Правительство Петербурга может снять часть ограничений для ресторанного бизнеса. При каких условиях это случится и какие компенсации может получить пострадавший бизнес, «Фонтанке» рассказал глава Ситуационного центра Александр Ситов.
Перспектива новогоднего локдауна была не очевидна для городских властей еще месяц назад. Но негативный сценарий стал базовым так стремительно, что чиновники были вынуждены принимать решение без консультаций с предпринимательским сообществом. Теперь настало время диалога — но лишь с теми, кто готов подчиниться запретам. Со злостными нарушителями право первого разговора — у следователей.
Заместитель председателя комитета по промышленной политике, инновациям и торговле и глава Ситуационного центра по вопросам соблюдения безопасной деятельности Александр Ситов 10 декабря стал гостем программы «Инсайд» в социальных сетях «Фонтанки». Там он в прямом эфире ответил на вопросы читателей, главного редактора Александра Горшкова и корреспондента Галины Боярковой.
По словам Ситова, главной причиной ужесточения режима стало ограниченное число ковидных коек. Запас менее 10% оказался той гранью, когда стали необходимы ограничительные меры.
Решение принималось без консультации с бизнесом из-за скачка заболеваемости. «Сценарий пошел по резко негативному пути, поэтому решение принималось с трудом и в сжатые сроки. От недели к неделе рост заболеваемости доходил до 21%, в среднем — 17%. За месяц она возрастала в разы», — пояснил глава Ситуационного центра.
Вариант ввести локдаун уже после каникул, чтобы не лишать предпринимателей заработка, не рассматривался. «Экономика очень важна, но она находится на втором месте после сохранности жизни», — заявил Ситов. Возможности заранее предупредить бизнес у властей тоже не было: «Месяц назад могли пойти по другому сценарию, и система здравоохранения выдержала бы без каких-то запретов».
Новогодние запреты вводились на основании прогнозных данных. Но есть надежда на корректировку. «Сейчас ситуация стабилизировалась, если пойдет какое-то снижение, эти ограничения будут пересмотрены в сторону смягчения», — сказал Александр Ситов.
Показателями, на которые ориентируется Смольный, принимая решения об ужесточении или ослаблении коронавирусного режима, являются количество госпитализаций и заболеваний в день, от которых зависит доля свободных коек. По словам Ситова, 9 декабря было госпитализировано 800 человек, чуть меньше трети от количества заболевших. Запас свободных коек составляет 6%. Число заболеваний и госпитализаций уже неделю «значительно не растет»: «Можно сделать вывод, что у нас возникает некоторое плато». Ситуация уже не похожа на неконтролируемый рост, который был неделю назад. «Надежда [на смягчение ограничений] есть, она большая», — говорит глава Ситуационного центра.
Послабления, которые обсуждают чиновники, коснутся в основном ресторанного бизнеса. Ранее предприниматели предложили закрыть их лишь на 30 декабря — 1 января. А до Нового года и после разрешить работать до 23:00. В Смольном обещали подумать. О возможности смягчения ограничений для других видов отраслей (например, музеев и театров) чиновники говорить не готовы.
Но даже нынешние меры не нанесут серьезного урона. «Если ограничения останутся как есть, это 3,5% закрытости городской экономики», — пояснил Александр Ситов. Сейчас показатель составляет 2%.
Пострадавшим от ограничений предпринимателям чиновники готовы оказать поддержку. Рестораторам уже предложили запускать «зимние кафе» и открыть дополнительные места на ярмарках.
Также Смольный намерен перезапустить программу льготного кредитования, для чего докапитализирует Фонд содействия кредитованию малого и среднего бизнеса на 500 млн рублей. В соответствии с ней, пострадавший бизнес может взять заём по льготной ставке (первый год под 1%, далее 2% и 3%). Если компания сохранит численность сотрудников, можно обратиться за субсидией в размере займа.
Если программа будет одобрена, она заработает в январе. Ею смогут воспользоваться общепит, туристическая отрасль, event-индустрия и сфера развлечения. На кредит-субсидию будут претендовать также заведения, которые продают алкоголь. Этой возможности они были лишены во время действия первой версии программы, так как закон запрещает давать льготу продавцам подакцизных товаров. Но Смольный рассчитывает в ближайшее время получить от Министерства экономического развития разъяснения, которые позволят снять этот запрет.
Городские чиновники готовы вести диалог с бизнесом — в том числе и тем, который демонстративно нарушает его запреты. Но разговаривать с самым известным ковид-диссидентом от общепита — Александром Коноваловым — будут уже после окончания следственных мероприятий. Ранее «Фонтанка» рассказывала о созданной предпринимателем карте барного сопротивления. Попытка ковидного бунта окончилась визитом правоохранительных органов в бар Commode, итогом которого стали задержания и два уголовных дела. В процессе штурма заведения стражи порядка активно орудовали дубинками, причем, по словам барменов, досталось и сотрудникам, и посетителям. Затем состоялась встреча бизнеса и власти, которую инициировал городской прокурор, а протестующих рестораторов обвинили в неуважении аж из самого Кремля. Вскоре Коновалов закрыл доступ к карте и заявил, что единственной его целью было привлечь внимание к проблеме.
«К бизнесу добросовестному все эти бары никакого отношения не имеют. И дело не в 23 часах. Нарушений же целый букет. Отсутствие лицензий на продажу алкоголя; не только алкоголем они там торгуют, и такие факты выявлялись, зафиксированы правоохранительными органами; смена юридических лиц; часть юрлиц отсутствует или находится в стадии банкротства, которые предъявляются; отсутствие контрольно-кассовой техники; уход от налогообложения — как вторичная история. Хотелось бы понимать, что из перечисленного говорит о том, что это действительно бизнес», — пояснил позицию Александр Ситов.
Петербуржцы и гости города, которые на свой страх и риск решат посетить бары из карты сопротивления в неурочное время, рискуют встретить приключения. Как минимум им грозит административный штраф в размере 4000 рублей (по закону Санкт-Петербурга, ответственность за посещение общепита во время действия запрета также возложена на граждан. — Прим. ред.). «Он может быть оформлен как на месте, если у гражданина есть документы с собой, так и, возможно, придется доставлять их в отделение полиции для выяснения личности», — сказал Александр Ситов. Других рисков (например, получить дубинкой, как посетители Commode. — Прим. ред.) нет, считает чиновник. Оценку действий силовиков на улице Рубинштейна даст следствие.
А вот ответственности за посещение ночных богослужений для граждан не предусмотрено — даже если численность мероприятия превысит допустимую норму в 50 человек и при этом не будет согласования со Смольным. Избирательность подхода накануне емко обозначила пресс-секретарь губернатора Инна Карпушина: «Как вы себе представляете рейды в церкви? Церковь — это не бар, отношение разное».
Галина Бояркова,
«Фонтанка.ру»