Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Город «Сценарии от комедийных до драматических». Смольный представил проект бюджета на следующий год

«Сценарии от комедийных до драматических». Смольный представил проект бюджета на следующий год

20 997
Источник:

Спрятанные СКК и Широтная магистраль, фейковая безработица и капремонт за наш счет. Комитет финансов опубликовал проект бюджета на ближайшие три года.

За несколько часов до публикации проекта 23 сентября обсудить финансовое будущее города журналистов пригласили главные лица финансового блока: вице-губернатор Эдуард Батанов и глава комитета Алексей Корабельников. Для Смольного бюджетный год насыщеннее некуда: уже была весенняя пандемическая корректировка, которая ужала прогноз по доходам сильнее, чем по расходам и тем самым нарастила дефицит до 111 млрд рублей. Впереди — осенняя, как говорится, оптимистическая.

Есть дополнительные 15 млрд. Только я вам их не отдам


Как рассказал Корабельников, по сравнению с тем, какое будущее комитет рисовал весной, доходы города в 2020 году окажутся выше миллиардов на 15–20, это надо будет дописать в бюджет. «Только это не означает, что мы эти деньги раздаем, — поспешил вмешаться Батанов, видимо, уже представив, как комитеты сбегаются на запах горячих миллиардов. — Вы помните, что у нас 111 млрд заимствований, у нас есть что заместить, там будет комбинация».

В частности, по словам чиновников, НДФЛ собирается лучше, чем в допандемическом 2019 году на 2–2,5% (хотя до прихода коронавируса рассчитывали на 8-процентный рост). На вопрос: как же так, зарплаты падают, компании закрываются, чиновники смогли только удивиться вместе с журналистами. «Вспомним, у нас министерство финансов давало прогноз, что фонд оплаты труда уменьшится в стране на полпроцента, — рассказал Батанов. — Мы были в пессимизме, а на самом деле зарплаты растут. И я еще не беру дополнительные выплаты». Консенсус-мнение Смольного таково: безработица выросла за счет тех, кто и так не работал, а теперь просто признался официально.

С налогом на прибыль тоже лучше прогнозов, но там все равно стабильные минус 15% к 2019 году. Комитет ждет восстановления примерно в 2023–2024 годах. «Компании будут заявлять возвраты, зачеты, пользоваться убытками прошлых лет, — предсказал Корабельников. — В качестве рисков держим в голове наш нефтегазовый сектор, который, с одной стороны, последний год выходил на достаточно серьезные платежи в бюджет города — порядка 25 млрд рублей. В связи с изменениями на нефтяном рынке, общей экономической ситуацией, пандемией можем эти доходы не получить; а где-то, может быть, даже придется возвращать».

К осенней корректировке будут понятны темпы исполнения адресной программы, и так изрядно обрезанной по весне (со 100 млрд до 67 млрд рублей). Это интересный парадокс: год за годом она не исполняется, и с приходом холодов ее объем сокращают уже по факту. Последствия для всех разные: для горожан — долгострои, для проштрафившихся комитетов — выговоры, для бюджета как финансового документа — сокращение дефицита и успех в исполнении такой уже обкусанной программы. До сих пор нетронутыми остаются более 10 млрд от резервного фонда Смольного, который призван на борьбу с коронавирусом. Эдуард Батанов не стал оценивать, как это все повлияет на дефицит; однако из его объяснений стало ясно, что в целом разрыв в доходах и расходах может оказаться ниже ожиданий. Покрывают его, как известно, за счет нескольких выпусков облигаций; на 25 млрд разместились еще весной, еще два раза по 30 млрд готовы предложить до конца года, организаторов уже подыскивают. Есть также договоренность о 15-миллиардном кредите от АБ «Россия» под 5,25% годовых.

Готовится красивая история


«Фонтанка» уже рассказывала, как комитет финансов принес на нулевые чтения бюджет 2021 года с расходами в 533 млрд, а комитеты попросили в полтора раза больше. На выходе со следующим годом все примерно так: доходы — 623,5 млрд, расходы — 710,7 млрд рублей. И то и другое растет по сравнению с 2020-м; но заработок увеличивается быстрее, так что поджимается дефицит до 87,1 млрд, т.е. до вполне нормативных 14,6% от собственных доходов.

Резко растет предел госдолга — до 225 млрд рублей. А вот дальше веселее: еще три недели назад комитет финансов рассчитывал, что планка в 2023 году дойдет до 273 млрд, т.е. до 38,7% от собственных доходов. Теперь эта дальняя перспектива выглядит так: 317 млрд и 44,5% от доходной части; мы уже бьемся в потолок, Бюджетный кодекс не позволяет выходить за 50%.

С доходами все более или менее ясно. Главный расчет, как обычно, на НДФЛ (275 млрд) и налог на прибыль организаций (143 млрд), имущественные налоги (55 млрд) и акцизы (30 млрд). Отдельная надежда на 26 млрд рублей от федерального центра, это раза в полтора-два меньше, чем в 2020-м.

Основная борьба, как обычно, за то, кто это все будет тратить. «Фонтанка» много писала о доппотребностях дорожников: им не хватало выделенных 5 млрд рублей на ремонт, 12 млрд — на строительство дорог и 7 с лишним миллиардов на метро. Если им и помогут, то во втором чтении бюджета, пока все по-прежнему, хотя к стройке привлекли федералов на 3,7 млрд. Что касается подземки, то Батанов обещал нарастить ко второму чтению сумму хотя бы до 10 млрд. Прозвучал логичный вопрос: какие сценарии в связи с этим ожидаются в отношении «Метростроя», находящегося в глубоком кризисе. «От комедийных до драматических, — не моргнув глазом отвечал Батанов. — Для нас, финансистов, это психологическая драма всегда. У нас позиция, что нам пока нечего комментировать».

Примерно так же дела обстоят с комтрансом, который просил добавить на перевозку пассажиров и на приобретение подвижного состава. Цифры пока не отличаются от базовых, однако насчет новых троллейбусов-вагонов Эдуард Батанов опять же многого ждет ко второму чтению: «У нас не все готово, чтобы сейчас включить бюджет, но ко второму изыщем историю. Особенно на 2022–2023 дадим серьезно. Там с расчетами [не успели], с обоснованиями. Готовится красивая история». Добиться от вице-губернатора, какая стоимость проезда заложена в бюджет, не удалось. Напомним, самым обсуждаемым был вариант с жетоном за 62 рубля и талоном — за 55. Глава комтранса Кирилл Поляков в ходе нулевых чтений сообщил, что если тарифы оставить без изменений, то субсидию придется увеличивать на 2,8 млрд рублей по сравнению с базовой версией бюджета.

Одной из новостей оказалось нулевое участие государства в программе капремонта домов. Если присмотреться к проекту — то видно, что эта строчка потеряна не на один год, а на три. «Пока мы не видим возможности, у нас дефицит 87 млрд, — прокомментировал Батанов. — У нас до этого года был самый низкий взнос в стране». Ранее глава жилищного комитета Виктор Борщев говорил, что, если субсидию не увеличить, придется увеличивать взносы с горожан, а они и так выросли вдвое в 2020-м.

А теперь сравним

Можно посмотреть, что заложено на 2021 год в текущем трехлетнем бюджете — и что в проекте нового. У того же жилкома оказались порезаны расходы на программы по расселению коммунальных квартир и «Молодежи — доступное жилье». Если еще летом предполагалось, что на реализацию закона о первой программе в 2021 и 2022 году потратят по 2,77 млрд, то сейчас осталось 594 млн на следующий год, в два следующих — по нулям. В программе для молодых, на которую полагалось по 1,4 млрд в 2021 — 2022 годах, оставили только 750 млн на следующий год и нули — в перспективе. Вместе с тем, на соцвыплаты многодетным семьям и нуждающимся в улучшении жилищных условий денег добавили, прописав ровно по 2 млрд на следующие три года.

У комблага хотят забрать 3,8 млрд. Самую затратную статью трогать не стали, оставив на содержание дорог 11 млрд, но, как и предупреждал и. о. председателя ведомства Сергей Малинин на нулевых чтениях, обделили парки. Основная экономия в проекте на «Комфортной городской среде»: изначально на общественные пространства давали почти 4 млрд, теперь оставляют только 1,5. Другие программы ухода за деревьями тоже режут: расходы на ремонт зеленых насаждений и компенсационное озеленение уменьшаются на 672 млн, еще 105 забирают из средств на их создание.

Финансирование программы комитета по строительству в 2021 году урезали по сравнению с летними планами на 5 млрд — с 28,5 до 23,5 млрд рублей. В туманном будущем 2022 года содержится если не обещание, то намерение наверстать упущенное: если по действующему бюджету там значится только 10,3 млрд, теперь — 19,8, и еще 9,7 млрд в 2023 году. В рамках комитетской программы прибавили на полмиллиарда финансирование на строительные и проектные работы по дошкольным учреждениям — до 2,1 млрд, и еще немного к общеобразовательным проектам — с 6,4 до 6,9 млрд.

Траты на строительство и реконструкцию больниц в АИП комстроя упали более чем на четверть — с 12,7 до 8,1 млрд рублей. Более чем в два раза урезали расходы на реконструкцию 40-й больницы в Курортном районе (с 1,7 млрд рублей до 727 млн рублей). На новое здание отделения экстренной помощи НИИ скорой помощи им. И. И. Джанелидзе на Будапештской улице изначально было заложено 3,3 млрд рублей, но осталось всего 2,4 млрд рублей.

800 млн рублей не дойдут по линии комстроя до культурных объектов. Всего в АИП на эти цели теперь предусмотрено 1,2 млрд рублей. Расходы на реконструкцию Центра современного искусства имени Сергея Курехина упали более чем в два раза — с 1,3 млрд рублей до 500 млн рублей. Зато финансирование библиотеки имени Маяковского увеличилось с 299 до 554 млн рублей. Дом культуры в Сестрорецке, на строительство которого планировалось выделить 232 млн рублей, не получит ничего.

Расходы на промышленную инфраструктуру срезали почти в три раза — с 1,36 млрд рублей до 462,9 млн рублей. Промзоне «Ржевка» при этом докинули финансирования (446,8 млн вместо 418 млн рублей), тогда как промзоне «Рыбацкое» досталось всего 16 млн вместо изначально заложенных 844. На проектно-изыскательские работы для мукомольного комбината по-прежнему планируется потратить 100 млн рублей.

Среди бенефициаров новой корректировки оказался комитет имущественных отношений. Его АИП вырос на треть — с 19,6 млрд рублей до 30,2 млрд рублей. На 11 млрд рублей увеличены расходы на приобретение объектов недвижимости. По информации «Фонтанки», 5 млрд рублей из этой суммы — это часть капитального гранта города на строительство нового ледового дворца на месте СКК. Ранее вице-губернатор Эдуард Батанов сообщил, что из 10 млрд городского участия в 2021 году предполагается выделить половину. Еще порядка 6 млрд — это выкуп участков и подготовка территории для строительства Широтной магистрали скоростного движения.

Прочие расходы были урезаны. Например, на строительство развязок с ЗСД предлагается выделить в 2021 году 2,3 млрд рублей вместо 3,8 и тем самым продлить стройку на 2023 год.

Едва ли не самым напряженным моментом встречи в Смольном оказался вопрос заморозки так называемой расчетной единицы для зарплат чиновников и депутатов. Напомним, такой экономный проект комитет финансов опубликовал в начале сентября. Не известно, что с тех пор случилось, но оказалась невозможно добиться прямого ответа на вопрос: в итоге индексируете или не индексируете? Представители финансового блока предпочитали говорить об индексации для бюджетников в целом. Можно предположить, что прежняя инициатива разбилась о законодательство и заморозки не случится. По крайне мере в проекте бюджета есть упоминание базовой единицы для работников госучреждений. С 1 января она вырастет на 410 рублей, до 12 481 рубля.

Проект бюджета предполагается вынести на рассмотрение правительства 6 октября, после чего его направят в Законодательное собрание.

Николай Кудин, Галина Бояркова, Ирина Корбат, Елизавета Ивантей,

«Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
8
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях