Экспедиция в Антарктиде не может сменить весь состав полярников — часть в новой смене заболели и остались в Петербурге. Что пишет и какие фото публикует один из оставшихся на вторую смену?
Денис Мельников 15 лет мечтал оказаться на антарктической станции «Мирный». Мечта осуществилась в январе 2020 года, сейчас он — ведущий магнитолог. Но теперь он мечтает о тёплых краях, холодном пиве и доме, где его ждут жена и две дочки. Долгожданную встречу откладывает коронавирус.
На Земле остался единственный не тронутый ковидом континент — Антарктида. Судно «Академик Трешников» должно доставить туда команду 66-й по счету экспедиции, стройматериалы, еду и топливо. Оно вышло из Петербурга с двухнедельным опозданием и не в полном составе — полярников отправили в обсервацию, там у некоторых выявили коронавирус, и вместо Южного полюса отвезли в «Ленэкспо». Заболевшие должны были сменить тех, кто поддерживал жизнеспособность станции всю зиму и теперь вернуться на «Трешникове» не смогут.
66-я Российская антарктическая экспедиция должна была стартовать 24 октября. «Полярникам — хорошего рейса и семь футов под килем», — желал успехов Арктический и антарктический институт (ААНИИ) накануне выхода в море «Трешникова». Чтобы не занести на континент заразу, экипаж тщательно проверили за несколько дней до выхода в море, у всех взяли мазки и посадили на карантин.
В назначенный день выяснилось, что с тестами все не так благополучно, как хотелось бы. Судно осталось в порту, а часть полярников 28 октября по решению Роспотребнадзора отвезли в обсерватор в Репино. Как писал в соцсетях один из участников экспедиции, 6 ноября выяснилось, что некоторые члены команды больны. Их на скорой увезли в «Ленэкспо», выписали оттуда 16 ноября. «Трешников» ушел на день раньше.
Новостей о старте, пожалуй, больше всех ждали участники предыдущей, 65-й экспедиции, которые зимуют на ледяном континенте. В их числе — петербуржец Денис Мельников. Он с антарктическим бытом на станции «Мирный» познакомился впервые.
«Мне сегодня исполняется 33. Надо бы сказать что-то умное, но что тут сказать — я 15 лет мечтал попасть в Антарктиду, и вот я здесь. Но уже 7 месяцев я мечтаю о тёплых краях, холодном пиве и доме. Надеюсь, мне не придётся этого ждать так же долго! Ну а остальное у меня всё есть», — написал Денис в Instagram.
Из Петербурга он уехал 15 января 2020 года. Спустя 2 месяца и 2 дня добрался вместе с другими полярниками до места зимовки. «Кормят хорошо, инета почти нет, вернусь через год», — писал Мельников. Его основная задача на станции — измерять колебания магнитного поля Земли. Досуг петербуржец коротает, изучая местную фауну, в основном состоящую из двух видов пингвинов и тюленей.
Полярный быт, по словам Мельникова, важно организовать так, чтобы не было свободного времени. Кроме выполнения трудовых обязанностей, он, например, занялся бегом и уже дважды пробежал полумарафон. И теперь хочет в цивилизации пробежать — по ровному сухому асфальту, а не по разным состояниям снега (сейчас он вокруг станции и вовсе начинает таять и раскисать, а значит, увеличивается риск куда-нибудь провалиться).
Арктического интернета полярнику достаточно, чтобы вести страницы в Instagram и Twitter. Как рассказал «Фонтанке» Мельников, вообще блогерством начальство просит участников экспедиции не заниматься, но он себе формальное разрешение выпросил.
На станции «Мирный» полярники жили в геодоме, кают-компании и доме радио. 21 июня, прямо накануне празднования дня середины зимовки, дом радио полностью сгорел, едва не загорелась и кают-компания. Полярникам пришлось потесниться.
Раз в неделю, если не случается перебоев с подачей воды, полярники ходят в баню. Процедура почти стандартная — погреться, прыгнуть в снег, выпить холодного пива. «Запасы банного пива ещё не иссякли, а вот мороженое подходит к концу. И это тревожит!» — шутит полярник.
Еще летом команда начала обсуждать слухи о дате прихода за ними судна. Называлась середина декабря, все хотели домой, и Денис рассчитывал, что, может, даже попадет на день рождения супруги. Но планам сбыться оказалось не суждено.
«В воскресенье из Питера за нами наконец-то вышел пароход. Но без моего сменщика — подхватил ковид, сидя на карантине (что для меня несколько удивительно). Так что я здесь «прилип» ещё на пару месяцев. Не сказать, что я был к этому готов, но и сильно не огорчился. В конце концов, ко мне едет посылка из дома с новым фотиком, домашним печеньем и целая банка «Нутеллы». Можно ещё пару месяцев поглазеть на айсберги», — написал Мельников 18 ноября.
Как рассказал «Фонтанке» руководитель Российской антарктической экспедиции и замдиректора ААНИИ Александр Клепиков, из-за коронавируса пришлось отказаться от всех научных полевых исследований, кроме попутных морских и геологических. «Участники сезонной экспедиции этого года по большей части будут участвовать в восстановительных работах на станции «Мирный», подготовительных работах на базе «Русская», а также необходимых ремонтных и регламентных работах научного оборудования. Также они проведут обследование взлётно-посадочной полосы на станции «Новолазаревская». В Антарктиде, как нигде, крайне опасно болеть. Поэтому очень важно избежать проникновения вируса», — объяснил он.
Численность состава экспедиции также сокращена. «В сезонных исследованиях участвует обычно 120 человек, они передвигаются между станциями и судном. Посылая в этом году 60 человек для проведения только самых неотложных работ, мы в два раза сокращаем риск занесения инфекции в Антарктиду», — рассказал Клепиков. Состав сократили многие антарктические экспедиции. Японцы, например, также в два раза, а немцы и вовсе полностью отказались от сезонных исследований.
«Естественно, разговоров на станции о ковиде стало больше. Всё-таки я не один такой, кого не поменяли. Но опасений о том, что его сюда завезут, нет. Пароход идёт два месяца, за это время все успеют переболеть. А заходов в порт по пути сюда не запланировано, максимум встать на рейд и всё необходимое получить с берега бесконтактно», — рассуждает Мельников.
На «Трешникове» отправились к Антарктиде 32 полярника. Следующее судно, «Академик Фёдоров», выйдет в рейс 15 января 2021 года. Возможно, на нем Мельникова все же вернут домой.
«"Фёдоров" придёт, он не может не прийти. Ну а если, в теории, случится нечто и придётся остаться на второй год... что ж, тогда я точно прочитаю всю свою библиотеку и забегу марафон», — не унывает полярник.
P. S. Первым в новом экспедиционном сезоне к Антарктиде отправился контейнеровоз «Севморпуть» — единственное в России ледокольно-транспортное судно с ядерной энергетической установкой. Он вышел 5 октября и меньше чем через месяц должен был быть на Южном полюсе, ведь заходить в порты ему не надо. По данным сервиса Marinetraffic, по состоянию на 20 ноября судно стоит у берегов Анголы. Как сообщается в телеграм-канале «Капитан Арктика», там «Севморпуть» с середины октября — он якобы потерял одну из четырех лопастей ходового винта. Судно везет полярникам, по сути, новый дом — зимовочный комплекс станции «Восток».
Надежда Мазакина, «Фонтанка.ру»