По счастливой случайности владелец магазина восточных товаров, чая, сувениров, косметики и благовоний встретил локдаун во всеоружии.
«Год начался с того, что в конце января я заказал около 200 респираторов FFP2, полумаски со сменными фильтрами 3M, так как этим летом планировал заняться обработкой автомобилей от коррозии. Маски с фильтрами были нужны для мастеров, которые будут заниматься обработкой, а респираторы FFP2 предназначались клиентам, которые захотят наблюдать процесс обработки в ремзоне, — рассказывает Павел, владелец магазина. — К моменту локдауна у меня был полный комплект защитных средств. Респираторы FFP2 мы раздали своим клиентам бесплатно, чтобы они не бегали по аптекам, покупая их по 100 руб. за шт., а с продавцами мы надели полумаски с фильтрами и начали работу. Первую неделю было очень тяжело находиться по 10 часов в закрытой маске — нехватка воздуха сказывалась на скорости работы. Со второй недели мы приноровились, и стало полегче. Мы заготовили антисептики для влажной уборки магазина, а также антисептики для рук сделали на основе самогона (80 градусов) и эфирного масла чайного дерева. Как выяснилось позже, на сайте ВОЗ была рекомендация по изготовлению антисептика в домашних условиях, и наш соответствовал требованиям, предъявляемым к этим средствам».
По словам предпринимателя, в марте и апреле спрос на товары снизился на 40% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. С мая по сентябрь продажи постепенно росли. «В октябре продажи внезапно выросли вдвое относительно прошлого года, и это стало для нас полной неожиданностью, — делится бизнесмен. — Ноябрь — динамика октября не сохранилась, и продажи упали, вернувшись на показатели ноября-2019».
Еще в апреле владелец магазина спланировал закупку товаров таким образом, чтобы удовлетворить спрос и иметь максимально широкий ассортимент до февраля 2021 года. «Пока большинство магазинов уходили в онлайн, закрывали точки продаж, я не захотел следовать тренду и занимался тем, чтобы сохранить оффлайн точку продаж, — рассказывает Павел. — Я считаю себя в некотором роде диссидентом онлайн-торговли, потому что она убивает все удовольствие от процесса общения с покупателем; «сухая» покупка не идет ни в какое сравнение с тем, когда приходишь в магазин, проникаешься его атмосферой, размеренной музыкой, когда ты трогаешь товар руками, и у тебя появляется эмоциональная связь с предметом интереса. Более того, у нас очень крутые продавцы, и общение с ними — это отдельное удовольствие, которое нельзя воссоздать в онлайн-торговле».
За помощью к государству предприниматель решил не обращаться. «Мы не сокращали штат и могли получить выплату 12 300 рублей на сотрудника, так как все продавцы официально трудоустроены, но я не стал за ней обращаться. Пусть её получат те, кто реально лишился работы и не имеет средств к существованию, а до тех пор, пока у меня есть руки и ноги, пока могу свободно перемещаться, я найду способ обеспечить себя, — рассуждает Павел. — Спасибо государству и на том, что не стали поголовно закрывать торговлю — это уже неплохо. Ресторанам и точкам питания сочувствую, ребята приняли на себя тяжелый удар, и для многих из них этот год станет концом».
Проект по поддержке малого бизнеса Петербурга «Покупай у своих» приглашает петербургских предпринимателей на карту: отмечайтесь, рассказывайте о своих товарах и услугах и, по желанию, предлагайте читателям скидку по промокоду FONTANKA.