Высокоскоростная ж/д-магистраль из Москвы в Петербург без Великого Новгорода не обойдется. «Фонтанка» рассказывает, как нарезали трассу.
О том, что высокоскоростная железнодорожная магистраль Петербург — Москва теперь наверняка захватит и Великий Новгород, накануне рассказал губернатор Александр Беглов. Это, по его данным, принесет проекту миллион пассажиров в год, хотя и заставит удлинить трассу на 21 км. «Фонтанка» выяснила, какие еще характеристики озвучивали на техническом совете, посвященном самому масштабному рельсовому проекту последних лет, и готова набросать портрет.
Великий Новгород действительно включен в предлагаемые варианты трассы, однако итоговый еще предстоит выбрать. На протяжении тех десятилетий, которые ушли на обсуждение строительства, расклад сил менялся, и в какой-то момент более вероятным показался так называемый Западный маршрут — как можно ближе к существующим путям. Именно он был зафиксирован в техзадании на расчет пассажиропотока; различные «новгородские» вариации, в свою очередь, загоняли в тупик соображения экологии и протяженности.
Изменение повестки можно опять же отследить по госзаказу: в 2020 году дочка РЖД АО «Скоростные магистрали» заключила новый контракт — на уточнение различных параметров проекта. Один из пунктов — модель зависимости пассажиропотока от трассировки. На выбор было три варианта: Москва — Санкт-Петербург, Москва — Великий Новгород — Санкт-Петербург, Москва — Валдай — Великий Новгород — Санкт-Петербург.
Небольшое отступление: госкорпорация, судя по всему, закладывается на крайне широкий диапазон сценариев, в том числе геополитических. Среди возможных факторов учитываются, например, введение безвизового режима со странами ЕС, с Китаем, а также закрытие границ России от иностранных туристов.
Если крюк к Новгороду — дело, по сути, решенное, то в какой момент отклоняться к нему на юг, следуя из Москвы, пока не договорились. Есть несколько вариантов: можно сворачивать от Окуловки, можно — от Выползово и Валдая. Старинный вариант с треугольником Тверь — Новгород — Петербург, против которого так выступали экологи, не рассматривается.
Соответственно, от траектории будут зависеть и инвестиции, и загруженность трассы. Если брать за модель Валдайский вариант, то общая протяженность составит 679 км, время в пути при максимальной скорости 400 км в час — 2 часа 15 минут (это без остановок). Для Петербурга ускорение серьезное, но по сравнению с сапсановскими 3,5 часами — не судьбоносное. А вот те же новгородцы смогут почувствовать себя Подмосковьем: сейчас из столицы они добираются за 6 с лишним часов, а по ВСМ смогут за полтора.
Самым загруженным окажется участок Москва — Тверь; непосредственно этим перегоном ограничатся 3,7 млн пассажиров в год, но в целом по нему проедут 20,6 млн; 17,5 млн в общей сложности ждут на перегоне Тверь — Новгород с остановками Логовежь, Садва, Выползово, Валдай и Крестцы; почти полтора миллиона будут адресно курсировать между Новгородом и Московским вокзалом, всего же здесь проедут 18,3 млн. Общий расчетный пассажиропоток ВСМ в 2030 году — 23,3 млн человек.
Приблизительная стоимость строительства всей трассы раньше озвучивалась — это 1,7 трлн рублей. Теперь можно детализировать: самый дорогой и протяженный участок Обухово — Великий Новгород (173,4 км) обойдется в 367,3 млрд рублей; далее, если ехать из Петербурга, надо будет за 316,8 млрд доехать до Выползово, за 266,5 млрд — до Логовежи, за 127,6 млрд — до Твери. Оставшийся до столицы перегон делят на три части — за 128 млрд, 184 млрд и 246 млрд рублей. Петербургский 12-километровый «хвост» от Московского вокзала до Обухово не в пример дешевле: «всего» 62 млрд. Губернатор уже рассказал, что этот участок построят вплотную к действующим путям, чтобы по минимуму затронуть городской ландшафт.
По городским участкам двух столиц планировка территории должна начаться уже в следующем году. После этого три года дается на изъятие и оформление земельных участков. Центральный перегон Тверь — Обухово идет по тому же графику, но с опозданием на год. Всего трасса должна будет пересечь почти 2 тысячи участков, общая площадь — 7,4 тысячи га. Большая часть (77%) — это госсобственность, 15% — собственность третьих лиц. Еще 7% — смешанный вариант, государственное имущество со сторонними правами, 1% — в пользовании РЖД.
По большей части ВСМ поведут через леса и территории с неустановленными категориями использования (38% и 36% соответственно). Сравнительно небольшая доля (19%) у сельскохозяйственных земель, на населенные пункты выпадает 5%. При этом на пути магистрали встают 39 зон с особыми условиями использования территории.
Ранее Минтранс сообщал, что первый поезд должен поехать в 2026 году, но в понимании РЖД ввод намечен на IV квартал 2027-го. При этом правительство не исключало и продления магистрали до Хельсинки, а в концепции РЖД предложено после 2030 года прокопать в Петербурге тоннель, который соединит Московский и Финляндский вокзалы.
Технологически самым сложным в правительстве называют вход в города. Для Петербурга сценарий уже прописан: высокоскоростные поезда пройдутся катком по нынешнему барному кластеру в районе складов Северного страхового общества, здесь появится терминал. Соседствовать с новым железнодорожным дворянством на Московском вокзале из уважения к старшим разрешат только «Красной стреле», остальное дальнее сообщение переезжает на Волковскую.
Николай Кудин, «Фонтанка.ру»