Кинотеатры вернулись в Петербург не в то время. Главные премьеры прошли, а Смольный запретил ходить в кино несовершеннолетним. Правда, потом исправился. Но поздно. Сборы просели на 15%.
Прошло уже два уик-энда с тех пор, как к петербуржцам вернулась возможность привычно развлекаться — сходить в кино. «Фонтанка» выяснила, что не всё и не все в кинобизнесе вернулись «на круги своя», эффектно стартовав в середине сентября.
Кинотеатры начали работать в Петербурге 12 сентября. «В первые дни был аншлаг, заполняемость доходила до 90% от доступных для бронирования мест. С учетом мер социального дистанцирования, конечно», — вроде бы не заметил потери бойцов совладелец сети кинотеатров «Мираж Синема» Олег Ивонинский. «Было примерно так же, как в обычной нормальной жизни, — вспоминает золотые мгновения и руководитель отдела маркетинга и pr «АСкино» сети кинотеатров «Люксор» Анна Татаренок. — И сейчас в будни цифры выше марта. Люди соскучились, ходят. В других регионах — меньше». Президент сети кинотеатров «КАРО» Ольга Зинякова отмечает, что в среднем залы заполняются примерно на треть, на вечерние сеансы блокбастеров нередко бывает солдаут, все с той же с поправкой на рассадку.
Однако от Москвы ситуация с походами в кино у нас отличается, и не в лучшую сторону. «Надо правду говорить? Мы тут с коллегами обсудили уже, что в Петербурге мало слезливых девчонок, которые пошли на фильм «После. Глава 2». В отличие от Москвы, — рассказал глава «Ассоциации владельцев кинотеатров» Олег Березин. — Если брать первые выходные с начала работы кинотеатров в Петербурге к минувшим выходным (18–20 сентября. — Прим. ред.), то получилось печально. Минус 15%».
По данным издания «Бюллетень кинопрокатчика», молодежный бестселлер «После. Глава 2» лидирует в общероссийском кинопрокате. Проект показал лучшую посещаемость — 26 человек на сеанс. Вторую строчку занял лидер прошлых двух недель — фантастический боевик «Довод». На третьем месте — диснеевская сказка «Мулан».
По словам Олега Ивонинского, в Петербурге на первом месте по востребованности стоит фильм Кристофера Нолана «Довод», за ним с небольшим отрывом идет «Мулан»: «По идее, «После. Глава 2» должен был стать номер один и в Петербурге, — рассуждает он. — Это тинейджерский проект. А повлиять на его провал вполне мог тот факт, что в указе Смольного сначала было написано, что детям до 18 лет без сопровождения взрослых в кино ходить нельзя. Мы всколыхнулись, списались с вице-губернатором Елиным. Он пояснил, что нельзя ходить в составе организованных групп. Мы им указали, что в указе иначе написано. Они только в пятницу (18-го) поправились! Но все успели написать, что «детям в кино в одиночку до 18 лет нельзя». И многие дети сказали: ну, и не пойдём. А про то, что детям ходить можно, писали мало. 16–18 лет сейчас — основная аудитория, которая думала, что им нельзя. Поэтому Питер выступил плохо на неделе».
В целом по стране на уик-энд с 17 по 20 сентября количество зрителей российских кинотеатров перевалило за 1,5 миллиона, по данным единой федеральной автоматизированной информационной системы о показах фильмов в кинозалах, на выходных с 10 по 13 сентября зрителей было чуть больше миллиона.
С горки вниз
А дальше, опасаются игроки рынка, за всплеском неминуемо последует спад. При этом и тут не обойдется без участия государственного регулирования.
«Несколько проектов ушли из октября. В том числе российские, — говорит Олег Березин. — Ушли два больших российских фильма «Пальма», «Чернобыль». Ушёл «Кэндимен». Все европейские страны перезапускались с проката своих национальных фильмов. Надежды на Голливуд никакой. Точнее, доверия никакого. Они сдвигаются постоянно. И все нормальные страны — Франция, Южная Корея, Китай — стали ставить на национальное кино. И у нас была надежда на «Стрельцова», «Пальму», «Чернобыль». Но в октябре ушло и российское кино».
«В сентябре были крупные новинки, — согласна Анна Татаренок. — В октябре не будет. В ноябре снова будут новинки. Многое зависит от прокатчиков».
Но иностранные прокатчики не хотят выпускать в прокат крупные релизы, пока не закончится пандемия. «Дистрибьюторы ждут, пока люди придут в кинотеатры, а люди не придут без крупных новинок. Замкнутый круг», — делает вывод она.
«Какая-то конкретная картина сложится к концу года, — полагает Ольга Зинякова. — Пока восстанавливаем трафик».
«Отличным результатом для киноиндустрии будет достижение показателя 70% год к году», — считает Олег Ивонинский. Опять-таки, с учётом удлинённых пауз между сеансами для полной дезинфицирующей обработки и социальной дистанции в залах. На восстановление оборотов в «Мираж Синема» рассчитывают в лучшем случае к концу 2021 года.
При этом ценовую политику представители кинобизнеса менять не могут из-за «растущей чувствительности зрителей к ценам на билеты». «Наоборот, мы разрабатываем новые акции и скидки», — говорит Ивонинский.
«Мы не меняли ценовую политику после перезапуска кинотеатров», — сообщили и в «КАРО». «Цена остаётся докарантинной, скидки все остаются», — отрапортовали и в «Люксоре».
Пациент скорее жив
В конце августа эксперты прогнозировали, что треть кинозалов умрёт из-за коронавируса. И понемногу вирус уже начал косить их ряды. «У нашей сети на сегодня — минус один кинотеатр, — говорит Олег Ивонинский. — Двадцать одна площадка возобновила работу, из них восемь — в Петербурге. Мы всё ещё с нетерпением ждём разрешения на работу в Мурманске — там продолжаем нести убытки».
«Кинотеатры не умрут физически, — уверен Березин. — Они просто станут другими. Сама модель кинопоказа последние годы была уже уставшая. Зрители хотят чего-то большего. Люди приходят в кино пообщаться, провести время. Кино — повод. Всё реже в массовые кинотеатры ходят только за кино».
Сейчас кинотеатры (к примеру, тот же «Мираж Синема») экспериментируют с гибкими графиками работы сотрудников, чтобы подстроиться под пиковые часы зрительской активности.
«Часть зрителей перестала видеть ценность в посещении кинотеатров, — настаивает Олег Березин. — Встаёт вопрос, как меняться, чтобы дать эту ценность снова. Да хотя бы плакат фильма на память! Появление микроволновки дома не отвадило же людей от походов в рестораны и кафе. Мы идём туда не за едой. Если кинотеатры смогут донести до зрителя, какую ценную эмоцию можно будет там получить, тогда кинотеатры будут молодцы».
Но пока, видимо, не до «молодцов» и плакатов на память. «Издержки на организацию безопасной для всех деятельности только возросли, а зрителей на каждый сеанс мы приглашаем вдвое меньше», — говорят в «Мираж Синема».
ВЦИОМ не пройдет
Тем не менее пессимистическим опросам ВЦИОМ о том, что 75% россиян не хотят возвращаться на сеансы, потому что каждый второй боится коронавируса, представители кинотеатров не верят.
«Опрос был проведён, когда подавляющее большинство кинотеатров было закрыто, не было интересных премьер, и зрители были слабо осведомлены о профилактических мерах гигиены, — уверен Олег Ивонинский. — И уже на тот момент каждый четвёртый успел сходить или собирался пойти в кино».
«Здесь не опаснее, чем, скажем, в метро или ТРЦ, однако эти локации ежедневно посещают миллионы людей, — рассуждают в «КАРО». — У нас же обеспечены все меры безопасности: есть маски, перчатки и санитайзеры, нанесена разметка, проводится санитарная обработка в сокращенные временные интервалы, на входе у посетителей замеряется температура, продукция кинобаров защищена крышками, а продажи происходят преимущественно онлайн».
«Именно в Санкт-Петербурге очень много людей сначала пишет нам письма с вопросами о том, как всё организовано с точки зрения безопасности. Возможно, боятся, — не исключает Анна Татаренок. — Уточняют про рассадку: а как покупаются билеты сейчас? Покупается билет, и места вокруг блокируются. Следующие покупатели видят, что билет можно купить только рядом с занятым местом, спрашивают, мы каждому отвечаем, что это не купленное, а заблокированное». Причем, по словам представителя сети «Люксор», например, в Курске и Рязани таких опасений меньше. «Там как карантин проходил вяло, где люди не верили, так и не верят. Петербург же был долго закрыт, люди боятся», — объясняет Анна Татаренок.
«ВЦИОМу бы я выговор объявил, — тем не менее был краток Олег Березин — Во-первых, данные у них за 25 августа, считали почти месяц. И они не опрашивали лиц до 18 лет. Пропустили активную киноаудиторию».
Но в целом, считает Березин, даже эти цифры говорят о том, что в России «все идет по плану»: «Опрос сопоставим с данными при открытии кинотеатров в Европе. Условно говоря, 10–15% аудитории — это те, кто пойдут в кино сразу. Они и пошли сразу. Есть 20% тех, кто будет ждать большого блокбастера. И в этом смысле по Питеру негативно ударило, что один из самых ожидаемых фильмов сезона, да один из самых кассовых релизов всего года, «Довод», вышел 4 сентября. Он прошёл мимо Петербурга, но не мимо Кудрово, «Мега Дыбенко», которые находятся в Ленобласти (в соседнем регионе кинотеатры открыли 20 августа. — Прим. ред.). В результате там собрали всех зрителей Петербурга. Там результат был в четыре раза больше, чем когда-либо. По 33 сеанса в день «Довода» там шло».
По словам Березина, когда кинотеатры в городе открылись, шла уже вторая неделя проката, все фанаты уже съездили в Кудрово или во Всеволожск. «То же самое получилось с «Мулан», когда Петербург открылся на неделю позже, — вспоминает он. — Мы в своё время хотели, чтобы кинотеатры открылись хотя бы 5 сентября. И опять мы не успели завлечь зрителя, ведь вкладываться в рекламу, когда нет ясности о разрешении работы, невозможно. Чиновники подсуропили…»
Николай Нелюбин, специально для «Фонтанки.ру»