Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Город Вагоны приедут в 2022-м. Беглов докинул денег на трамваи, но дребезжать они не перестанут

Вагоны приедут в 2022-м. Беглов докинул денег на трамваи, но дребезжать они не перестанут

автор фото Михаил Огнев / «Фонтанка.ру» / архив

Ко второму чтению 3-летнего бюджета Петербурга в документе появились десятки миллиардов на закупку подвижного состава. Под сотню новых трамваев не успевают подстилать рельсы.


Заветные миллиарды на вагоны всех мастей появились в проекте бюджета накануне, после того как поправка губернатора пришла в Законодательное собрание. Формально говорить об этом рано, ее еще должен одобрить ЗакС, однако специфика законодательного процесса в Петербурге сомневаться не позволяет. Следующий год «Горэлектротранс» проведет на голодном пайке, доедая те поставки, на которые уже заключены контракты; дальше обещают насыпать по 10 млрд в год. «Фонтанка» рассказывает, на что рассчитывали перевозчики и что получили.

О миллиардах, которые комтранс просил у финансистов на обновление подвижного состава, «Фонтанка» писала на этапе нулевых чтений бюджета. Изначально в документ были включены только расходы на покупку автобусов; выглядят они как субсидии в уставной капитал «Пассажиравтотранса», по 753 млн ежегодно. В 2021 году эту сумму предполагалось разбить почти пополам. 390 млн — на лизинговые платежи по заключенным в 2020 году контрактам (54 дизельных МАЗа и 65 машин на газовом топливе); остальное — на запланированную закупку еще 54 газовых автобусов. В 2022-м планируется приобрести еще 26 автобусов, в 2023-м — 13 (снова газ). Таким образом, всего за три года парк «Пассажиравтотранса» должен пополниться 94 машинами, стоимость — с учетом лизинга — 1,8 млрд. В итоге автобусную историю губернатор своей поправкой не тронул, там все по-прежнему.

Куда больше волновали обделенные трамваи и метро. Всего на 3 года комитет запрашивал на подвижной состав дополнительно 27,5 млрд рублей (по годам — 8,9 млрд, 10,1 млрд и 8,5 млрд). 21,4 млрд — для закупки 192 вагонов в подземку; это необходимо для замены составов «ЕМ» на красной линии. По ним истекает полувековой срок службы, эксплуатация становится небезопасной, и сами чиновники предлагают поскорее «ставить вагоны к стенке». Длина этой стенки понятна: в 2020 году списывают 18 вагонов, в следующем году — 80, и дальше еще 248 за 3 года. Соответственно, и замена их не закончится в 2023 году; после этого надо будет привезти еще 136. В противном случае парк на первой линии сократится к 2026 году до 40% от необходимого.

Помимо новых вагонов надо рассчитаться за 27 составов, которые уже куплены ОЭВРЗ по контракту 2016 года: это те самые «Юбилейные» для зеленой линии метро, которые город спешил приобрести к чемпионату мира по футболу за 13,4 млрд рублей. На рефинансирование долга в текущем году планировали направить 4,7 млрд, а в 2021-м — 1,2 млрд рублей. Однако коронавирусный секвестр бюджета выкинул эти обязательства Петербургского метрополитена. Банк «Санкт-Петербург» вошел в положение и подписал допсоглашения с предприятием, сдвинув выплаты на год. Тем не менее первое чтение бюджета Петербургский метрополитен прошел практически натощак: со 100 млн рублей в следующем году и с двумя «баранками» далее.

Губернаторская поправка не добавляет метрополитену ничего к 2021 году. В 2022 и 2023 годах значится по 5 млрд рублей. Трехлетний период планирования бюджета не означает, что цифры на более поздние года вписываются наобум. Но если расчеты чиновников — это не фантазии, то деньги на красную линию метро так и так придется добавлять — даже при условии, что кредиторы согласны ждать вечно.

Остальные 6 млрд рублей из потребности комтранса, которую он озвучивал депутатам, — это субсидии «Горэлектротрансу». Председатель комитета Кирилл Поляков рассказал «Фонтанке», что за 3–6 лет необходимо приобрести 500 новых трамваев. Но нулевые чтения — не время устраивать новый Амстердам, поэтому запросили скромно: по 2 млрд рублей в год, каждый раз парк пополняется 31 двухсекционным трамваем. Это не прихоть, средний возраст вагонов у предприятия — 16,9 года; 58% (440 единиц) уже «совершеннолетние». Первый в очереди на получение новых трамваев — Выборгский район.

Обсуждения бюджета в ЗакСе — это фестиваль разбитых надежд: комитеты просят у финансового блока на все подряд из расчета «чем черт не шутит» и получают отказ за отказом. Вот и в этот раз после первого чтения никакими 2 млрд в документе не пахло: 430 млн в первый год и по 230 — в следующие. Этого хватало на то, чтобы платить по лизингу за уже законтрактованные вагоны, но не более. Однако даже из прищура вице-губернатора Эдуарда Батанова было понятно, что это не конец: «Готовится красивая история», — говорил он. В итоге вся красота ушла на год вперед. В 2021 году накинули лишь 97 млн рублей; при ориентировочной стоимости трамвая по лизинговым контрактам в 105 млн этого не хватит даже на один вагон. Так что эта добавка уйдет на реконструкцию контактной сети — на Науки, на Большой Пороховской и на Гражданском проспекте. А вот дальше «Горэлектротрансу» отсыпали сверх ожиданий — по 10 млрд в 2022 и 2023 годах. «Это спасибо губернатору, он нас услышал, — говорит Поляков. — Он посмотрел, что мы сейчас эксплуатируем, и понимает ситуацию... И соответствующее поручение в адрес финансового блока он дал».


Председатель комитета говорит, что общая потребность в троллейбусах составляет 400 единиц. И, по данным «Фонтанки», ГЭТ претендовал на то, чтобы покупать по 70 единиц в 2022 и 2023 годах. Но на это требуется по 1,6 млрд рублей, и они в поправку губернатора не попали. Чиновники исходят из того, что 142 машины уже законтрактованы и продолжают приезжать в город, так что в 2022 году речь — именно о трамваях. Если конкретно — о 91 трамвае; в 2023-м, возможно, придется поделиться с «рогатыми», но и там более вероятна закупка 87 составов.

Вот только ездить они будут по старым рельсам. Это старая проблема: участники отраслевых круглых столов «Фонтанки» признавали, что по 35% путей сроки ремонта уже пропущены, а чтобы пути оставались в нормативном виде, необходимо ремонтировать 25 км в год. Эту же цифру называет Кирилл Поляков. После первого чтения в бюджете лежит по 300 млн ежегодно; губернаторская поправка добавляет по 200 млн — опять же только на 2022-й и 2023-й. Это, в отличие от подвесной контактной сети, вотчина КРТИ. Там уточнили, что на 300 млн смогут отремонтировать в следующем году 4 км одиночного пути (кмоп) — если говорить просто, 2-километровый участок улицы. Работы планируются на Песочной набережной, набережной Обводного канала и на Старо-Петергофском проспекте. Если исходить из того, что один кмоп обходится в 65–75 млн рублей, то искомые 25 километров требуют минимум по 1,6 млрд. Город даже на тучные годы бюджеты заложил втрое меньше.

Николай Кудин, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
24
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях
17 сентября, 14:20