«Зенит» триумфально завершил еврокубковую кампанию-2020. Она получилась предательски короткой.
Весной её не было вовсе: впервые за 10 лет петербургский клуб не смог квалифицироваться в весеннюю часть еврокубков. Осенью команда Сергея Семака умудрилась в ожесточенной борьбе завоевать одно очко в шести матчах. А ведь казалось бы — флагман отечественного футбола.
Когда 1 октября определились соперники «Зенита», большая часть любителей спорта хмыкнула: шансы есть. Михаил Кержаков в интервью «Фонтанке» говорил прямым текстом: наша задача — выход из группы. Реальность оказалась суровей: этой осенью петербургский клуб так и не смог победить.
Когда-то «Зенит» Лучано Спаллетти провел отвратительную еврокампанию, смог заработать лишь 6 очков, но при этом вышел из группы со второго места: остальные команды в группе — «Аустрия» и «Порту» — оказались еще хуже. Сейчас в роли команды «еще хуже» оказался «Зенит». Болельщики лютуют и предлагают поменять Семака с Константином Зыряновым местами: молодежка в четверг одержала 12-ю победу подряд. Звучат обвинения в травоядном футболе и отсутствии поставленной игры.
Надо признать: обвинения эти небезосновательные. Следующий виток претензий — скорость реакции. Аналитики и специалисты клянут Семака за матч-менеджмент: это такой термин из современной футбольной теории, который обозначает, как тренерский штаб в целом и главный тренер в частности влияют на ход игры, реагируют на замены соперника, перестраивают схему и проч. Надо сказать, что с точки зрения матч-менеджмента «Зенит» тоже добился выдающегося результата: все вторые таймы шести матчей проиграны со счетом 1:10! Злые языки подытожили: в штабе 30 человек (это, к слову, не гипербола: действительно в разделе «тренерский штаб» на сайте «Зенита» 30 человек), а подсказать, что делать по ходу матча, некому. Как и подать футболку выходящему на замену в Туле Даниилу Шамкину.
Кстати, этот единственный забитый во вторых таймах мяч — это автогол «Брюгге» в домашнем матче, когда откровенно заскучавший Деян Ловрен решил пробить с 30 метров и мяч от ягодиц вратаря закатился в ворота. Важно понимать: когда центральный защитник решает пробить по воротам с 30 метров, вряд ли это реализация тренерского замысла. Больше похоже на истерику.
Интересно, кстати, наблюдать, как изменился футбол на наших глазах. Раньше матч менеджмент сводился к крикам нынешнего депутата Госдумы Валерия Газзаева «Убери его [отсюда]», а теперь, вишь, продвинутая аналитика, progressive runs и проч., но это так, заметка на полях.
В ноябре в интервью «Фонтанке» Семак сказал: «То, что нужно для выполнения задач, достигнуто не было». Речь идет об итогах трансферной кампании: пришли Ловрен с Венделлом, но это явно не то усиление, на которое рассчитывал главный тренер «Зенита». Насколько я знаю, официальной задачи по выходу из группы перед командой и не стояло. Мой жизненный опыт подсказывает: если официально задача не ставится, то футболисты относятся к ней со всей своей профессиональной ответственностью. Саечка. Бывают исключения, когда играют за свое имя или держа в уме предстоящий трансфер на повышение, но этой осенью было не до того: уже в октябре было видно, что команда устала. Этому есть объективные причины: «Зенит» официально провел больше всего матчей в футбольной Европе начиная с июня-2020, когда возобновился чемпионат страны. Именно поэтому никаких ожиданий у меня перед этой Лигой чемпионов не было: так, вышли, подвигались, одно очко, обидно, конечно, но это более-менее справедливый результат по нынешним временам. Ну не уронил бы Вячеслав Караваев визави в Дортмунде на 77-й минуте, было бы два. Принципиально это сути дела не меняет.
Вчера после матча Витсель, стервец, забивший победный гол Михаилу Кержакову, прошел круг почета после финального свистка и похлопал трибунам. Явно это был жест благодарности за симпатичные годы, проведенные в Петербурге. Болельщики на стадионе ответили взаимной овацией. Надо признать: редкая эмоция в адрес футболиста, который лишил твою команду домашней ничьей. Но она понятна: для большинства болельщиков «Зенита» бельгиец ассоциируется с жирными, тучными временами. Когда покупались два футболиста за 100 миллионов долларов, когда ставилась спорная, но задача выиграть Лигу чемпионов, когда выигрывали пять матчей из шести на групповом этапе.
У меня был отрезок в карьере, когда я стоял за барной стойкой. Неоценимая школа общения с людьми. Однажды в нашу рюмочную, претендующую на эпитет «модная», приливная волна вечера пятницы забросила честного работягу: неаккуратно выбрит, с руками в неотмываемом масле, в джинсах с растянутыми коленками. Уверенно заглотил первую кружку пива с Жигулевских гор. Вторую. А перед третьей, когда уже начало усваиваться, неожиданно спросил меня: а какое, мол, еще есть? Я провел экскурсию по кранам: такая ИПА, такая АПА, вот сорт ACAB — со вкусом травинок со стадиона «Петровский» (не шучу, было и такое в истории крафтового пивоварения самого северного города-миллионера). Мужик подумал-подумал и изрек: не жили богато — не фиг привыкать. И взял третью кружку «Жигулей».
Мне кажется, сейчас «Зенит» — этот мужик.
Федор Погорелов, «Фонтанка.ру»
Согласны с автором?