Парижане бегут из города, римляне теряют оптимизм, пражане выпивают в парках, а лондонцы перестали общаться в пабах. Разорившийся бизнес выходит на площади.
Правительства европейских стран продолжают усиливать коронавирусный режим, пытаясь сдержать вторую волну пандемии. Так, власти Франции вслед за комендантским часом в Париже и крупных городах ввели общенациональный локдаун. С 30 октября покидать дом можно лишь по уважительной причине: на работу, к врачу, в магазин, помочь близкому, а также «подышать воздухом». Причем перед каждой вылазкой необходимо заполнить особую электронную форму.
Бары, рестораны и магазины, кроме торгующих товарами первой необходимости, закрыты. Зато, в отличие от весеннего локдауна, продолжают работать школы и детские сады, а также жизнеобеспечивающие отрасли, стройки. «Так что большое количество людей продолжают жить и работать в нормальном режиме», — рассказывает жительница Парижа Валерия.
Но новые правила спровоцировали массовый исход жителей из столицы. На выездах из Парижа накануне образовались пробки общей протяженностью около 700 км. Парижане, как и во время первой волны, спешили уехать из города, чтобы провести карантин в провинции. Такие же заторы образовались также вокруг Лиона, Бордо и других крупных городов.
«Париж входит в десятку самых густонаселенных городов, у многих стесненные жилищные условия, — объясняет Валерия. — Например, в комнате 25 кв. м могут проживать четыре человека, и это будут не самые бедные люди. Если ходить на работу, это нормально, но в условиях изоляции сложно. Поэтому кто может уезжают то к родителям в дома в деревне, кто-то снимает, если есть деньги, чтобы быть на свежем воздухе, ближе к лесу и к морю». В отличие от весеннего локдауна, власти хотя бы не закрыли парки и пляжи, радуется она.
Ходить в гости и устраивать семейные вечеринки формально тоже запрещено. Но это государство контролировать не может, так что запрет держится на доверии и сознательности граждан. «Есть люди, которые не соблюдают правила и находят ухищрения, есть небольшой процент тех, кто критикует власти за половинчатость мер. Но в целом относятся с пониманием», — рассказывает Валерия. Бизнес, который вынужден остановить работу, государство поддерживает, выплачивая сотрудникам 85–100% дохода. Кроме того, в отличие от весны, рестораны получили возможность работать навынос.
Со 2 ноября гайки закрутит и Германия. До декабря в стране закроются все предприятия сферы услуг, за исключением кабинетов физиотерапии и парикмахерских, замрет вся культурная жизнь: не будут работать театры, кино, концертные залы, выставки. Попасть в бассейны и фитнес-клубы тоже будет нельзя — только заниматься спортом на открытом воздухе. Рестораны и кафе не смогут обслуживать посетителей, кроме как навынос.
Гражданам предписано ограничить социальные контакты «до абсолютного минимума». В общественных местах вместе могут находиться не более 10 человек из двух домохозяйств. Такое же ограничение накладывается на частные вечеринки. Отели смогут принимать посетителей, приехавших по уважительной причине и с нетуристическими целями. Спортивные матчи будут проходить без зрителей. При этом школы и детские сады продолжат работать в обычном режиме.
Немцы в целом воспринимают ограничения спокойно, какого-либо ажиотажа перед закрытием не наблюдается, говорит жительница Берлина Анастасия. «Перед введением комендантского часа (начал действовать с 10 октября. — Прим. ред.) люди старались оттянуться напоследок. Перед локдауном снова замечали небольшое повышение спроса на туалетную бумагу», — рассказывает она. К ограничению социальных контактов население относится с пониманием. «Люди сами по себе сознательные. В чате русских в Берлине одни предлагают встречу, другие пытаются их образумить. В целом многие боятся», — отмечает Анастасия. Но за изменениями не всегда можно уследить. «В Берлине маски вне помещений нужно носить на нескольких избранных улицах. Сначала их было десять, потом список расширили. Это всех бесит», — подчеркивает она.
Власти Великобритании поделили страну на три зоны в зависимости от жесткости введенных ограничений. Лондон пока на втором уровне. Магазины, общепит и сфера услуг работают до 22.00. В гости ходить нельзя, в общественных местах действует «rule of 6», то есть нельзя собираться больше чем по шесть человек. Школы и университеты могут продолжать работу.
«Британцы большими толпами традиционно не собирались, кроме особо торжественных случаев», — рассказывает Илья, житель пригорода Лондона Уотфорд. Но ограничения убили «типичное пабное общение»: разрешено только обслуживание за столиками, пить стоя невозможно. «У британцев паб, как правило, был единственным местом, где можно разговаривать с незнакомыми людьми», — говорит он.
Многие покидают Лондон и перебираются в пригороды. Но это связано не столько с ограничениями, сколько с переходом на удалёнку. «Жить в центре стало для многих бессмысленно. Люди стали переезжать туда, где ближе природа и цены ниже», — отмечает Илья.
Но настроение от второго локдауна в целом подавленное: все вроде бы согласны, что меры необходимы, но не понимают смысла именно этих мер. Например, в Шотландии в некоторых регионах, включая столицу Эдинбург, вообще запретили продавать алкоголь в пабах и ресторанах. «Ощущение такое, что вторая волна превратилась в окопную войну. Все сидят без особого энтузиазма, врачам не хлопают, ворчат на правительство, ничего хорошего не ждут от будущего в плане экономики. Пока «вертолетные деньги» еще дают, что будет потом — непонятно. Тоскливые новости каждый день — о том, кто еще закрылся и обанкротился», — рассказывает Илья.
Но активных протестов немного: в основном люди только мрачно шутят про идиотские ограничения, но в целом соблюдают. Некоторые пабы после 23.00 закрывают двери, но продолжают продавать «для своих». Русские иногда рискуют собираться в компаниях больше шести, но говорят шепотом и фотографий потом не выкладывают.
Коронавирусные меры усилили и власти Чехии. С 28 октября по всей стране введен комендантский час с 21:00 по 5:00. Выходить из дома можно для поездки на работу, оказания медицинской помощи, также можно выгуливать собак в радиусе 500 метров от дома. Запрещается вся розничная торговля по воскресеньям. С понедельника по субботу работают только продуктовые супермаркеты, аптеки, дрогери, цветочные и зоомагазины — но до 20:00. После этого времени — лишь точки на заправках и аэропортах. Музеи, театры, спортзалы бассейны, парикмахерские закрыты. Рестораны могут работать навынос.
Жители поддерживают введенные ограничения гораздо меньше, чем в первую волну, рассказывает жительница Праги Ольга. «Никто не видит логики, и все недоумевают. Например, почему не могут работать бары, неужели там какая-то вспышка, почему закрыли гостиницы?» — говорит она. А вот из-за отмены рождественских ярмарок на двух главных площадях, по ее словам, чехи не особо расстроились.
Оставшейся свободой пользуются по полной. Чехия вновь перестала пускать туристов, но не запрещает своим гражданам выезжать — на школьные каникулы многие поехали на море. После закрытия общепита молодежь стала собираться и выпивать в парках, хотя власти и запретили распитие спиртного в общественных местах. «Весной такого запрета не было, но тогда эта мера была не нужна — все сами сидели по домам», — рассказывает Ольга. Полиции на улицах стало гораздо меньше, чем во время первого локдауна, но нельзя сказать, что власти перестали контролировать ситуацию: в прессе появляются сообщения об облавах на подпольные вечеринки, стихийные демонстрации ковид-диссидентов разгоняют водометами и слезоточивым газом.
Масочный режим соблюдается. Дефицита, как в первую волну нет, средства защиты можно найти в магазинах и аптеках. По правилам маски обязательны в помещениях и общественных местах, в жилой застройке их нужно надевать, если не удается соблюдать дистанцию 2 метра. «Но каждый понимает это как хочет, можно сказать, что оставили на откуп людям», — рассказывает Ольга. Зато государство спрашивает строго не только с граждан, но и с себя. Отсутствие маски на лице на выходе из ресторана в неурочное время стоило должности министру здравоохранения Роману Примуле. «Мы не можем проповедовать одно, а делать другое», — заявил глава чешского правительства Андрей Бабиш.
Локдаун на минувшей неделе ввели также власти Италии. С 26 октября запрещена работа спортзалов, общественных бассейнов, кинотеатров и театров, прекращена работа всех точек общественного питания, включая бары, рестораны и кафе после 18:00, хотя можно обслуживать навынос. В ряде регионов, в том числе в Риме, введен комендантский час: на улице без лишней надобности нельзя находиться с полуночи до 5 утра. Кроме того, власти региона рекомендовали перевести на дистанционное обучение 75% студентов и 50% школьников.
Запреты сильно ударили по малому бизнесу и вызвали шквал протестов: акции против мер проходят в большинстве крупных городов. «У итальянцев, обычно оптимистичных людей, лопнуло терпение на этот раз. Весной было страшно, и казалось, что карантин единственная мера. Сейчас люди обезумели сидеть дома без денег и терять свой бизнес. Во Флоренции рестораторы и повара, оставшиеся без работы, вышли на главную площадь. В Неаполе забросали карабинеров петардами», — рассказывает жительница Рима Диана. Настроения передают и интернет-мемы. На одном из них в окнах закрытого ресторана висит табличка «Все будет хорошо», подпись — весна-2020. Затем табличка «Сдается в аренду», подпись — осень-2020.
Но игнорировать запреты, подобно российским барам, предприниматели не отваживаются. Да и само население в целом склонно соблюдать ограничения. Лишенные ресторанов итальянцы не собираются с выпивкой в парках по вечерам. «Здесь скорее на пробежку выйдут. И есть страх получить, если вдруг застанут без маски в большой компании», — говорит Диана. Съесть на лавочке заказ из ресторана тоже не получится: можно только заехать и забрать домой. «Днем можно присесть, но с соблюдением дистанции. Карабинеры патрулируют каждую улицу, даже самую узенькую. Штрафы — это большой доход», — отмечает она.
Галина Бояркова, «Фонтанка.ру»