В ближайшем будущем имя Олега Тинькова, одного из самых ярких предпринимателей Петербурга, исчезнет с рекламных постеров и останется только на карте города. Что уже, конечно, немало — не каждый даже долларовый миллиардер может таким похвастать.
За 30 лет активной предпринимательской деятельности Олег Тиньков создал и продал с десяток бизнес-проектов. Умение делать с нуля и множить сущности — его фирменный конек. Ну и размах. Людей такого масштаба в нашей стране единицы. То ли в шутку, то ли всерьез на одном из недавних ПМЭФов Тиньков предложил главе «Яндекса» Аркадию Воложу объединить бизнесы для борьбы с акулами государственного капитала. Наглость заключалась в том, что тогда «Яндекс» был стратегическим партнером госбанка, который заодно контролировал «золотую акцию» IT-гиганта.
Вообще, с критики Сбербанка Тиньков начинал свою рекламную стратегию банкира, и это тоже был характерный жест. Казалось бы, стартапу надо было бороться, скорее, с кем-то уровня «Русского стандарта». Но так долларовыми миллиардерами не становятся.
Однако потом начались проблемы и у «Яндекса», и у самого Олега Тинькова: сперва вполне реальная перспектива тюрьмы, а затем болезнь — пришлось смириться с обстоятельствами. Казалось бы, дела отошли на второй план.
Но всего за пару суток до того, как уже расставшийся с «Яндексом» Сбербанк должен был широко объявлять о своей новой стратегии развития и ребрендинге, Тиньков вновь изумил деловой мир: он объявил, что получает за свой бизнес больше 2,5 миллиардов долларов и заметный пакет акций «Яндекса» в придачу. Еще пару лет назад представить такой расклад было практически невозможно. А последний год в телеграм-каналах «Тинькофф» масштабно «хоронили», доходило до слухов о скорой санации.
Тиньков родился в обычной кемеровской шахтерской семье. В автобиографии он рассказывал, что свой первый заработок получил после шестого класса — сначала 50 рублей на подработке на мебельной фабрике, потом еще 50 — на макаронной, хотя производили там минералку. Дальше увидел перспективу в сборе бутылок — начал сдавать стеклотару по 12 копеек. Однако первое серьезное дело у него появилось благодаря увлечению велоспортом, когда перед поездкой на сборы в Ленинабад он оказался в поселке под названием Дружба. Все началось с мохеровых шарфов и джинсов. Купил 4 пары за 50 рублей — продал каждую за 200 рублей, шарфики оказались еще выгоднее — с одного можно было заработать до 115 рублей.
«Потом уже мы приезжали не в магазин, а прямо на склад и джинсы брали коробками. В то время ОБХСС гонял спекулянтов, но спортсменов, как правило, не трогали: большой багаж не вызывал подозрений, ведь летали с формой, велосипедами».
В конце 1980-х Тиньков поступил в Ленинградский Горный институт. Там уже было не до шуток — ассортимент сменился, обороты выросли. Привлек предпринимателя сибирский рынок — он стал поставлять туда косметические наборы. Потом решил перегонять машины в Москву и Петербург (на каждой можно было заработать 30 тыс. рублей). Кроме того, выручку давали европейские газовые баллончики, пистолеты и картриджи. Особый спрос на них был в Петербурге. Со временем появились компьютеры и телевизоры.
По словам самого Тинькова, в январе 1992 года у него на руках было уже около 10 тыс. долларов. Это дало возможность вывести бизнес на новую орбиту: так сложилась первая поездка в Сингапур и впоследствии родилась сеть магазинов «Техношок». Кроме компьютеров (на которых можно было заработать около 3 тыс. долларов) были и калькуляторы. Бизнес процветал, и сам предприниматель уже стал себя считать богачом. Сейчас это вызовет улыбку, но тогда показателем успеха в жизни стала покупка собственной трехкомнатной квартиры.
Из небольшого бизнеса по торговле телевизорами выросла компания «Петросиб». Параллельно развивались также и беспошлинные поставки алкоголя в Россию. А в начале 1994 года Тиньков купил «Юни-лэнд» за 200 тыс. долларов — начало собственной розничной сети было положено.
«Помню, в далеком 1996-м мы в Питер завезли 20 новеньких Harley-Davidson. Молодые были, смешные, я бороду отрастил».
Кроме того, на Васильевском острове открылся магазин Sony — еще один проект неугомонного Тинькова. А уже в 1995-м началась история «Техношока» — сети петербургских магазинов электроники. За 2 года оборот двух магазинов вырос до 20 млн долларов. Так стартовал первый серьезный бизнес.
Дистрибуция налаживалась, в «Техношоке» появились Indesit, Panasonic, Aiwa, JVC, Siemens, Bosch и другие бренды. Однако через некоторое время работа на петербургском рынке усложнилась выходом новой сети — «Эльдорадо».
«Я договорился с Андреем Сурковым и передал ему весь пакет акций «Петросиба». Фактически мы провели так называемый management buy-out. То есть выкуп компании менеджментом. Андрей за деньги компании приобрёл мою долю, и я «ушёл в пельмени», увидев в том бизнесе рентабельность более чем в 100 процентов», — писал предприниматель.
Тогда же появились магазины «MusicШок» и звукозаписывающая компания «Шок Рекордс». Именно она выпустила первый альбом культовой петербургской группы «Кирпичи», также Олег Тиньков без ложной скромности рассказывал, что помог выпустить первый альбом группе «Ленинград», но это было уже много позже.
После выхода из «Петросиба» начался очередной этап — пельменный бизнес Тинькова. В «Дарью» он вложил 7 млн долларов. Производство пельменей налаживалось медленно, но верно. Сначала было 300 кг в час, потом показатель вырос более чем в 3 раза — до тонны. По словам самого Тинькова, это был «дико прибыльный проект» — маржа была от 100% до 200%. Один килограмм пельменей приносил около 2 долларов прибыли. Однако куда выгоднее оказалось продавать не пельмени, а весь бизнес. В 2001 году за 21 млн долларов «Дарью» купил Роман Абрамович.
Кроме того, в 1998 году возникла пивоваренная компания «Тинькофф», а позже и сеть одноименных ресторанов. И вновь Тиньков удачно выходит в кэш: в 2005-м пивной бизнес с годовым оборотом в пределах 50 миллионов за 210 млн долларов покупает бельгийская InBev. В 37 лет предприниматель — по условиям сделки — входит в совет директоров транснациональной корпорации и становится мультимиллионером. После оплаты всех долгов у него лично осталось около 80 миллионов. Причем не как у многих других миллионеров в виде заводов и пароходов, а реальными деньгами на счете в банке.
«Когда в 1998 году я продал сеть магазинов «Техношок», а в 2002-м — «Дарью», все меня жалели. Ведь раз продал, значит, лузер, бизнес потерял. Когда провёл сделку с «Тинькофф», уже хвалили, то есть очень быстро в деловой среде произошла эволюция: люди поняли, что продавать бизнес — это круто. Нет ничего лучше, чем продажа: только она в деньгах оценивает твой бизнес, твои затраты, твои таланты, и продажа даёт возможность сделать новый проект, ведь появляются не только деньги, но и время на него».
Компании Олега Тинькова не боялись яркой и даже вызывающей рекламы. «Он такой один» в окружении мультирасовых красоток и «Твои любимые пельмешки» с запорошенными мукой дамскими ягодицами оставляли неизгладимое впечатление у потребителей. Чувствовались размах и наглость. Поэтому, когда в 2003 году на заседание топонимической комиссии Петербурга пришли представители его пивоварни и предложили назвать один из безымянных переулков Тиньковым, ничего удивительного в этом уже не было. Невинная мистификация с подложной страницей из словаря Брокгауза и Ефрона, на которой рассказывалось про поставщика императорского двора Порфирия Тинькова, на удивление легко убедила маститых топонимистов. Годы спустя, когда обман раскрылся, переименовывать переулок назад уже было как-то глупо, так что имя удачливого и наглого предпринимателя появилось на карте города.
«Когда я смотрю Forbes, я считаю несправедливым, что меня нет в списке миллиардеров, я должен исправить свою ошибку. Я читал, что все миллиардеры дико сексуальные».
В 2005 году Тиньков со своими менеджерами принял судьбоносное решение о создании банка кредитных карт — 18 ноября стартовал проект «Тинькофф Кредитные Системы». Предприниматель купил пустой Химмашбанк с чистой лицензией — будущий TCS. Так началась история онлайн-банка, который сделает бизнесмена уже не просто миллиардером. Кстати, историческое совещание прошло на острове Некер, принадлежащем основателю бренда Virgin Ричарду Брэнсону (там расположен дорогой и популярный у звезд шоу-бизнеса курорт). Дружбой с Брэнсоном российский предприниматель особенно дорожил и называл его своим гуру и даже брал интервью.
Дальнейшая история TCS — это череда успешных и ярких решений. Даже сам формат — банк без отделений и банкоматов — уже тянет на сенсацию, ведь в середине 2000-х годов россияне привыкли к богато оформленным банковским офисам и очередям. А «Тинькофф», если что, сам приезжал, куда надо, задавая новый тренд в отношениях финансистов с российскими клиентами. Сильным ходом было и создание страховой компании — тоже без офисов, и виртуального сотового оператора. А запуск простого и доступного мобильного приложения для частных инвесторов серьезно изменил отношение россиян к процессу покупки и продажи акций на бирже.
После продажи, или, как более точно говорит сам Олег Тиньков, слияния TCS с «Яндексом», он намерен сохранить место в структуре управления компанией. Другой важный проект, куда он приложит свои силы, — новый благотворительный фонд для помощи больным лейкемией.
2006–2008 гг. — Олег Тиньков вспоминает о своих спортивных истоках и спонсирует велокоманду. Tinkoff Sport A/C участвует в велосоревнованиях и выигрывает в Малайзии, Италии, Франции и других странах.
2011 год:
— Критика Сбербанка в рекламе «Тинькофф»: «Жаль, что именно этот ролик наш юридический отдел запретил, придется без Сбера, хотя пусть Герман мне плюнет в лицо, если у них нет очередей в регионах, и особенно в дни выдачи пенсий! Тут все честно!»
— Банк отмечает выпуск миллионной карты.
— «Все, кто двигает бизнес в стране, — уже герои!»
2012 год:
— «Мне хочется совершить еще один подвиг».
— «Я никому ничего не предлагал и не продаю свой бизнес. У нас феноменальные результаты и dream team, никакой продажи!»
— о Pussy Riot: «На мой взгляд, они не заслуживали уголовного наказания или тюрьмы. Это бред или позор для нашей страны. Но то, что они сделали, тоже совсем неправильно. Да, их надо было наказать, но размер наказания запредельный, не соответствующий их деянию».
2013 год:
— «Я НЕнавижу управленцев коллег, которые считают, что нужно иногда recharge my brain. Тех, кто берет постоянно «в счет отпуска», отдыхает 28 декабря-14 января, — сразу увольнять, 1–10 мая — лентяи, и на заметку их».
— «Один день открываешь шампанское, другой уже горькую водку. Живем в агрессивной бизнес-среде, и именно поэтому здесь прибыли выше, чем в цивилизованном мире». «Тинькофф»-банк потерял миллиард долларов за день.
2014 год:
— «Сейчас мои знакомые-бизнесмены в депрессии, я им говорю: «не нойте, были кризисы 1992, 1998, 2008 года, мы пережили их. Разочаровываться можно в людях или в себе, но уж никак не в бизнесе или экономике».
2015 год:
— «Никогда в жизни не буду спонсировать российский футбол — это жалкое зрелище».
2016 год:
— «Никто из финансистов — страховые компании и банки — вряд ли может с нами конкурировать с точки зрения умной покупки трафика и его конвертации. Можно залить деньгами «Яндекс», но одним контекстом, нанять всех этих Ашмановых, SMM-м этим заниматься — это все не то. Покупка трафика — это путь в никуда. Существуют более технологичные, умные вещи, мы работаем с элементами big data, у нас есть десятки аналитиков».
2017 год:
— «В итоге — я за Путина. И я считаю, что Путин еще пускай 33 срока стоит, пока не умрет. И более того, я считаю, что Путина нужно сделать императором, потому что в этой стране никакая демократия никогда не приживется, я в этом убежден, меня можно резать на куски. Я знаю этот народ. Это народ, которому нужен царь. Я считаю, что Путина нужно помазать на царство, сделать его царем, посадить его в нашем Петербурге, там, слава богу, еще целый Эрмитаж стоит, Зимний дворец. Его дочка должна стать императрицей дальше и так далее. Я вообще за институт царепомазания. Я бы ему присягнул и прям преклонился. Путь он император и меняет правительство при этом».
2018 год:
— Несмотря на очевидно карнавальные уверения в верноподданничестве (и совсем недавнее гражданство США), в январе 2018 года Олег Тиньков был включён в «кремлёвский доклад» минфина США — список лиц, приближённых к президенту России Владимиру Путину.
2019 год:
— Олег Тиньков заказал себе первую в мире яхту La Datcha, способную проходить через льды. Сумма покупки превысила € 100 млн. «Это яхтинг, но совершенно другой. Это про исследования, а не про то, как пить мартини и понтоваться в Сен-Тропе».
— «Я считаю, что если мы объединимся — в самом широком смысле — с «Яндексом», то и Сберу мало не покажется, и капитализация этой компании будет выше $ 20 млрд сразу».
2020 год:
— В апреле Олег Тиньков уходит с поста председателя совета директоров «Тинькофф» -банка. «Мне приходилось в жизни бороться за себя и за свое дело, но сейчас я буду бороться за главное — за саму жизнь».
Александра Сидоркина, специально для «Фонтанки.ру»