Трагическую историю двух девушек, которые мечтали создавать мультфильмы, но умерли от коронавируса, придумал 29-летний социальный педагог из Липецка.
Двое из пятнадцати авторов анимационных проектов, отобранных кураторами фестиваля «Кинопроба», умерли от коронавируса, а еще трое не выходят на связь — об этом мир узнал из поста в «Фейсбуке» шеф-редактора студии «Союзмультфильм» Сергея Капкова. На данный момент запись, которую многократно репостили пользователи соцсети и цитировали СМИ, со страницы Капкова удалена без объяснения причин.
«Фонтанка» выяснила, что организаторы фестиваля приняли за реальных людей пятерых «франкенштейнов». Оказалось, что молодой человек из Липецка «запустил» на конкурс анимационных проектов фестиваля «Кинопробы» пятерых вымышленных авторов, а еще два проекта представил во время онлайн-питчинга самостоятельно. На этот шаг молодой человек пошел от отчаяния: он мечтает создать собственную студию анимации, но пока только теряет друзей.
«Чудовищная история, до слёз, до мурашек... Пятнадцать молодых людей прошли селекцию и были допущены до питчинга анимационных проектов на фестивале «Кинопроба», — написал Сергей Капков на своей странице в «Фейсбуке» 4 декабря. — Из пятнадцати пятеро заболели ковидом (каждый третий!) за пару недель до мероприятия. Обещали защищать проекты онлайн, с ними держала связь Наталия Егорова. Но... Одна из девочек — 21-летняя Шура Грушина — умерла. Её отец собирался участвовать вместо неё, в память о ней. Почему-то перестал выходить на связь, видимо, осознал, что смысла в этом уже никакого нет... Но в день питчинга, утром, выяснилось, что зараза унесла жизнь еще одной юной талантливой девушки — 26-летней Наташи Мальгиной. Статистика ужасающая!!! Я уже молчу, что с тремя остальными заболевшими связь тоже пропала, телефоны отключены, на письма не отвечают. Очень хочется верить, что просто передумали. Ещё раз: пять из пятнадцати человек в разных концах страны! Двое скончались. Трое — неизвестно... Молодые, целеустремленные, талантливые! Пожалуйста, берегите себя! Это страшно... Ну и посмотрите на этих девочек, которые мечтали посвятить свою жизнь самому доброму из искусств...»
Под текстом Сергей Капков разместил фото страничек из буклета фестиваля: черно-белые портреты девушек и несколько случайно влезших в кадр строчек, описывающих представленные на питчинг (защиту перед комиссией) проекты.
СМИ тут же растиражировали новость о том, что коронавирус не щадит молодых, а «Фонтанка» принялась за поиски родных Натальи Мальгиной, чтобы рассказать о талантливой девушке из Петербурга. Репост истории умерших от коронавируса девушек сделал в «Фейсбуке» Ефим Шифрин. Но уже в тот момент в комментариях зазвучали тревожные сигналы.
О Шуре Грушиной в биографической справке сообщалось, что в 2020 году она закончила МГУКИ, очное отделение факультета массмедиа и рекламы. Капкову указали на то, что указанный вуз уже несколько лет называется иначе, а среди выпускников-2020 Александра Грушина не значится. Следов девушек не нашли в пабликах фестиваля «Кинопроба», в соцсетях их тоже не оказалось.
На недоверие пользователей Сергей Капков ответил гневной отповедью: «Какое же дно, когда твой пост набирает более 200 комментов и более тысячи реакций. Одна неполноценная (за слово «дура» ей в ответ фейсбук предупредил меня, что я могу быть заблокированным) написала, что я решил хайпануть. Упаси, боже!»
Об умерших девочках Сергей Капков узнал от Наталии Егоровой, которая занималась отбором проектов для анимационной секции фестиваля. Корреспонденту «Фонтанки» он объяснил, что не имеет никакого отношения к организации и общению с конкурсантами.
«Меня поразило сообщение Егоровой о смертях, и я поделился своей эмоцией, — рассказал Сергей Капков. — Расследовать ничего я не хочу, это не моя профессия. Мне достаточно, что помимо работы я очень много делаю как для живых аниматоров, так и для памяти ушедших».
Наталия Егорова в ответ на просьбу помочь связаться с родными Натальи Мальгиной пообещала передать сообщение «Фонтанки» сестре умершей девушки и, если родственница не будет против, дать ее координаты. Организаторы фестиваля не сомневались в правдивости данных, которые предоставили им об «умерших девочках» люди, представившиеся их близкими. Наталия Егорова даже начала работу секции анимационных проектов на фестивале с минуты молчания.
Но история все равно выглядела странно. Короткое расследование «Фонтанки» показало, что Наталья Мальгина и Александра Грушина не числились не только в соцсетях. У них никогда не было домашнего адреса, номера телефона, они не покупали билеты на самолет или поезд, не выкладывали свои рассказы и рисунки на форумах для обсуждения творчества. Кроме того, фото Натальи, очевидно, было «отзеркалено» по вертикали — это заметно по перевернутой надписи на футболке.
Более того, на одном из сайтов обнаружился набор персонажей, полностью совпадающий с конкурсной заявкой Натальи Мальгиной: Сергий, Даниэль, Боюн и Крыса оказались героями комикса художницы по имени Дарья Борсук. Дарья, после разговора с «Фонтанкой», опознала в нескольких строчках над фотографией «умершей» Мальгиной текст, который сама же написала несколько лет назад, когда ей едва исполнилось 17. Персонажи из заявки Шуры Грушиной и упомянутая там планета Мобиус были позаимствованы у другой художницы из интернет-сообщества, в котором вращалась Дарья.
Обоими проектами несколько лет назад интересовался человек по имени Дмитрий Зарницкий.
Молодой человек живет в Липецке, работает социальным педагогом в доме престарелых с зарплатой в 10 тысяч рублей, которые отдает матери, получая лишь десятую часть на карманные расходы. Но мечтает совсем о другой жизни.
Зарницкий принимал участие в том самом питчинге начинающих аниматоров на фестивале «Кинопроба». Под своим именем он представлял проект сериала «Чароворот», а еще об одном — сериале «Дьявольские перчатки» — рассказал «за своего друга» Кирилла Антонова.
На прямой вопрос, знаком ли он с Натальей Мальгиной и Шурой Грушиной, Зарницкий поначалу отвечал, что не обладает необходимой информацией. И предположил, что родственником Натальи может быть «питерский менеджер футбольной команды «Зенит» по фамилии Мальгин», который «приехал в Петербург из Риги».
Но в процессе переписки Дмитрий Зарницкий решил поделиться с корреспондентом «Фонтанки» самым сокровенным. А затем — сделал признание.
«Собственная студия анимации или хотя бы собственное отделение в рамках более крупной студии — моя голубая мечта, — рассказал молодой человек. — И всех людей, кого я знаю в Интернете, хочу видеть в ней. Я говорю это на полном серьезе. В своем собственном городе я абсолютно чужой. В школьные годы пережил настоящий ад по отношению к себе. Все мои многолетние попытки создать студию анимации с теми, кого я знаю, найти хоть какого-то инвестора пошли впустую. В настоящий момент я нахожусь на грани полного отчаяния. Мне уже почти 30, а я до сих пор нахожусь не на своем месте в жизни».
Победителю конкурса анимационных проектов фестиваля «Кинопробы» полагается приз — 50 тысяч рублей. Дмитрий Зарницкий был уверен, что этой суммы ему хватило бы на создание дополнительного аниматика (наброска видеоролика) для продвижения «Чароворота» или «Дьявольских перчаток» на других питчингах, где у этих проектов могли бы появиться реальные перспективы стать сериалами. Чтобы увеличить шансы на успех, Дмитрий подал заявку не только за себя, но и за реально существующего Кирилла Антонова. В заявке Антонова фальшивым был только номер телефона. «Мы с Кириллом год назад поссорились как раз из-за того, что я годами не могу найти инвестора, но при этом заставляю его работать по художественной части, — объяснил Зарницкий. — Он меня отправил в черный список, мол, пока не найдешь инвестора, пока не создашь студию и пока не оплатишь мою работу на голом энтузиазме, можешь мне ничего не писать».
А затем Дмитрий Зарницкий придумал «франкенштейнов».
Он отправил на фестиваль еще пять заявок от имени вымышленных людей. И все эти заявки прошли конкурсный отбор. Более того, Зарницкий и его «франкеншейны» получили семь из десяти мест в шорт-листе анимационной секции «Кинопробы». Как пояснила «Фонтанке» Наталия Егорова, эти проекты соответствовали критериям регламента, были проработаны и по всем параметрам оказались лучше тех, что в шорт-лист не попали.
Вот полный список «франкенштейнов»: Владимир Вершков («Loading» — анимационный сериал), Эдуард Ковзан («Древняя ложь» — анимационный короткометражный фильм), Александра Парфёнова («Город N: падение Селены» — анимационный сериал), Шура Грушина («Охотники на ведьм» — анимационный сериал), Наталья Мальгина («Странники» — анимационный сериал).
Куратор анимационной секции Наталия Егорова рассказала «Фонтанке», что на самом деле сообщений о «коронавирусных смертях» участников питчинга было три. «Отец одной из участниц шорт-листа, Шуры Грушиной, просил защищаться онлайн вместо нее «в память о ней» (нас немного удивило, что он подчеркивал, что на полном серьезе будет бороться за денежный приз, но, повторюсь, ситуация не располагала к подозрениям и расспросам), — говорит Егорова. — Постепенно часть участников шорт-листа перестали выходить на связь, их телефоны оказались заблокированы. В день питчинга мы узнали о смерти еще одной участницы, которая должна была защищаться с сериалом онлайн, — Натальи Мальгиной (нам с её адреса написала ее сестра Ольга и «подарила» её проект, подчеркнув, что права свободны). На следующий день мы узнали о смерти еще одного участника шорт-листа, который должен был защищаться онлайн, — Владимира Вершкова, с которым до этого велась активная переписка. Его последние два письма (и письмо о его смерти от якобы его друга с его же почты) действительно были чрезмерно пафосными и не казались адекватными. Но разве можно судить об адекватности человека, который умирает от болезни?»
Участники экспертного совета питчинга искренне горевали над каждым сообщением о болезни или смерти участников. Но о третьей «смерти» сообщать не стали и не комментировали происходящее до тех пор, пока «Фонтанка» не сообщила им имя автора мистификации.
«На самом деле никто из участников питчинга «Кинопробы» не умирал, — признался Дмитрий Зарницкий. — Пять человек, которые не явились на питчинг, были составлены из кусков разных моих знакомых (эдакие «франкенштейны», то есть фотография одного знакомого, биография другого, проект вообще третьего). Причем во всех их проектах я так или иначе принимал участие. Взять ту же Александру Парфёнову с «Городом N: падение Селены». Присланная фотография принадлежит реальному автору сеттинга, а выдуманное имя — переведенные в женский род имя и фамилия её бывшего парня. Синопсис же истории придуман мной ещё в 2014 году, когда мы вместе с оригинальным автором хотели запустить свой моушен-комикс в студию Narr8 (Наррэйт), которая, как назло, закрылась в конце 2014 года, и проект остался в подвешенном состоянии. В нём я значился как сценарист. То же самое касается и других людей».
Зарницкий уверяет, что не собирался присваивать чьи-то авторские права. Напротив, он хотел, чтобы все его знакомые с их проектами стали частью его будущей анимационной студии.
Заражать кого-то из вымышленных им людей ковидом Дмитрий не планировал. Он собирался отправить на питчинг в Екатеринбурге своего знакомого, но этот план «по ряду причин» провалился. «Потом выяснилось, что и я лично не смогу присутствовать, поскольку моя мать строго-настрого запрещает мне подобные путешествия во время эпидемии, даже если самолёт оплачен, — говорит Дмитрий Зарницкий. — А я любым способом хотел попасть на питчинг. Проблема лишь в том, что моя «игра во франкенштейнов» вышла из-под контроля. Да так, что даже новости на сайтах о гибели двух девушек опубликовали, чего я никак не мог ожидать, учитывая, что они вообще неизвестны ни жюри, ни организаторам питчинга. Я думал, что реакция будет наплевательской, мол, погибли и погибли, всегда найдутся новые. Совсем не ожидал такой заботы о незнакомых людях со стороны уже пробившихся в сфере кино людей».
Теперь Дмитрий больше всего на свете боится штрафа за «коронавирусный фейк» и гнева матери.
Фестиваль «Кинопроба» проводится с использованием президентского гранта. Среди его партнеров — два десятка общественных организаций, театров и департаментов региональных администраций.
«То, что позволил себе участник питчинга Дмитрий Зарницкий, можно квалифицировать как преступление, — говорит директор фестиваля Лилия Немченко. — Он совершил, как минимум, два преступления. Первое — подделка заявок (заметьте, не одной, а пяти), второе — спекуляция на тему смерти, когда реально столько горя в стране и мире. Это даже не аморально, это по ту сторону добра и зла. Мы намерены придать этому поступку юридический статус, ибо цинизм должен быть наказан. И еще я полагаю, что этот человек попадет в «черный список» всех последующих питчингов».
Дмитрий Зарницкий, похоже, не рассчитывал на такой резонанс. «Я вообще не предполагал, что моя чёрно-юморная шалость ради стопроцентного участия в питчинге даст такие результаты. И мне очень страшно, — говорит он. — Я реально не хотел ничего плохого. Простите меня, пожалуйста».
P. S. Победителем анимационного питчинга фестиваля «Кинопроба» стала Пелагея Генералова с проектом «Звездный улов». Именно она получит 50 тысяч рублей, за которые так отчаянно боролся Дмитрий Зарницкий. Диплом фестиваля, который ему полагался как участнику, организаторы высылать в Липецк не станут.
Венера Галеева, «Фонтанка.ру»