Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Бизнес Наша коллекция Рейтинг миллиардеров Петербурга "Фонтанка-500" Рейтинги "Фонтанки" «Фонтанка-500». Владельцы крупнейших частных компаний Петербурга и Ленобласти

«Фонтанка-500». Владельцы крупнейших частных компаний Петербурга и Ленобласти

104 308

«Фонтанка» представляет рейтинг крупнейших предпринимателей Петербурга, которые владеют компаниями с оборотами больше 1 млрд рублей в год.

В поиске тех, у кого деньги действительно водятся, «Фонтанка» обращала внимание только на конкретных людей — владельцев бизнеса. За скобками остались транснациональные корпорации, госструктуры и подразделения крупных холдингов, в прицеле — частные компании, созданные в Петербурге и Ленобласти. Их владельцы живут рядом с нами.

Всего в городе 2270 компаний, которые показывают выручку от миллиарда. Хотя, надо признать, что иногда это говорит скорее о размере бизнеса, а не о его успешности. Почти 10% «миллиардеров» убыточны, еще 400 показывают совершенно мизерную для таких, как они, чистую прибыль — меньше 10 млн рублей.

Чтобы исключить элемент случайности, редакция «Фонтанки» включила в рейтинг только те фирмы, которые выручку больше 1 млрд рублей показывали три последних года подряд. Основной источник — открытые данные, собранные в СПАРК. С помощью него мы отобрали фирмы, соответствующие трем характеристикам: их ежегодная выручка за 2017–2019 годы исчисляется миллиардами, они прописаны по адресам Петербурга и Ленобласти, и основные их владельцы — реальные люди.

В результате у нас осталось около 500 компаний. Лишь 33 оказались убыточными по итогам трех лет. Так что крупный частный городской бизнес можно смело назвать успешным и эффективным.

В 2017–2019 годах компании нашего рейтинга выручили около 9 трлн рублей. В качестве чистой прибыли у них осталось 477 млрд, из них 244 ушли владельцам в виде дивидендов.

И именно этих владельцев мы в определенном смысле и называем реальными миллиардерами.

Список «Фонтанки» максимально математичен. В большинстве других рейтингов состояние их участников оценивается по стоимости найденных журналистами активов, причем по стоимости примерной, зачастую бесконечно далекой от реального положения дел.

Мы же основываемся на строчках бухгалтерской и финансовой отчетности. Цифры известны до рубля и находятся в открытом доступе — их заявляют сами компании, а затем пристально проверяет налоговая.

В списке миллиардеров есть и группы компаний, объединенные общими бенефициарами и менеджментом. В рейтинге мы старались ссылаться на их консолидированную отчетность по МСФО или на данные, которые компании сами предоставили «Фонтанке». В ряде исключений мы суммировали финансовые показатели самостоятельно, учитывая результаты аффилированных юридических лиц — в таблице эти цифры выделены цветом, и можно с уверенностью утверждать, что реальные обороты группы по крайней мере не меньше этих.

В наш рейтинг попали и банки, в финансовой отчетности которых попросту нет показателя «выручка». Чтобы оценить их масштаб, мы складывали процентные и комиссионные доходы кредитных организаций и учитывали прибыль после налогообложения.

В поисках основных бенефициаров «Фонтанка» обращалась к данным ЕГРЮЛ и информации самих компаний. В рейтинге мы указали реальных владельцев бизнеса, обладающих значительным числом голосов и долей в уставном капитале фирмы. Имена мажоритариев отмечены знаком $. В тех случаях, когда основной источник информации о владельцах компании — это данные СМИ, рядом с фамилиями бенефициаров мы ставили звездочку (*).

В ряде случаев эта информация может быть устаревшей — некоторые формы собственности организаций позволяют не раскрывать информацию о смене владельцев. Кроме того, бизнес — это живой организм, и за время подготовки рейтинга некоторые юрлица из нашей выборки перешли в стадию ликвидации или банкротства.

Редакция понимает, что в нашем списке указаны далеко не все владельцы крупного городского бизнеса. К примеру, алгоритм составления рейтинга исключил тех, кто оформил собственность на офшоры. Если информация о конечных владельцах крупных компаний общеизвестна, мы не игнорировали ее и добавляли в список. Однако искать конечных владельцев всех крупных городских компаний не входило в наши задачи.

Желая найти самых богатых, «Фонтанка» отдельно присмотрелась к тому, как петербургские фирмы выплачивают дивиденды. Ведь некоторые участники рейтинга на самом деле могут быть не такими уж богатыми людьми — далеко не всегда длинная цепочка нолей на счетах компании превращается в личные деньги ее владельца.

Некоторые компании, которые еще в прошлом году «Фонтанка» называла в сотне крупнейших, выбыли из списка. Например, теперь в нем нет ретейлера «Интерторга». О его крахе «Фонтанка» подробно рассказывала: сети Spar и «Семья» прекратили работу из-за долгов перед поставщиками, а совладельца магазинов Мушвига Абдуллаева в конце концов объявили в федеральный розыск. Закономерно из списка крупнейших исчез «Метрострой» — в феврале арбитраж ввел в отношении него процедуру наблюдения, а сейчас компания пребывает в корпоративном конфликте. Под наблюдением с конца прошлого года и некогда крупнейшая мостостроительная организация «Пилон», хотя его новый владелец планирует вернуть ее долю на рынке. Ликвидирована продовольственная фирма «Торговый дом “Агро-Лайн”».

У ряда компаний в 2019-м серьезно упала выручка, что не позволило снова включить их в рейтинг крупнейших: обороты ООО «Фрут-Фэмэли» с 6 млрд сократились до 600 млн, у «Торгово-промышленного холдинга “Векта”» — до 300 млн.

Другие за это время успели серьезно окрепнуть. Десять самых быстрорастущих компаний из рейтинга «Фонтанки» за 2018–2019 годы суммарно увеличили свою выручку почти на 100 млрд рублей.

Елизавета Ивантей, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
5
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях