Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Афиша Plus Кино Куда пойдем сегодня Хроника конца наивного детства. На киноэкранах фильм «Лето’85» Франсуа Озона (видео, фото)

Хроника конца наивного детства. На киноэкранах фильм «Лето’85» Франсуа Озона (видео, фото)

32 105

Главный французский автор современности показывает, как снимать мелодрамы в XXI веке.

В прокат вышло «Лето’85» Франсуа Озона — один из фильмов, которые должны были принять участие в Каннах-2020, но не были показаны из-за пандемии коронавируса. Кто-кто, а уж Озон меньше всех потерял от отмены форума: его фильмы точно сняты для публики прокатной, а не фестивальной.

Преданность многочисленных поклонников «Восьми женщин», «Бассейна» и «Двуличного любовника» прекрасно можно понять: этот режиссер как никто умеет превратить в головоломку, зрелищное шоу примерно любой материал. Ему глубоко плевать, из какой истории представление строить: к военной теме он обращается во «Франце», кажется, лишь для того, чтобы поработать в черно-белой гамме, а к документальному сюжету о насилии священника над детьми в «Воле божьей» — только ради возможности поиграть с формой фильма-расследования. Так и здесь: если кто-то ждет от «Лета» гей-драму, которую обещает беглый пересказ сюжета о лете, проведенном совместно двумя юношами, — он вовсе не имеет об Озоне ни малейшего представления.

В основе сюжета — роман британца Эйдена Чемберса «Станцуй на моей могиле», классика детской и подростковой литературы. Книжка до сих пор остается бестселлером — в первую очередь, потому, что Чемберс едва ли не единственный ясно, на пальцах, показал, насколько капризная и непредсказуемая штука — подростковая сексуальность, как она может деформировать и преображать молодого человека. Фабула романа — летняя короткая любовь между двумя юношами — лишь иллюстрация к этой нехитрой идее.

1 из 4

Озон, кажется, впервые с литературным первоисточником обошелся так осторожно: прежде он лишь заимствовал фабулы из повестей и рассказов, здесь следует за текстом. Разве что действие переносит из Британии в более близкую и понятную себе самому Францию. Начинается все, как и в книжке, с того, что полиция арестовывает мальчика, который пойман за странным и кощунственным занятием: пляшет на свежей могиле. Юношу зовут Алекс, служителям закона интересно, каковы же мотивы столь странного поведения — тут зритель даже начинает подозревать молодого человека в убийстве. Но тот с готовностью начинает излагать историю прошедшего лета, которая и привела его к могиле лучшего друга, красавца Давида.

Смена названия резонна: Озону фактура времени и места важнее пляски на костях и экспериментов с самопознанием и сексуальностью. Главный герой тут, действительно, — лето, наполненное солнцем, морем, приключениями, любовью и рок-музыкой. Исполнители главных ролей Феликс Лефебр и Бенджамен Вуасен Озону тоже нужны не как, собственно, актеры, способные показать на камеру страсти, переживания и травмы, а как воплощение молодости, легкомыслия и пылкости. Юности, одним словом. Музыка, цвет, свет, как обычно у Озона, важнее сюжетных хитросплетений и неожиданных детективных поворотов.

Ничего странного нет в том, что меняющий операторов как перчатки Озон и тут находит себе нового соавтора, стильного бельгийца Ишамэ Алауи, который умеет создавать на экране эффектную, глянцевую картинку. Такая режиссеру тут как раз нужна — чтобы придать исповеди Алекса ностальгическую интонацию. Затем же он сопровождает действие песнями Cure, которые — ну, так вышло — уже стали для кинематографистов, в диапазоне от Соррентино до авторов «Странных дел», главным саундтреком к восьмидесятым.

Резонно сравнивать «Лето» с суперхитом «Зови меня своим именем» — только сравнение будет не в пользу последнего. Озону просто ввиду техничности и ироничности, присущей его режиссерскому стилю, удается сделать то, до чего пылкий итальянец Гуаданьино так и не дотянулся. Снять не фильм из ЛГБТ-резервации, а просто мелодраму, не акцентируя гомосексуальность, не преподнося ее как что-то экстраординарное. Показать события просто как обычную историю юности и экспериментов. Хронику конца наивного и невинного детства, первой любви, первой ревности и первой боли от потери любимого человека. Просто рассказать зрителям историю, которая тронет каждого из них — может, странно, но Озон один из очень немногих режиссеров сегодня, кто это действительно отлично умеет делать.

Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
13
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях