В Петербурге сезон аренды электросамокатов уже близится к концу, но на рынок один за другим въезжают новые игроки. Очевидно, что до снега они не успеют ничего заработать, а делают задел на следующий сезон.
«Хайповая» американская идея манит российских стартаперов и распространяется по регионам России молниеносными темпами. В США первый оператор такого сервиса всего через год привлек инвестиции в 150 млн долларов и показал капитализацию в миллиард. Повторить его успех хотят все, но в этом-то и проблема. Самокаты к нам едут уже даже из Белоруссии — скоро их просто ставить будет некуда.
Условия для успешной работы уже сейчас довольно жесткие — в Петербурге, чтобы не прослыть неудачником, нужно иметь стартовый капитал хотя бы 20 млн рублей — тогда с парком в 300 самокатов можно рассчитывать, что проект окупится за один сезон. Впрочем, как показывает практика, выиграют все равно те, кто вкладывает гораздо больше.
В ближайшее время на рынке Петербурга будет работать как минимум 9 кикшеринговых компаний. Притом пять из них объявили о запуске только что, в сентябре. Определить текущий объем рынка пока что сложно — многие открываются в тестовом режиме, в приложениях никакой информации нет. По подсчетам «Фонтанки», до конца сезона в Петербурге будет доступно для аренды около 5 тыс. самокатов — то есть по одному на каждые 1200 петербуржцев. Это уже очень близко к показателю насыщения, на который рассчитывал пионер рынка, Woosh. Однако реальная картина будет понятна только к весне 2021 года.
Урожайный месяц
Несмотря на коронавирус, рынок кикшеринга в Петербурге разросся до огромных (по нашим меркам) масштабов. Если в начале года в городе не насчитывалось даже тысячи самокатов, то сейчас их можно найти без каких-либо трудностей — а в центре даже повыбирать из нескольких, пристегнутых рядышком.
Самым первым на рынок Петербурга пришел сервис Whoosh (его запустили бывшие и нынешние топ-менеджеры S7 Group). Он начал работать в августе прошлого года с прокатом в 100 самокатов и до апреля 2020-го был единственным сервисом по аренде электросамокатов — на тот момент парк достигал уже более 2,5 тыс. скутеров. Следом за ним запустился сервис Molnia, но уже по-серьезному — сразу 400 самокатов. Сейчас — более 900 самокатов. Всю пандемию Whoosh и Molnia отработали в паре, а уже в августе (+2 новичка) и сентябре (+5) рынок пополнился новыми игроками.
Поскольку рынок электросамокатов появился не сегодня, у него уже есть примеры успешных стартапов. Один из таких «вдохновителей» — компания Bird (её основали выходцы из Uber), которая чуть больше чем за год работы получила 150 млн долларов инвестиций и за рекордно быстрые сроки достигла стоимости в 1 млрд долларов. Кроме того, в прошлом году компания запустила собственное производство самокатов.
Еще один американский пример — сервис Lime, который по итогам прошлого года оценивался уже в 2,4 млрд долларов. Правда, сейчас его дела пошли на спад — в 2020 году стоимость упала до 510 млн долларов. Для спасения бизнеса Lime привлек 170 млн долларов — в компанию вложились Uber, Alphabet, GV, Bain Capital Ventures и другие инвесторы.
Так что привлекательность рынка вполне объяснима. Пойти по пути американцев, вероятно, не получится, но отхватить свой кусок пирога на местном рынке — почему бы и нет? В России пока что нет жесткого регулирования отрасли, как, например, в Америке. В Сан-Франциско бизнесмены платят мэрии около 40 тыс. долларов за «выход» на рынок — из них 25 тыс. долларов за право в течение года предоставлять шеринговые услуги. Кроме того, предприниматели тратят по 100 долларов за каждый брошенный самокат и вынужденно сокращают парк самокатов до 500 штук.
Одним из петербургских новичков стал эстонский сервис Bolt (на рынке больше известен как такси-сервис). Он приступил к работе еще в начале сентября и стал «новатором» — единственным в Петербурге, кто перестал пристегивать самокаты замками.
Задумка простая и с европейскими корнями — теперь пользователи могут брать и оставлять самокаты в любом удобном месте, кроме памятников архитектуры, парков и других неудобных территорий (в приложении они отмечены красным).
«Мы хотим, чтобы это было полноценным транспортом, как и планировалось изначально. Чтобы человек за адекватные деньги мог спокойно выйти из метро или из офиса, взять в аренду самокат — притом так, чтобы чек за поездку был не намного выше, чем стоимость проезда на общественном транспорте, и без лишних сложностей доехать до места назначения», — рассказывает представитель компании Bolt.
По его словам, сейчас компания работает в пробном режиме — осматривает территорию, изучает аудиторию, анализирует, какие есть проблемы, и уже готовится к следующему сезону. Зимой сервис, возможно, переместится на юг России и поработает там. Или же просто «законсервирует» самокаты и оставит их до следующего сезона. Сейчас в Петербурге работает 250 самокатов Bolt.
Еще один проект, который со дня на день запустится в Петербурге, — белорусский кикшеринг Eleven. Как рассказывают в компании, сервис будет работать по такому же новому для петербургского рынка принципу — берешь и оставляешь самокат где хочешь.
Петербург приглянулся белорусам по нескольким причинам: много жителей, большой туристический поток и климат почти такой же, как в Минске. Там, кстати, проект успешно запустился 2 года назад c модифицированной моделью Xiaomi M365. Позднее сервис принялся за разработку собственного самоката. Так появился Eleven Scooter — его-то и можно будет найти на улицах Петербурга. По сравнению с Xiaomi (раньше парк состоял из них), эти самокаты в компании называют более устойчивыми, безопасными и удобными. У них появится сменная батарея, индикатор заряда, беспроводная зарядка и крючок для сумок.
Как рассказали в Eleven, сезон обычно длится с марта и до конца октября или даже начала ноября. До конца этого года на рынок будет выведено 300 самокатов — в центре города, в Петроградском районе, а также на Крестовском и Васильевском островах. По планам сервиса, в следующем году парк Eleven станет больше.
Кроме того, недавно о своем выходе на рынок заявил сервис ZEVS. Соответствующее заявление появилось в Instagram-аккаунте проекта 12 сентября. Бизнес-модель проекта существенно отличается от других операторов: ZEVS — это дочернее предприятие производителя электросамокатов City-Bird, с которым уже сотрудничают другие крупные участники рынка.
Как рассказывает представитель компании, для бизнеса доступ к собственной технике оказался очень выгодным — меньший объем инвестиций дает возможность снижать тарифы. Важна и возможность совершенствовать самокаты по собственным разработкам. Так, City-Bird собирает аналитическую информацию о самокатах конкурентов, разрабатывает техническое задание для завода-производителя и в итоге улучшает выпускаемые модели, свои в том числе.
«Завод, с которым мы сотрудничаем, находится в Китае. До закрытия границ мы проводили там много времени, дорабатывая и тестируя самокаты. Это большая работа. Она длилась не один год, — отмечает производитель City-Bird. — Компании, которые работают на самокатах ninebot (это, к примеру, Mоlnia и Red Wheels. — Прим. ред.), используют готовое решение, предназначенное для розничной продажи. Дорабатывать самокаты им приходится уже своими силами на территории России».
По словам будущего участника рынка, Петербург — вполне удачная локация: «Ёмкость рынка еще не достигла даже равновесия». Конечно, Москва кажется ему более привлекательной — много парков, есть где покататься. Но и здесь есть свои преимущества, подчеркивает эксперт.
На этом список игроков не заканчивается. Как подсказывают другие участники рынка, в сентябре в Петербурге также начала работать международная шеринговая платформа Busy Fly — судя по приложению, сейчас доступно всего 27 самокатов, компания «ПоПути» — около 50 самокатов. Кроме того, во второй половине августа на рынок вышла еще одна компания Red Wheels — более 230 самокатов, и ставропольский Urent (работает на платформе компании «Ситимобил») — по последним данным, около 500 самокатов. В общей сложности до конца года в Петербурге должно заработать 9 сервисов и около 5 тыс. средств передвижения.
Со стороны такой активный интерес игроков кажется даже подозрительным. Однако представитель Bolt объясняет тенденцию просто: «Все хотят попробовать рынок, зайти сюда осенью, отработать ошибки и к следующему сезону быть уже полностью подготовленными». Желание «потестить» самокаты до весны 2021 года подтверждают и другие участники рынка.
Без сложностей никуда
По словам представителя компании ZEVS, согласно финансовой модели кикшеринга, чтобы открыть прибыльный бизнес нужно, чтобы в парке было не менее 300 самокатов. Тогда есть вероятность, что проект окупится за один сезон. Однако, по словам редактора профильного издания «Трушеринг» Алены Сизовой, cредний срок окупаемости такого проекта — около двух лет, из расчета, что на один самокат приходится около 6 поездок в день.
«Стоимость одного самоката из тех, что покупают конкуренты, варьируется от 55 до 70 тыс. рублей. Для работы на рынке кикшеринга компании также понадобится ПО — на его самостоятельную разработку уйдет примерно год. Расходы составят от 50 тыс. долларов, чтобы получить продукт, который хотя бы будет работать, — подчеркивает представитель компании ZEVS. — Так что тратить деньги на разработку не всегда выгодно. Порой лучше работать под брендом крупной компании, у которой уже есть свой софт. Единственное, что ляжет на плечи предпринимателя, — операционная деятельность».
Например, ставропольский сервис Urent сейчас работает на площадке компании «Ситимобил». Как рассказали «Фонтанке» в пресс-службе агрегатора, с каждой поездки оператор такси получает определенный процент.
«Сейчас много игроков залетает в этот бизнес, но отсеется примерно половина. Потому что на самом деле это очень тяжелая операционная работа. Просто сам бизнес на «хайпе». Всё пошло с Америки, пришло плавно в Европу и потом в Россию. Народ понял, что это перспективный рынок, и стал активно готовиться к запуску», — сказал представитель сервиса Bolt.
Андрей Синьковский считает, что активный выход на рынок связан с тем, что кикшеринг в России — относительно свободная ниша, притом с не самой плохой доходностью. Многие решили, что можно купить самокат и сразу начать зарабатывать, подчеркивает эксперт.
«Я уверен, что немного поработав, они увидят, насколько это тяжелый бизнес», — говорит владелец сервиса Molnia.
Нерегулируемый рынок
Как отмечает владелец сервиса проката RentGo Максим Ершов, пока что Петербург не приспособлен для такого вида транспорта. «Люди гоняют без опыта — 40% из них вообще никогда не катались на электросамокатах. Из-за этого мы видим небрежное отношение к инвентарю», — подчеркивает он, прогнозируя, что по мере взросления рынка на нем могут появиться дополнительные ограничения.
«Сейчас все ориентируются только на бизнес-правила. Но я бы ратовал за то, чтобы рынок регулировался властями — были бы и правила, и ответственность. Должно идти постоянное развитие в сторону микромобильности. Компании сейчас растут как грибы. Нам нужно освобождать город от пробок и от большого количества машин», — отмечает представитель сервиса Bolt.
«Конечно, 9 рублей за минуту — это много, поскольку даже каршеринг стоит дешевле. Чтобы самокаты стали полноценной альтернативой общественному транспорту, цена должна быть гораздо ниже, чем сейчас, — отмечает Алена Сизова. — Сейчас люди воспринимают самокаты как развлечение, поэтому пока цена всех устраивает».
Однако традиционный прокат всё же не устаревает, вопреки технологическим инновациям. По словам Максима Ершова, многие люди не хотят разбираться с новыми правилами пользования, скачивать приложения и лишний раз переживать, что могут «попасть на деньги». Кроме того, некоторых отпугивает слишком завышенная цена на шеринговые самокаты.
«Я застал момент, когда на рынке только появились обычные самокаты — в моем прокате был бешеный спрос. Наверное, даже больше, чем сейчас на электросамокаты, которые есть практически на каждом углу, — говорит Максим Ершов. — Раньше такого не было. Но, конечно, с появлением электросамокатов спрос на обычные упал в десятки раз».
Как отмечает представитель Whoosh Юлия Камойлик, ситуация с перенасыщением рынка будет зависеть от количества спроса и предложения. «Пока мы видим некий баланс, — говорит представитель компании. — Сейчас считать рынок наполненным, наверное, рано. Да, в Москве или в Санкт-Петербурге есть точки, где слишком много самокатов, но еще много таких, где их не хватает». Правда, в августе в интервью СМИ она оценивала емкость нашего рынка в 1 тысячу человек на один самокат. Нынешний показатель в 1,2 тысячи уже довольно близок к этому.
По словам эксперта, один из рисков, который может возникнуть из-за увеличения числа игроков, — то, что дешевыми, плохими самокатами будет завален весь город, и это вызовет негативное отношение к сервисам и самокатам в принципе. «Увы, на чужом софте, с некачественными самокатами выходит много игроков, но они не помогают индустрии в целом, а даже вредят ей — самокаты стоят без дела, парковки завалены», — считает Юлия Камойлик.
Сейчас в Петербурге почти все операторы работают по «бесстанционной» модели — оставлять самокаты можно в любом месте, обозначенном на карте, но с соблюдением определенных правил. У большинства действующих операторов есть лишь требование пристегнуть самокат к металлической конструкции или специальной парковке.
Кстати, заявленная модель работы этого сервиса некоторым игрокам кажется немного опрометчивой. С одной стороны, Whoosh и Molnia уже успели зарекомендовать свой подход к работе перед местными властями. И вроде бы город на это согласен. Однако, как подсказывают участники рынка, властям не очень нравится, когда самокаты стоят непристегнутые.
Тут появляется другая сторона вопроса — как первопроходец Bolt может на свой страх и риск протестировать новый метод работы и доказать, что это допустимый вариант использования самокатов. Одно «но» — придется внимательнее следить за количеством самокатов. Всё-таки любителей что-нибудь испортить хватает, говорит один из экспертов.
«Если бы было двустороннее движение, то есть и город, и представители бизнеса шли навстречу операторам в части парковок, то развитие рынка продолжилось еще более быстрыми темпами. В ближайшее время мы бы увидели что-то похожее на Польшу, где за последние несколько лет открылось огромное количество операторов и местных стартапов», — подчеркивает Алена Сизова. В 2019 году в стране насчитывалось около 11 тыс. самокатов. Поначалу там был настоящий «хаос», однако со временем люди поняли, что это удобно, и стали правильно парковать транспорт, говорит эксперт.
В конце июля стало известно, что совместное предприятие Сбербанка и Mail.ru Group заинтересовалось покупкой доли в сервисе Urent. Его стоимость оценили в 700 млн рублей. С тех пор никакой информации не появлялось, хотя сейчас возможность аренды электросамокатов уже интегрирована в приложение «Ситимобила». Можно предположить, что по похожему пути пойдут и другие крупные игроки, и условный «Яндекс» в течение всего одного-двух лет полностью изменит ландшафт рынка, как это уже случилось в индустрии такси. Тогда на рынке начнется настоящая борьба за инвестиции крупнейших корпораций, а количество сервисов сократится до минимума.
Александра Сидоркина, специально для «Фонтанки.ру»