В Баку говорят про праздник, в Ереване грозятся дойти до Каспийского моря, а в подвале ресторана в Степанакерте уверены в хороших условиях для реванша. 47news поговорил с ними.
Методом случайного набора телефонных номеров 28 сентября журналисты 47news поговорили с простыми людьми из Степанакерта, Еревана и Баку.
Труднее всего на пике нового вооруженного конфликта связаться со столицей Нагорно-Карабахской республики. В Степанакерте проблемы с Интернетом и телефонной связью. После полиции, банка, центральной автостанции, университета и школ 47news попробовал позвонить в кафе и рестораны Степанакерта. Почти везде трубку не снимали. В ресторане Ureni сотрудник заведения Артур торопливо ответил:
— Нормально, всё окей. Жизнь продолжается. Я местный, воевать стар уже, мне 65, но и бежать не собираюсь. Извини, некогда.
В одной из точек общепита трубку снял мужчина, представился Арсеном. По его словам, ресторан приспособили под бомбоубежище. На заднем фоне шумели дети.
— Что из продовольствия есть?
— Это же ресторан, что-то осталось.
— Вы сами пойдёте воевать?
— Мы только что вернулись оттуда на отдых краткий. И обратно.
— Вы ополченец?
— Нет, мы граждане Нагорного Карабаха. Чем можем помогаем. И в окопе тоже.
— Вы гражданский человек?
— В Арцахе гражданских не бывает. Тут военные все, и женщины, и дети.
— Сообщается о беспилотниках и взрывах.
— Были, да. Некоторые дошли, некоторые сбили по пути.
— Говорят, уже погибшие есть.
— Война. Без жертв не бывает.
— Как началось?
— В шесть утра. Так случайно получилось, что я не спал.
— Страшно?
— Мы двадцать лет воюем. Мне сорок. Сейчас хорошие условия для великой победы. Война должна закончиться. Мы жизнь прожили так, дети не должны.
— Обсуждаете между собой, можно ли войну закончить, не убивая друг друга?
— Мы думаем, что народ в Азербайджане не хочет войны. Её хотят олигархи нефтяные. У них должна случиться революция.
— У вас есть товарищи-азербайджанцы?
— Нет, конечно. Хотя тем же воздухом дышим, ту же пищу едим. Есть армянская поговорка про загнанного зверя. Или надо убить всех, или когда подойдёшь, будет царапаться или кусаться....Нас сейчас также в угол загнали. Они хотят наш Арцах, но без арцахцев. Разве такое возможно? Арцахцам некуда идти.
— Электричество есть? Интернет? Полиция работает? Что с погодой в смысле температуры?
— Да, всё есть, хоть и с ограничениями. Погода хорошая, тепло, плюс 18. Интернет с перебоями, не все ресурсы открываются. «Ютуб», например.
— Ваш противник в зоне видимости?
— Видим только ракеты летящие.
Там, где не стреляют и не взрывают, то есть в столицах, народ заряжен на победу. Если с вами захотят разговаривать, а не бросят трубку, то обязательно распишут, как именно будет повержен противник.
— Настроение боевое, думаю, что это наша последняя война, настроение такое, что азербайджанцев найдем на дне Каспийского моря, — выдал в разговоре с 47news коммерсант из Еревана по имени Акоп. Он приехал домой как раз от одного из сборных пунктов, где очередь в километр, и где ждут тех, кто готов поехать на границу.
Армен уже пенсионер, и ему под 70 лет. Говорит, что в начале 90-х сам с оружием разбирался в карабахском кризисе. В свои годы ехать на войну не хочет. Не в том смысле, что боязно, а просто не хочет быть обузой для молодых.
— Обстановка и настроение у нас нормальные. Это наша не первая война. Тридцать лет уже воюем, и ничего. Всё спокойно, — заявил Армен.
В Баку точно так же уверены в собственной победе. В разговоре с 47news из столицы Азербайджана в контексте повестки нередко произносили слова «отлично», «супер» и даже «праздник». Там тоже ждали этого дня.
— Праздник, потому что многие, так скажем, оккупированные районы наши солдаты уже вернули. В столице всё спокойно, а на границе наши идут только вперёд. Настроение у нас очень хорошее, — услышал 47news браваду в голосе недавнего бакинского студента Алхана.
Его пожилой земляк-строитель Эльчад сам до 8 лет жил в Нагорном Карабахе. Если его родное село перейдёт под контроль армии Азербайджана, то готов бросить столицу и вернуться в приграничье. О нынешних событиях говорит как о войне.
— Мы не хотели, чтобы так произошло, но 30 лет уже. Никто из больших нас не поддерживал. Россия была нашим старшим братом, мы там хлеб зарабатывали. Россия должна была нас честно поддерживать. Карабах — это наша земля. Понимаете? — не без обиды произнёс в трубку Эльчад.
Ещё один житель Баку по имени Бугдай признаётся, что служил ещё в советской армии, знает, как обращаться с оружием и техникой, но на фронт пока не спешит. Но опять же — не потому, что боится, а потому, что официальные власти сказали, что им пока добровольцы не нужны.
У Арсена из Степанакерта мы ещё спросили, как там у них на улицах.
— Ночью сегодня уходим на смену. Если получится вернуться — скину фото.
Говорили с враждующими Александр Калинин и Виктор Смирнов, 47news.ru
Утром в воскресенье 27 сентября Армения и Азербайджан заявили об обстрелах на линии соприкосновения в Карабахе и обвинили друг друга в нарушении режима прекращения огня. Власти непризнанной Нагорно-Крабахской республики также заявили о том, что её населённые пункты подверглись обстрелу, в том числе столица Степанакерт. В странах введено военное положение и объявлена мобилизация граждан. Погибшие и пострадавшие есть с обеих сторон. Турецкий лидер Реджеп Тайип Эрдоган назвал Армению страной-оккупантом и заявил о о турецкой поддержке Азербайджана со «всей решимостью». Остальные члены мирового сообщества призвали стороны к миру и дипломатии.