Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Город Волковский билет для дальних пассажиров. Как РЖД освободит Московский вокзал от «немосквичей» (фото)

Волковский билет для дальних пассажиров. Как РЖД освободит Московский вокзал от «немосквичей» (фото)

152 635

Концепция РЖД всех пассажиров дальнего следования, кроме скоростных гостей из столицы, отправляет с Московского вокзала на Волковскую. Эксперты не совсем понимают, что им там делать.

Общая идея высокоскоростной магистрали Москва — Петербург известна: составы заходят на Московский вокзал по выделенной трассе и уезжают с него же. Соответственно, выталкивают с основного хода классические поезда дальнего следования и отправляют их в сторону Волковской. За то десятилетие, на которое рассчитана концепция РЖД, там обещают построить что-то, куда не стыдно будет приезжать, а главное — откуда можно будет поехать дальше.

В итоговом варианте концепции говорится, что новый терминал ВСМ займет существующие пути Московского вокзала — с первого по пятый включительно. Между ним и Обводным каналом реконструируют пару главных путей со стороны Днепропетровской — включая мост через канал. Для техобслуживания и экипировки составов организуют специальное депо юго-западнее Обухово. Кроме новых «ракет», которые будут летать между Москвой и Петербургом, на Московском вокзале разрешат проходить обслуживание только одному поезду дальнего следования с локомотивом — ветерану «Красной стреле». Что касается пригородных, то для них ничего особенно не изменится: их с Московского и Волховстроевского направлений будут принимать на путях 6 — 11. Жизнь Ладожского вокзала тоже структурно не изменится: здесь будут обслуживать поезда дальнего следования северного и северно-восточного направлений, в том числе транзитные Москва — Хельсинки и Москва — Мурманск.

Чтобы уводить на Волковскую поезда с основной трассы, надо будет построить новую двухпутную ветку, она будет примыкать к существующему московскому направлению севернее станции Фарфоровская. Одновременно сменится специализация участка Санкт-Петербург — Тосно, который реконструируют в четырехпутный: теперь севернее Обухово два пути будут как раз заточены под поезда к Волковской, а еще два — под пригородные направления, которые идут к Московскому вокзалу. На Волковской уже есть грузовая станция, её предстоит реконструировать в пассажирскую с семью перронными путями, одним ходовым и одним грузовым; здесь появятся четыре пассажирские платформы. Возможно, сюда переведут также часть пригородного сообщения, а всего на станции будут обслуживаться до 30 пар поездов, включая двухэтажные пассажирские и скоростные «Ласточки».

Однако дальнее следование — это только часть истории, отдельно оно на Волковской не взлетит. Здесь предполагается создание транспортно-пересадочного узла; это вообще одна из основополагающих схем РЖД, не отделимая, в том числе, и от широко анонсированной городской электрички. Она должна курсировать по двум направлениям (Ораниенбаум — Пулково — Белоостров и Гатчина — Токсово), и Волковская попадает именно в тот участок, где два этих маршрута совпадают. Сейчас, по подсчетам РЖД, самая большая нагрузка ложится на «Ладожскую», где пассажиры пересаживаются на все виды транспорта, и на «Девяткино»; «Волковская» в хвосте с примерно 1,8 млн горожанами в год на вход и выход. Однако если планам РЖД суждено сбыться, то через 10 лет на ж/д станции здесь будет 18,9 тысячи пассажиров в сутки; из них порядка 15,3 тысячи будут прибывать на метро, остальные придут с наземного транспорта. Это по-прежнему будет сильно меньше, чем на «Ладожской» (65,9 тысячи) или «Лесной» (22,8 тысячи), но заметно больше, чем на «Девяткино».

Согласованная концепция по развитию Санкт-Петербургского железнодорожного узла
Согласованная концепция по развитию Санкт-Петербургского железнодорожного узла
Согласованная концепция по развитию Санкт-Петербургского железнодорожного узла
Согласованная концепция по развитию Санкт-Петербургского железнодорожного узла
Согласованная концепция по развитию Санкт-Петербургского железнодорожного узла
1 из 5
Согласованная концепция по развитию Санкт-Петербургского железнодорожного узла

Эксперт по транспорту в агломерациях и автор телеграм-канала «Сказочный проектировщик» Иван Вергазов считает, что перевести все дальние поезда на Волковскую вполне реально лишь по формальному признаку — по количеству перронных путей. Основная проблема кроется в расписании. «Сейчас подавать и убирать составы в депо можно, не мешая прибытию и отправлению поездов, путевое развитие позволяет, — говорит он. — Однако с Волковской для передачи составов в депо Московского вокзала будут использоваться те же пути, что и для приема и отправления поездов. То есть они будут друг другу очень мешать. А значит, мы получим гораздо большие (в 2 — 3 раза) промежутки между прибытием или отправлением. Сейчас расчёт пропускной способности, я думаю, этого не учитывает».

Если вчитаться в концепцию РЖД, то действительно видно, что для поездов дальнего следования поменяют конечную станцию, но не депо. Схема такая: составы прибывают на Волковскую, проходят техосмотр с ходу, высаживают пассажиров. Затем сами локомотивы отцепляют и направляют на станцию «Санкт-Петербург-Товарный — Витебский», это здесь же недалеко. А вот составы вывозными локомотивами и отправляют в технические парки станции «Санкт-Петербург-Товарный — Московский», что через Обводный канал от Московского вокзала, т.е. туда же, где их обслуживают и сейчас.

Второй момент — стоимость и масштаб. РЖД закладывает в концепцию огромные суммы: всего 584,7 млрд рублей, но большая часть — на пригородное и внутригородское (325,3 млрд) и на грузовое (224,6 млрд) сообщение. Реорганизация инфраструктуры под поезда дальнего следования — это «всего» 34,3 млрд, 6% от всей истории. Между тем только для Волковской это огромный фронт работ, говорит Вергазов. Платформы необходимо построить близко к метро, чтобы не заставлять людей идти по 500–700 метров с чемоданами и детьми». К слову, в концепции эти нормативные расстояния тоже прописаны: к примеру, от ж/д станции до метро в транспортно-пересадочном узле должно быть не более 150 метров; до автобусов — 190, до перехватывающих парковок — 450.

Даже если не брать вынос грузового движения, развитие Шушар и Волховстроя, остается огромная работа на прилегающей территории. «Нужно не только вынести все предприятия и снести застройку, а ещё и сделать разветвленную сеть улиц (чтобы не вешать весь поток на Бухарестскую улицу), создать туристическую инфраструктуру, сделать общественный транспорт вплотную к вокзалу (сейчас Московский этим похвастаться не может), сделать второй выход из метро прямо к вокзалу, сделать удобные парковки (опять же привет Московскому), — перечисляет Вергазов. — И даже при этом Волковская останется задворками — выход только на одну линию метро с очень неудобным пересадками, только юг города. Как промежуточный вокзал — вполне можно было бы, если бы следующий вокзал был в районе, скажем, Кушелевки. А так утопия». Напомним, в идеале со станции можно будет сесть на любую из линий «городской электрички».

К 2025 году РЖД планирует нарастить объем перевозок в дальнем следовании до 24,5 млн пассажиров в год — это в 1,2 раза больше, чем в 2018-м. К 2030 году ждут уже 37,6 млн. Половина из них — это ВСМ с заходом на Московский вокзал; на Волковскую приходятся 11 млн, на Ладожский — 4,7 млн.

Николай Кудин,
«Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
64
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях