Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Бизнес «Отсеется примерно половина». На рынке аренды электросамокатов становится слишком тесно

«Отсеется примерно половина». На рынке аренды электросамокатов становится слишком тесно

37 708
«Отсеется примерно половина». На рынке аренды электросамокатов становится слишком тесно | Источник: Михаил Огнев/«Фонтанка.ру»/Архив«Отсеется примерно половина». На рынке аренды электросамокатов становится слишком тесно | Источник: Михаил Огнев/«Фонтанка.ру»/Архив
Источник:

В Петербурге сезон аренды электросамокатов уже близится к концу, но на рынок один за другим въезжают новые игроки. Очевидно, что до снега они не успеют ничего заработать, а делают задел на следующий сезон.

«Хайповая» американская идея манит российских стартаперов и распространяется по регионам России молниеносными темпами. В США первый оператор такого сервиса всего через год привлек инвестиции в 150 млн долларов и показал капитализацию в миллиард. Повторить его успех хотят все, но в этом-то и проблема. Самокаты к нам едут уже даже из Белоруссии — скоро их просто ставить будет некуда.

Условия для успешной работы уже сейчас довольно жесткие — в Петербурге, чтобы не прослыть неудачником, нужно иметь стартовый капитал хотя бы 20 млн рублей — тогда с парком в 300 самокатов можно рассчитывать, что проект окупится за один сезон. Впрочем, как показывает практика, выиграют все равно те, кто вкладывает гораздо больше.

В ближайшее время на рынке Петербурга будет работать как минимум 9 кикшеринговых компаний. Притом пять из них объявили о запуске только что, в сентябре. Определить текущий объем рынка пока что сложно — многие открываются в тестовом режиме, в приложениях никакой информации нет. По подсчетам «Фонтанки», до конца сезона в Петербурге будет доступно для аренды около 5 тыс. самокатов — то есть по одному на каждые 1200 петербуржцев. Это уже очень близко к показателю насыщения, на который рассчитывал пионер рынка, Woosh. Однако реальная картина будет понятна только к весне 2021 года.

Урожайный месяц

Несмотря на коронавирус, рынок кикшеринга в Петербурге разросся до огромных (по нашим меркам) масштабов. Если в начале года в городе не насчитывалось даже тысячи самокатов, то сейчас их можно найти без каких-либо трудностей — а в центре даже повыбирать из нескольких, пристегнутых рядышком.

Самым первым на рынок Петербурга пришел сервис Whoosh (его запустили бывшие и нынешние топ-менеджеры S7 Group). Он начал работать в августе прошлого года с прокатом в 100 самокатов и до апреля 2020-го был единственным сервисом по аренде электросамокатов — на тот момент парк достигал уже более 2,5 тыс. скутеров. Следом за ним запустился сервис Molnia, но уже по-серьезному — сразу 400 самокатов. Сейчас — более 900 самокатов. Всю пандемию Whoosh и Molnia отработали в паре, а уже в августе (+2 новичка) и сентябре (+5) рынок пополнился новыми игроками.

Поскольку рынок электросамокатов появился не сегодня, у него уже есть примеры успешных стартапов. Один из таких «вдохновителей» — компания Bird (её основали выходцы из Uber), которая чуть больше чем за год работы получила 150 млн долларов инвестиций и за рекордно быстрые сроки достигла стоимости в 1 млрд долларов. Кроме того, в прошлом году компания запустила собственное производство самокатов.

Еще один американский пример — сервис Lime, который по итогам прошлого года оценивался уже в 2,4 млрд долларов. Правда, сейчас его дела пошли на спад — в 2020 году стоимость упала до 510 млн долларов. Для спасения бизнеса Lime привлек 170 млн долларов — в компанию вложились Uber, Alphabet, GV, Bain Capital Ventures и другие инвесторы.

Так что привлекательность рынка вполне объяснима. Пойти по пути американцев, вероятно, не получится, но отхватить свой кусок пирога на местном рынке — почему бы и нет? В России пока что нет жесткого регулирования отрасли, как, например, в Америке. В Сан-Франциско бизнесмены платят мэрии около 40 тыс. долларов за «выход» на рынок — из них 25 тыс. долларов за право в течение года предоставлять шеринговые услуги. Кроме того, предприниматели тратят по 100 долларов за каждый брошенный самокат и вынужденно сокращают парк самокатов до 500 штук.

Одним из петербургских новичков стал эстонский сервис Bolt (на рынке больше известен как такси-сервис). Он приступил к работе еще в начале сентября и стал «новатором» — единственным в Петербурге, кто перестал пристегивать самокаты замками.

Задумка простая и с европейскими корнями — теперь пользователи могут брать и оставлять самокаты в любом удобном месте, кроме памятников архитектуры, парков и других неудобных территорий (в приложении они отмечены красным).

«Мы хотим, чтобы это было полноценным транспортом, как и планировалось изначально. Чтобы человек за адекватные деньги мог спокойно выйти из метро или из офиса, взять в аренду самокат — притом так, чтобы чек за поездку был не намного выше, чем стоимость проезда на общественном транспорте, и без лишних сложностей доехать до места назначения», — рассказывает представитель компании Bolt.

По его словам, сейчас компания работает в пробном режиме — осматривает территорию, изучает аудиторию, анализирует, какие есть проблемы, и уже готовится к следующему сезону. Зимой сервис, возможно, переместится на юг России и поработает там. Или же просто «законсервирует» самокаты и оставит их до следующего сезона. Сейчас в Петербурге работает 250 самокатов Bolt.

Еще один проект, который со дня на день запустится в Петербурге, — белорусский кикшеринг Eleven. Как рассказывают в компании, сервис будет работать по такому же новому для петербургского рынка принципу — берешь и оставляешь самокат где хочешь.

Петербург приглянулся белорусам по нескольким причинам: много жителей, большой туристический поток и климат почти такой же, как в Минске. Там, кстати, проект успешно запустился 2 года назад c модифицированной моделью Xiaomi M365. Позднее сервис принялся за разработку собственного самоката. Так появился Eleven Scooter — его-то и можно будет найти на улицах Петербурга. По сравнению с Xiaomi (раньше парк состоял из них), эти самокаты в компании называют более устойчивыми, безопасными и удобными. У них появится сменная батарея, индикатор заряда, беспроводная зарядка и крючок для сумок.

Как рассказали в Eleven, сезон обычно длится с марта и до конца октября или даже начала ноября. До конца этого года на рынок будет выведено 300 самокатов — в центре города, в Петроградском районе, а также на Крестовском и Васильевском островах. По планам сервиса, в следующем году парк Eleven станет больше.

Кроме того, недавно о своем выходе на рынок заявил сервис ZEVS. Соответствующее заявление появилось в Instagram-аккаунте проекта 12 сентября. Бизнес-модель проекта существенно отличается от других операторов: ZEVS — это дочернее предприятие производителя электросамокатов City-Bird, с которым уже сотрудничают другие крупные участники рынка.

Как рассказывает представитель компании, для бизнеса доступ к собственной технике оказался очень выгодным — меньший объем инвестиций дает возможность снижать тарифы. Важна и возможность совершенствовать самокаты по собственным разработкам. Так, City-Bird собирает аналитическую информацию о самокатах конкурентов, разрабатывает техническое задание для завода-производителя и в итоге улучшает выпускаемые модели, свои в том числе.

«Завод, с которым мы сотрудничаем, находится в Китае. До закрытия границ мы проводили там много времени, дорабатывая и тестируя самокаты. Это большая работа. Она длилась не один год, — отмечает производитель City-Bird. — Компании, которые работают на самокатах ninebot (это, к примеру, Mоlnia и Red Wheels. — Прим. ред.), используют готовое решение, предназначенное для розничной продажи. Дорабатывать самокаты им приходится уже своими силами на территории России».

По словам будущего участника рынка, Петербург — вполне удачная локация: «Ёмкость рынка еще не достигла даже равновесия». Конечно, Москва кажется ему более привлекательной — много парков, есть где покататься. Но и здесь есть свои преимущества, подчеркивает эксперт.

На этом список игроков не заканчивается. Как подсказывают другие участники рынка, в сентябре в Петербурге также начала работать международная шеринговая платформа Busy Fly — судя по приложению, сейчас доступно всего 27 самокатов, компания «ПоПути» — около 50 самокатов. Кроме того, во второй половине августа на рынок вышла еще одна компания Red Wheels — более 230 самокатов, и ставропольский Urent (работает на платформе компании «Ситимобил») — по последним данным, около 500 самокатов. В общей сложности до конца года в Петербурге должно заработать 9 сервисов и около 5 тыс. средств передвижения.

Со стороны такой активный интерес игроков кажется даже подозрительным. Однако представитель Bolt объясняет тенденцию просто: «Все хотят попробовать рынок, зайти сюда осенью, отработать ошибки и к следующему сезону быть уже полностью подготовленными». Желание «потестить» самокаты до весны 2021 года подтверждают и другие участники рынка.

Без сложностей никуда

По словам представителя компании ZEVS, согласно финансовой модели кикшеринга, чтобы открыть прибыльный бизнес нужно, чтобы в парке было не менее 300 самокатов. Тогда есть вероятность, что проект окупится за один сезон. Однако, по словам редактора профильного издания «Трушеринг» Алены Сизовой, cредний срок окупаемости такого проекта — около двух лет, из расчета, что на один самокат приходится около 6 поездок в день.

«Стоимость одного самоката из тех, что покупают конкуренты, варьируется от 55 до 70 тыс. рублей. Для работы на рынке кикшеринга компании также понадобится ПО — на его самостоятельную разработку уйдет примерно год. Расходы составят от 50 тыс. долларов, чтобы получить продукт, который хотя бы будет работать, — подчеркивает представитель компании ZEVS. — Так что тратить деньги на разработку не всегда выгодно. Порой лучше работать под брендом крупной компании, у которой уже есть свой софт. Единственное, что ляжет на плечи предпринимателя, — операционная деятельность».

Например, ставропольский сервис Urent сейчас работает на площадке компании «Ситимобил». Как рассказали «Фонтанке» в пресс-службе агрегатора, с каждой поездки оператор такси получает определенный процент.

«Сейчас много игроков залетает в этот бизнес, но отсеется примерно половина. Потому что на самом деле это очень тяжелая операционная работа. Просто сам бизнес на «хайпе». Всё пошло с Америки, пришло плавно в Европу и потом в Россию. Народ понял, что это перспективный рынок, и стал активно готовиться к запуску», — сказал представитель сервиса Bolt.

Андрей Синьковский считает, что активный выход на рынок связан с тем, что кикшеринг в России — относительно свободная ниша, притом с не самой плохой доходностью. Многие решили, что можно купить самокат и сразу начать зарабатывать, подчеркивает эксперт.

«Я уверен, что немного поработав, они увидят, насколько это тяжелый бизнес», — говорит владелец сервиса Molnia.

Нерегулируемый рынок

Как отмечает владелец сервиса проката RentGo Максим Ершов, пока что Петербург не приспособлен для такого вида транспорта. «Люди гоняют без опыта — 40% из них вообще никогда не катались на электросамокатах. Из-за этого мы видим небрежное отношение к инвентарю», — подчеркивает он, прогнозируя, что по мере взросления рынка на нем могут появиться дополнительные ограничения.

«Сейчас все ориентируются только на бизнес-правила. Но я бы ратовал за то, чтобы рынок регулировался властями — были бы и правила, и ответственность. Должно идти постоянное развитие в сторону микромобильности. Компании сейчас растут как грибы. Нам нужно освобождать город от пробок и от большого количества машин», — отмечает представитель сервиса Bolt.

«Конечно, 9 рублей за минуту — это много, поскольку даже каршеринг стоит дешевле. Чтобы самокаты стали полноценной альтернативой общественному транспорту, цена должна быть гораздо ниже, чем сейчас, — отмечает Алена Сизова. — Сейчас люди воспринимают самокаты как развлечение, поэтому пока цена всех устраивает».

Однако традиционный прокат всё же не устаревает, вопреки технологическим инновациям. По словам Максима Ершова, многие люди не хотят разбираться с новыми правилами пользования, скачивать приложения и лишний раз переживать, что могут «попасть на деньги». Кроме того, некоторых отпугивает слишком завышенная цена на шеринговые самокаты.

«Я застал момент, когда на рынке только появились обычные самокаты — в моем прокате был бешеный спрос. Наверное, даже больше, чем сейчас на электросамокаты, которые есть практически на каждом углу, — говорит Максим Ершов. — Раньше такого не было. Но, конечно, с появлением электросамокатов спрос на обычные упал в десятки раз».

Как отмечает представитель Whoosh Юлия Камойлик, ситуация с перенасыщением рынка будет зависеть от количества спроса и предложения. «Пока мы видим некий баланс, — говорит представитель компании. — Сейчас считать рынок наполненным, наверное, рано. Да, в Москве или в Санкт-Петербурге есть точки, где слишком много самокатов, но еще много таких, где их не хватает». Правда, в августе в интервью СМИ она оценивала емкость нашего рынка в 1 тысячу человек на один самокат. Нынешний показатель в 1,2 тысячи уже довольно близок к этому.

По словам эксперта, один из рисков, который может возникнуть из-за увеличения числа игроков, — то, что дешевыми, плохими самокатами будет завален весь город, и это вызовет негативное отношение к сервисам и самокатам в принципе. «Увы, на чужом софте, с некачественными самокатами выходит много игроков, но они не помогают индустрии в целом, а даже вредят ей — самокаты стоят без дела, парковки завалены», — считает Юлия Камойлик.

Сейчас в Петербурге почти все операторы работают по «бесстанционной» модели — оставлять самокаты можно в любом месте, обозначенном на карте, но с соблюдением определенных правил. У большинства действующих операторов есть лишь требование пристегнуть самокат к металлической конструкции или специальной парковке.

Кстати, заявленная модель работы этого сервиса некоторым игрокам кажется немного опрометчивой. С одной стороны, Whoosh и Molnia уже успели зарекомендовать свой подход к работе перед местными властями. И вроде бы город на это согласен. Однако, как подсказывают участники рынка, властям не очень нравится, когда самокаты стоят непристегнутые.

Тут появляется другая сторона вопроса — как первопроходец Bolt может на свой страх и риск протестировать новый метод работы и доказать, что это допустимый вариант использования самокатов. Одно «но» — придется внимательнее следить за количеством самокатов. Всё-таки любителей что-нибудь испортить хватает, говорит один из экспертов.

«Если бы было двустороннее движение, то есть и город, и представители бизнеса шли навстречу операторам в части парковок, то развитие рынка продолжилось еще более быстрыми темпами. В ближайшее время мы бы увидели что-то похожее на Польшу, где за последние несколько лет открылось огромное количество операторов и местных стартапов», — подчеркивает Алена Сизова. В 2019 году в стране насчитывалось около 11 тыс. самокатов. Поначалу там был настоящий «хаос», однако со временем люди поняли, что это удобно, и стали правильно парковать транспорт, говорит эксперт.

В конце июля стало известно, что совместное предприятие Сбербанка и Mail.ru Group заинтересовалось покупкой доли в сервисе Urent. Его стоимость оценили в 700 млн рублей. С тех пор никакой информации не появлялось, хотя сейчас возможность аренды электросамокатов уже интегрирована в приложение «Ситимобила». Можно предположить, что по похожему пути пойдут и другие крупные игроки, и условный «Яндекс» в течение всего одного-двух лет полностью изменит ландшафт рынка, как это уже случилось в индустрии такси. Тогда на рынке начнется настоящая борьба за инвестиции крупнейших корпораций, а количество сервисов сократится до минимума.

Александра Сидоркина, специально для «Фонтанки.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
30
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях