просто сдали нервы, и она решила меня выгнать по совокупности обстоятельств», — заявила «Фонтанке» Анна.
Публичная дискуссия продолжается уже неделю, обсуждается возможность кормить младенцев грудью в общественных местах. А пекарня в это время выкладывает посты в Instagram, где заявляет, что рада всем мамочкам и даже кормящим, но только при определенных условиях, которые не поясняются даже в телефонном разговоре журналиста с управляющей магазином. Последняя отказывается давать комментарии по ситуации. Но зато передает информацию управляющему директору компании, которая сама звонит корреспонденту и «выкладывает» уже свою версию произошедшей «драмы».
Причиной конфликта мамы и единственной сотрудницы пекарни стала просьба порезать купленный в заведении хлеб, в итоге заявили в «Пане». Как оказалось, это не входит в обязанности сотрудников, что и вызвало якобы ругань.
«Отказались именно резать хлеб, то есть выполнить её, <гостьи>, просьбу. Потому что идут другие клиенты, и это некогда делать, когда продавец один... Ну и всё. После этого, я так понимаю, наверное, у них была какая-то эмоциональная женская история», — рассказала управляющий директор «Пане».
Также директор «Пане» добавила в копилку доводов за отказ маме в обслуживании в заведении — маленькую площадь пекарни и «антураж» в виде столов и стульев.
«У нас магазин розничной торговли. Там стоит какой-то антураж в виде столиков, диванов и так далее, за которые посетители могут присесть, попить кофе, чай, булки съесть, но это не ресторан и не кафе. Там нет питания или подобного, что позволяет проводить какое-то время», — сообщила она.
Последним объяснением ситуации стало «неподобающее поведение» клиентки в отношении сотрудницы, которое, однако, не зафиксировано на камерах. Но руководство «Пане» всё равно ссылается на «грубые высказывания» мамы, о которых заявляет лишь сама продавщица заведения, ведь камеры видеонаблюдения в пекарне пишут без звука.
На вопрос корреспондента, на каких основаниях посетителя общественного места теперь не пускают на территорию, в компании объяснили, что клиента пустят и даже продадут товар, но остаться в помещении запретят. Юридически «Пане» ссылается на «агрессивное поведение» посетительницы, что якобы позволило ограничить даме вход.
Кормящая мать тем временем тоже не осталась в стороне. Во время обсуждения инцидента в Instagram она заявила в комментариях под постом пекарни, что её «ребёнка официантка чуть ли не силой отдирала от моей груди с требованием, чтобы я прекратила этот позорный, асоциальный процесс, которому здесь не место». Подтверждения версии об отъеме дитя сотрудницей пекарни у неё, правда, тоже нет.
По закону клиентка «розничного магазина» как минимум защищена статьей 426 ГК РФ: «Лицо, осуществляющее предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим лицом в отношении заключения публичного договора, за исключением случаев, предусмотренных законом или иными правовыми актами». В законодательстве России не найдется и пункта, который бы запретил кормить младенца грудью в общественном месте или находиться в помещении заведения больше времени, чем на потребление чашки кофе.
Закон о защите прав потребителей и гражданский кодекс гласят, что предприниматель обязан обслужить всех вне зависимости от своей религии, политических убеждений или моральных принципов. Если такое все же произошло, то каждый клиент имеет право обратиться в Роспотребнадзор или прокуратуру.
Кстати, в 2019 году произошел весьма громкий и схожий случай: девушку в Третьяковской галерее попросили покинуть музей из-за грудного кормления. Мама ребёнка рассказала о произошедшем в соцсетях, и после огласки ситуации руководство музея принесло свои извинения за случившееся. А в галерее появились таблички, указывающие на места для спокойного кормления ребенка.
То же самое случилось и в Эрмитаже, уже в 2020 году. Петербурженка пожаловалась на своей странице во «ВКонтакте» на смотрителей музея, которые ей и её подруге нагрубили за то, что они кормили детей грудью. В ответ на эту ситуацию официальный аккаунт музея сообщил, что «сожалеет» о действиях смотрителей Эрмитажа, и отметил важность всеобщего комфортного пребывания в музее.
Всемирная организация здравоохранения утверждает, что детей до двух лет нужно кормить грудью всегда и везде — там, где малыш захочет. А в 170 странах (включая Россию) с 1 по 7 августа проходит неделя в поддержку грудного вскармливания. «Фонтанка» проверила, как жители культурной столицы относятся к кормлению детей грудью в публичных местах. Итог — абсолютно спокойно. Так что кормите детей там, где вам угодно. Закон и народ на вашей стороне.
Даниил Большаков, специально для «Фонтанки.ру»