Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Бизнес COVID-19 «Мы и есть власть». Бармены восстали против комендантского часа Смольного (фото)

«Мы и есть власть». Бармены восстали против комендантского часа Смольного (фото)

82 465

Несколько петербургских баров заявили, что не намерены подчиняться коронавирусным запретам Смольного и будут работать в ночное время. «Фонтанка» посетила очаги сопротивления режиму и поговорила с вождём протеста Александром Коноваловым.

В 22.45, за 15 минут до введенного в Петербурге «комендантского часа» для общепита, я делаю заказ в «Уе!Баре» на улице Восстания. На всякий случай уточняю, точно ли не закроется после 23.00. «Работаем», — заверяет официант. О том, что заведение намерено игнорировать введенные городскими властями ограничения, оно объявило публично на своей странице в «ВКонтакте». «Почему мы это делаем? Мы хотим, чтобы у Роспотребнадзора и полиции появился официальный повод заскочить к нам на огонёк. Они тоже люди. Мы их любим», — сообщается на страничке.

Но людей в форме, составляющих протоколы, не видно. Посетители бара — обычная петербургская молодежь лет 20–30. Жарких танцев, в которых, если верить вице-губернатору Евгению Елину, петербуржцы активно обмениваются коронавирусом после 23.00, не наблюдается. Но в заведении многолюдно — заняты все столики и места за барной стойкой. Посетители пьют, общаются, шутят с официантами. Масок никто не носит, но персонал усиленно протирает столы дезинфицирующей жидкостью. Зато налет атмосферы подпольного бутлегерского бара присутствует. Персонал с порога предупреждает: оплата наличными или переводом, никаких карт. На чеке никаких реквизитов. «Потому что работаете после 23?» — «Потому что нам [по барабану]. Всегда было», — с вызовом отвечает официант.

Ближе к полуночи перемещаемся в еще одно заведение, которое публично заявило о намерении работать во время «комендантского часа» — Commode на улице Рубинштейна. Сама питейная магистраль не выглядит столь оживленно, как в прошлые выходные, когда ночная работа еще была разрешена. Но полностью безлюдной ее тоже нельзя назвать: в некоторых окнах свет, у входа посетители.

Commode также открыто рассказал о намерении работать в своем инстаграме, хотя и менее провокационно, чем «Уе!Бар». «К сожалению, у нас нет возможности ограничить время работы «Комода» ещё больше, поскольку это может привести к полному прекращению работы бара в целом. Мы продолжаем следить за стерильностью нашего заведения и всего находящегося в нем оборудования, состоянием здоровья наших сотрудников и наличием антисептика для гостей», — говорится на странице.

Но, в отличие от «Уе!Бара», Commode, скорее, работает «для своих». Случайный прохожий вряд ли проникнет в это заведение: чтобы в него попасть, нужно нажать кнопку на парадной, подняться на второй этаж и миновать мужчину в пиджаке, который дежурит перед входной дверью. Возможно, на случай, если «на огонек» решит заскочить проверка.

В главном зале человек 20. Опять же никакой дискотеки, которой так опасались чиновники Смольного. Хотя в соседнем зале, как нам говорят, гуляет свадьба. Зато «фейсконтроль» работает качественно. После того, как корреспондент сделал заказ и вместе со своей компанией занял столик в самом удаленном и наименее шумном зале, к нам подошел сооснователь заведения Никита Фарбесс.

«Вы из «Фонтанки», — скорее утвердительно, чем вопросительно, произнес он. Предприниматель попенял на вчерашнюю публикацию, в которой говорится, что суд запретил юрлицу бара осуществлять деятельность в помещении, а собственнику — сдавать его под общепит, что, по идее, должно привести к прекращению работы заведения. «Никто не закроет Commode», — пообещал он.

Дальше беседа перетекла в политико-философское русло. По словам предпринимателя, он совершенно не рад тому, что сейчас происходит в России. Но и не опасается ни решения суда, ни проверок Смольного, полиции и Роспотребнадзора. «В какой-то момент я понял, что Россия — это беспредел и коррупция. Commode и есть Россия... Мы и есть власть», — многозначительно отметил Никита Фарбесс, предложив нам написать статью про то «как все устроено».

Взгляды предпринимателя во многом близки идеям его партнера Александра Коновалова, который известен в Северной столице, как «ИП городского масштаба» и «куратор нелегальной торговли». Ранее газета «Деловой Петербург» сообщала, что на него оформлена значительная часть нестационарных торговых точек в центре Петербурга, которые ведут деятельность без договора со Смольным. Издание предполагало, что экс-оперуполномоченный представляет интересы высокопоставленных сотрудников правоохранительной системы и чиновников. Расследование «Фонтанки» показало связь предпринимателя с рядом баров на улице «Рубинштейна», которые нарушают покой местных жителей. Несмотря на решения судов об их закрытии, они продолжают работать, меняя юрлица. В интервью «Медузе» Александр Коновалов заявил, что «гордится» тем, что оказывает помощь заведениям «барной магистрали», и сравнил свою работу с ролью зиц-председателя Фунта из «Золотого теленка»: предприниматель берет на себя штрафы, которые грозят его партнерам.

Александр Коновалов уже бросил перчатку Смольному, сравнив введенные коронавирусные правила с фашистским режимом. «Получение qr кода напоминает получение белой шестиконечной звезды во время 2-й мировой войны для евреев. Чтобы их потом было фашистам удобнее расстреливать», — написал он 22 октября в чате, созданном комитетом по промышленной политике (сообщение переслали корреспонденту «Фонтанки» несколько состоящих там предпринимателей). Бизнесмен заявил, что его сеть салонов красоты «Леди» не будет получать «фашистские метки усатого … губернатора». Проверки, по его словам, обходят его бизнес стороной, поскольку их встречают «матом и помоями». «Не потому, что мы такие наглые. Это скорее от отчаяния», — написал он.

В телефонной беседе с «Фонтанкой» предприниматель объяснил, почему решился взбунтоваться против системы.

— Александр, верно ли мы поняли, что вы открыто бросили вызов правительству города и отказываетесь соблюдать установленные им коронавирусные правила?

— А в чем заключается вызов?

— На прошлой неделе вы написали, что не намерены получать QR-коды. Это обязательно для всех городских предприятий...

— Конечно, не намерены.

— Бары, которые считаются вашими партнерами, также открыто написали в социальных сетях, что они продолжат работу после 23.00, хотя это запрещено.

— Они закроются, если после 23.00 не будут работать. В бары невозможно приходить бизнес-ланч поесть. Если хотят добить бизнес, его и так добьют, неважно, с нашим вызовом или без. Мы просто пытаемся до последнего выжить, без малейшей наглости или чего-то еще. Это вопрос жизни и смерти.

— «Комендантский час» игнорирует весь ваш бизнес, или каждый партнер решает сам?

— Каждый партнер сам принимает решение, но большинство не может принять другого.

— Как отреагировал Смольный на ваш протест?

— Я слишком маленький, чтобы Смольный на меня внимание обращал.

— Не скажите.

— А сами вы как относитесь? Неужели чем-то можно объяснить такой бред. Что коронавирус после 23.00 сильнее всего распространяется?

— Официальная позиция в том, что какие-то ограничения вводить надо, и запрет ночной жизни позволит отделаться малой кровью.

— Это не малой кровью, а вызовет массовое банкротство. Не добили весной-летом, решили сейчас добить.

— Не боитесь ли вы, что к вам придут с проверками — штрафы все-таки значительные, — и добьет бизнес как раз это?

— Придут, конечно, и оштрафуют, и уголовные дела заведут. Все это уже проходили много раз.

— Но вы продолжаете работать.

— А альтернатива? Можно просто закрыться и пойти на биржу труда, 12 тысяч там получать или сколько дают пособие по безработице. У нас кредиты на десятки миллионов рублей, проценты сотнями тысяч, миллионами измеряются. Налоги только за прошлый год надо заплатить миллионов 15 по совокупности. Но никому же не интересно, где эти деньги достаются.

— В чате вы утверждали, что проверяющие обходят вас стороной, потому что вы их открыто посылаете.

— Они не обходят стороной, но общаемся мы с ними достаточно грубо, просто потому, что в ККИ здоровые лбы, на них пахать надо, а они сидят бумажки перебирают. Как можно их уважать? Ладно, Роспотребнадзор или полиция, по крайней мере, выполняют свою работу.

— Сейчас они работают в одной команде.

— От этого они не перестают быть дармоедами. Мы работаем, а они ходят и шакалят.

Пока чиновники предпочли не заметить брошенный вызов. Реакции на эмоциональный пассаж Александра Коновалова в чате не последовало, из беседы предпринимателя не удалили. Хотя несколькими часами позже в другом чате Смольного с бизнесом появилось не менее страстное послание вице-губернатора Евгения Елина с призывом забыть взаимные обиды и объединиться с властями для борьбы с коронавирусом. «Друзья, коллеги, братья и сестры! Мы с вами научились взаимодействовать при ведении весенней кампании, давайте же попробуем применить и углубить навыки и при осенней кампании. Многие из вас стали для нас настоящими товарищами, хоть и не всегда дружелюбными, иногда жесткими, но очень нужными. Опираться можно только на то, что сопротивляется», — написал он, блеснув цитатой из романа «Красное и черное» Стендаля.

Состоящие в обоих чатах предприниматели увидели в реплике вице-губернатора ответ на бунт Александра Коновалова. Сам Евгений Елин не ответил на вопрос «Фонтанки», можно ли расценивать его пост как попытку наладить диалог с ковид-диссидентствующим бизнесом.

Возможно, чиновники решили отвечать не словом, а делом. С понедельника в Петербурге проводятся масштабные рейды, в ходе которых Смольный проверяет, насколько бизнес и граждане готовы выполнять действующие коронавирусные правила. За первые два дня протоколы об административных правонарушениях составлены на 42 граждан, пойманных в транспорте без масок, и 225 предприятий, которые проигнорировали стандарты безопасности. Есть ли среди них ИП Коновалов и связанные с ним юрлица, в отчете не сообщается.

Галина Бояркова, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
133
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях