Губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов, мэр Москвы Сергей Собянин, а также губернаторы Московской и Ленинградской областей Андрей Воробьев и Александр Дрозденко подписали в конце октября обращение к премьер-министру Михаилу Мишустину. Чиновников беспокоит, что иностранцы вытесняют россиян с рынка таксомоторных перевозок.
Как пишут 9 ноября «Ведомости», в рамках обсуждения законопроекта о такси, который сейчас дорабатывается ко второму чтению в Госдуме, главы регионов предложили ужесточить правила работы в такси для иностранцев. Сейчас таксист должен оформлять ИП, а законопроект предлагает обойтись самозанятостью (специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход») — за такое послабление, как уже сообщалось, выступают агрегаторы такси.
Губернаторы не против того, чтобы «допустить к осуществлению перевозок легковым такси [в качестве самозанятых] физических лиц, являющихся гражданами РФ», но для иностранных граждан надо сохранить «действующий порядок допуска к осуществлению перевозок в статусе индивидуальных предпринимателей или юрлиц». То есть, по мнению глав регионов, им нельзя разрешать оформлять самозанятость. Дело в том, что доля иностранцев среди таксистов уже превышает 50%, и послабления для них повлекут «обеспечение занятости для лиц, не являющихся гражданами РФ, и создание соответствующих проблем для регионов». Кроме того, губернаторы просят позволить регионам устанавливать максимальное количество автомобилей такси. При этом в Петербурге, Москве, Московской и Ленинградской областях сосредоточено около 45% от общего числа такси в стране, или 178 тысяч легковых автомобилей.
Рынок такси в России показал взрывной рост в 2015–2017 годах на фоне появления агрегаторов и снижения средней цены поездки. Затем наступила стабилизация. В 2019 году, по данным аналитического центра при правительстве, в России таксистами работали около 600 тысяч человек, 60% рынка занимали агрегаторы, остальное — «классические» таксопарки.