Химик Вил Мирзаянов, который, по его словам, «участвовал на различных этапах разработки «новичков» и «был одним из нескольких тысяч специалистов», работавших над созданием этого вещества, заявил, что Сергей и Юлия Скрипали, а также Алексей Навальный, скорее всего, погибли бы, если бы не его 30-летняя борьба.
«Именно я, сначала не называя кодовое название, раскрыл миру о [информацию об] их разработке и опасности, которую они представляют. В 1991 году опубликовал об этом статью в «Курантах», а в 1992 году — в «Московских новостях»», — написал Мирзаянов в Facebook. За это, продолжает химик, его уволили с работы, а в октябре 1992 года арестовали. Следствие шло 2,5 года. «Затем состоялся суд и я вновь был арестован и сослан в тюрьму «Матросская тишина». В марте 1994 года решением генпрокурора РФ был полностью оправдан за отсутствием состава преступления», — рассказывает Мирзаянов.
С трудом получив загранпаспорт, он уехал в Америку, где уже через несколько недель ему выдали грин–карту.
«Никогда не прекращал борьбу за включение в список запрещенных ОВ Конвенции по запрету химоружия. Увы, никто в мире не поддержал меня. Пришлось опубликовать химические формулы «новичков» в моей книге», — поясняет химик.
Он утверждает, что именно на основе этих формул стало возможным разработать методы идентификации «новичков» в пробах из организма человека и разработать методы лечения при интоксикации.
«Нетрудно представить, где был бы мир сегодня, если бы не моя 30–летняя борьба против «новичков». Скорее всего, погибли бы как Скрипали, так и г. Навальный», — заключает Мирзаянов, указывая на то, что его не стоит «шельмовать» как разработчика.
Алексею Навальному стало плохо утром 20 августа во время перелёта в Москву из Томска. Самолёт авиакомпании S7 экстренно сел в Омске. Оппозиционера доставили в реанимацию. Его ввели в искусственную кому. 22 августа его отправили на лечение в Германию. Чуть позже немецкие врачи вывели его из комы. Лаборатория бундесвера в Германии нашла в организме Навального следы яда из группы «Новичок». Образцы оппозиционера специалисты Швеции и Франции также изучали по просьбе Берлина. Вывод был общим: в пробах обнаружены следы боевого отравляющего вещества из группы «Новичок». Однако глава Службы внешней разведки РФ Сергей Нарышкин 16 сентября заявил, что в организме Навального на момент вылета из страны «не содержалось отравляющих веществ». 23 сентября политика выписали из стационара немецкой клиники Charite.