Кинокритик «Фонтанки» заметил в русских приключениях Шерлока Холмса ленивую и запоздалую попытку следовать тенденциям
На платформе Start вовсю идет «Шерлок в России». Уже само название — с акцентом на имени, а не фамилии героя — указывает на то, что к фигуре сыщика обратились в рамках реакции на успех британского сериала с Камбербэтчем и Фрименом. С учетом того, что со времен телефильма с Ливановым Холмс стал в некотором смысле русским, делом чести было отреагировать и снять своего «нового Шерлока».
Любое обращение к сюжету Дойла — по определению предприятие рискованное и сложное. Едва ли не все оригинальные сюжеты перенесены на экран не по одному разу — и, обращаясь к ним, нужно как-то истории о сыщике деформировать, преображать, изобретать что-то новое. Иначе смысла снимать о Холмсе нет. Кроме того, неизбежны сравнения с предыдущими версиями — в диапазоне от сериала с Ливановым и классических фильмов с Кристофером Ли до недавних лент с Дауни-младшим и Камбербэтчем.
Сценарист Олег Маловичко, сочинивший «Троцкого» и «Союз спасения», написал историю умеренно оригинальную. Он сколотил основательный и проверенный временем кроссовер: Шерлок Холмс тут ловит Джека Потрошителя. Противостояние двух самых знаменитых британцев Викторианской эпохи уже описано в десятке фанатских произведений эпигонов Дойла, несметном числе киноверсий и компьютерных играх — так что создатели сериала идут проверенным путем, хотя в отсутствии интриги упрекнуть «Шерлока» невозможно.
Холмс и Джек гоняются друг за другом уже к началу фильма достаточно давно. Преступник скрывается в далеком Петербурге — и сыщик мчится вслед за ним, чтобы продолжить поиски своего злейшего врага уже в России. На месте ему чинят препятствия бюрократы во главе с начальником петербургской сыскной полиции по фамилии Трудный, но находятся и давние поклонники таланта Холмса. Но главное, что сыщику предстоит открыть для себя в России: умом — как саму страну, так и населяющих ее преступников, — не понять, так что дедуктивный метод здесь не работает.
Этот сюжет — мистический и сумрачный — здесь разыгрывают несколько с перебором. Максим Матвеев в главной роли уж слишком педалирует акцент своего героя (который на фоне старательного английского выговора советского школьника, вызубрившего учебник Верещагиной-Притыкиной, совсем уж никуда не годится). Павел Майков решает бюрократа Трудного как вовсе неуместную в этой декадентской истории карикатуру. Наконец, очевидный промах — решение главного (пока что) отрицательного персонажа — обер-полицмейстера Знаменского, которого играет театральный режиссер и светский лев Константин Богомолов. Какими бы экспериментами с сериалами он ни занимался как режиссер — по части актерской он до ужаса театрален. Такую игру худо-бедно можно наблюдать с галерки или в рамках капустника. Но в сумрачном и декадентском детективе клоун в белоснежной шкуре, с отчетливой (как будто для глухого произносит каждое слово!) речью — даже не перебор, а совершенно инородное тело, которое хочется закрыть ладонью и постараться не замечать.
Кажется, режиссера Нурбека Эгена ни сюжет, ни решение образов не слишком волнуют — куда больше он увлечен стилем. В общем, это хорошо: ровно так же погружен в него был Игорь Масленников. Только стиль Эген собирает из подручных готовых материалов, подбирает в секонд-хэнде. Поэтому ощущение дежа вю не проходит ни на одну минуту. Образ Шерлока — длинные волосы, усы с бородкой, разлетайка — зачем-то старательно и слишком узнаваемо срисовали с Гоголя из недавней серии фильмов: хотя с чего бы? Меньше всего общего у великого сыщика-мастера дедукции с невротичным классиком.
Музыкальное решение Райан Оттер (он же писал музыку к тому же «Гоголю», кстати) почти скопировал с холмсовских мотивов Ханса Циммера из дилогии Гая Ричи: переливов, топотов, расстроенных пианино...
В итоге концы с концами в «Шерлоке» не сходятся. Результат совсем не симметричен амбициям «нашего ответа». Примитивные ходы вроде «умом нас не поймешь, англичанин» невразумительны. Стили визуального решения и актерской игры не складываются вместе — да никто, кажется, к единообразию и не стремился. Холмс это, может, и новый, но вот в самом сериале нового ничего нет.
Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга