Доплатить за комфорт и экономию времени, например, при получении номеров на машину станет невозможно. Появившись в эпоху слабого государства и стремительно богатеющих горожан, коммерческие МРЭО стали не нужны, когда все повернулось на 180 градусов. Теперь водителям предлагается сэкономить миллиард на удобствах.
Источник этого бизнеса заключался в ежегодно продлеваемых с ГИБДД договорах безвозмездного использования имущества. Коммерсанты предоставляли инспекторам (не самого МРЭО, а его обособленных подразделений, некоторые из которых могли размещаться по двум адресам) помещения «под ключ» — с мебелью, техникой, оплаченной коммуналкой и уборщицами. Механизм заключения таких договоров был непрозрачным. Никаких конкурсов в открытом доступе отыскать не удается. Как и на каких условиях предприниматели входили в этот бизнес — можно судить лишь по слухам и ехидным догадкам.
В качестве награды за такую щедрость владельцы помещений получали возможность оказывать дополнительные услуги клиентам: сверх положенных пошлин они платили за «заполнение документов» и «консультации». В последнее время сервис дошел до того, что можно было из дома загрузить на сайте такого центра услуг сканы паспорта и ПТС машины и к назначенному времени приезжать уже за готовым свидетельством о регистрации и номерами. В обычных районных МРЭО сервис, конечно, на пару ступеней пониже.
По оценкам старожилов рынка, ежедневно успешное коммерческое МРЭО обслуживало в среднем по 100–150 клиентов. При стоимости их дополнительных услуг в районе 3000 рублей, в месяц выходило в районе 10 млн рублей — чуть больше или чуть меньше. В лучшие времена, когда таких очагов свободного бизнеса в городе насчитывалось больше 15 штук, годовой оборот можно было оценить в 1,8 млрд рублей. Сейчас, когда их не наберется и десятка, — ближе к миллиарду.
Новость в среду, 18 ноября, о закрытии одного из старейших частных заведений с полным пакетом услуг автолюбителям на Руставели не стала первой ласточкой. Они закрываются одно за другим. Знающие люди со ссылкой на подписанный начальником ГУ МВД Романом Плугиным приказ (с формулировкой «в связи с оптимизацией деятельности регистрационно-экзаменационных подразделений Госавтоинспекции») подсказывают: действующие договоры продлеваться не будут. Этому есть масса и причин, и поводов. Но общий смысл именно такой: оставшиеся девять работающих обособленных подразделений МРЭО прекратят работу к следующему лету.
Среди первых перестал брать деньги за консультации и заполнение документов (читай — за комфорт) Единый центр документов на Красного Текстильщика. Сайт ЕЦД отправляет клиентов за этой услугой на Оптиков, 4, во все еще работающее в частных помещениях МРЭО №6. Хотя архив Интернета хорошо помнит: еще в сентябре на сайте ГИБДД красовались данные о МРЭО №14 на Красного Текстильщика. Сейчас эта страница пуста.
Временно не работает и МРЭО в Шкиперском протоке. Сотрудники подтверждают: да, вот-вот, недавно работало, а теперь — нет. Причины не называют. Еще один выбывший из строя ветеран движения — МРЭО №2 на Маршала Жукова. Его закрытие примерно совпало с локдауном, но с тех пор двери так и не открылись. Хотя близкий родственник «второго» — МРЭО №1 на Северном проспекте — все еще продолжает работу.
«Раз оно работает, значит, договор аренды еще действует», — прагматично объясняет Сергей Кузнецов, владелец помещений, которые последние годы снимали на Северном проспекте структуры ГИБДД. Будет ли в очередной раз (как это делалось до сих пор) продлен 11-месячный договор, он не знает. Но отмечает, что ликвидация коммерческих МРЭО как класса вряд ли пойдет на пользу автолюбителям: «Любая монополия — это плохо. Она рождает некачественные услуги. Исходя из этих соображений, я думаю, что это решение спорное».
Еще менее многословен оказался совладелец помещений, где разместилось МРЭО №3, Дмитрий Пучков. «Мне вам сказать нечего. Будет работать — не будет работать, я спокойно к этому отношусь», — сказал предприниматель, попросив больше не задавать ему никаких вопросов.
МРЭО в помещениях Сергея Кузнецова — один из немногих примеров сетевого бизнеса подобного рода. Совмещенные с его же крупным сервисным центром «Маршал», они работали на Северном и на Маршала Жукова. Другим — то ли совпадением, то ли удачей, — стал выбор структурами ГИБДД помещений вблизи автосалонов сети «Автопродикс» и других, принадлежащих Юрию Синкевичу с партнерами, к примеру на Дальневосточном и на Седова.
Денис Лебедев, «Фонтанка.ру»