Никогда ещё организация воздушного движения не вызывала такого бурного интереса широкой общественности, как в декабре 2020 года.
Ещё бы, ведь никогда прежде причиной скандала в границах московского узлового диспетчерского района не становились фаллосообразные траектории, идущие вразрез с духовными скрепами. Впрочем, за внешними признаками воздушного хулиганства кроются куда более серьёзные изменения, скрытые от глаз пассажиров, но серьёзно влияющие на их кошельки.
Противостояние «Победы» и Росавиации началось чуть ли не с самого появления авиакомпании. Лоукостер с патриотично-оптимистичным названием на территории СНГ был недоволен неоптимальными маршрутами прилета и вылета в Москве, куда стекается до 80% трафика внутренних рейсов в России. Пилоты неоднократно просили у авиадиспетчеров уйти с маршрутов и срезать углы, и неоднократно получали отказ в «спрямлениях». Росавиации потом даже пришлось выпускать отдельные разъяснения в духе «мы бы и сами бы не против, но советские традиции не позволяют».
Кульминацией зревшего конфликта стал «победный» сразу в нескольких смыслах рейс в Екатеринбург, когда пилотам якобы для проверки навигационной системы самолёта пришлось развернуться на маршруте, а затем выполнить две орбиты севернее и южнее воздушной трассы. Траектория их полета напомнила хулиганские зарисовки из средней школы. Такое явное попрание устоев не могло пройти незамеченным. Глава Росавиации Александр Нерадько, как и положено ответственному руководителю, пошёл жаловаться старшим товарищам на генерального директора «Победы» Андрея Калмыкова.
Для расследования последствий серьёзного расшатывания скреп была собрана комиссия. Специалисты выяснили, что за сутки до удавшейся выходки «Победа» подавала план на полёт в Петербург, где часть маршрута была представлена в виде двух полуокружностей и продолговатой части между ними. Тогда последствий удалось избежать только благодаря активным действиям авиадиспетчеров, которые сначала потребовали объяснений от «Победы», а потом запретили пилотам отклоняться от воздушной трассы. «А вы фигуру-то видели, какую хотели нарисовать?» — приводится в отчете комиссии вопрос петербургского авиадиспетчера к экипажу «Победы». «Я всё понимаю, я не особо был рад этому. Мне сказали, флайт-план подали, я делаю, вы не согласовались, я только рад», — оправдывался в эфире пилот.
В «Победе» необходимость рисования фаллосов в воздухе сначала объяснили тренировкой по сливу топлива. Когда оказалось, что на Boeing 737–800NG слив топлива не предусмотрен, сослались на поддержку капитана сборной России по футболу Артёма Дзюбы. Его интимное видео незадолго до этого слили в Сеть шантажисты. В результате, несмотря на обиду Александра Нерадько, «Победа» отделалась малой кровью и одним заместителем Андрея Калмыкова. Спустя месяц, 12 декабря, Росавиация опубликовала НОТАМ для закрытия части воздушного пространства рядом с Москвой на два часа. Обведя контуры временной запретной зоны, некоторые авиаторы увидели «пробу пера» Росавиации, которая продолжает «победные» традиции.
За обсуждением анатомических художеств почти ускользнула куда более важная тема. 3 декабря 2020 года в московской воздушной зоне ввели изменения, которых авиакомпании ждали без малого лет 30. Изменения задержались то ли из-за медлительности российских авиационных чиновников, то ли из-за военных, которых устраивала существующая структура воздушного пространства. Однако, наконец-то, высоту полёта в Москве стали измерять в футах и от уровня моря, а не в метрах от уровня земли. Наконец-то гражданским пилотам при переходе со стандартного давления на местное не нужно больше пересчитывать высоты и давление по табличке, а можно вводить их в бортовой компьютер, так же как в воздушном пространстве большинства стран. В Петербурге эти изменения ввели ещё в феврале 2017 года. Как и в Северной столице, в Москву нововведения пришли вместе с новыми схемами вылета и прилета, которые в свою очередь вызвали более неоднозначную реакцию.
Вместо более быстрого прибытия и отправления новые маршруты значительно удлиняют путь самолётов. В том числе на неоптимальных эшелонах. Известный в авиационных кругах пилот «Победы» Алексей Кочемасов рассказал, что время набора высоты при вылете из Внуково и снижения во время прибытия увеличилось почти вдвое, а расход топлива увеличился минимум на 500 кг. «Что касается прилета, то это вообще «цирк с конями»!» — поделился он со своими читателями на странице в «Фейсбуке». Он справедливо считает, что за перерасход горючего заплатит пассажир из своего кармана, а при грозовой деятельности самолеты будут не снижаться, а уходить на запасные. Новые схемы в некоторых частях составлены настолько некорректно, что автопилот отказывается им следовать. В доказательство своих слов он приводит статистику по отклонениям от заданных маршрутов в первые дни действия новой структуры воздушного пространства.
У других пилотов вызывают удивление измененные процедуры в аэропортах. Например, при заходе на 24-ю полосу во Внуково глиссада (финальная часть захода на посадку) начинается теперь всего на 1000 футах. «Это притом что современная концепция предполагает, что воздушное судно на 1000 футах уже стабилизировано, в посадочной конфигурации, на расчетном режиме, все процедуры выполнены и прочитаны все карты контрольных проверок», — отмечают пилоты.
У некоторых возникло ощущение, будто изначально гармонично составленные схемы пришлось перекраивать из-за россыпи запретных для полетов зон около Москвы. Они расположены над правительственными и военными объектами, дачами уважаемых людей и другими важными для безопасности страны территориями. Иначе чем ещё объяснить, что авторы вводимых в 2020 году схем будто оказались незнакомы с современными технологиями организации воздушного пространства? Одна из них — Continuous descent approach (CDA), согласно которой самолёт бесступенчато снижается с эшелона до самого входа в глиссаду с минимальным расходом топлива. Чем ещё объяснить, что готовящиеся много лет поправки вовремя не отправили поставщикам электронных карт Jeppesen и LIDO? А потом, не откладывая ввода новой структуры воздушного пространства, оставили пилотов без необходимых рабочих инструментов минимум на месяц.
Разумеется, пилоты «Победы» не смогли остаться в стороне. Дмитрий Ларионов записал видеообращение, в котором заявил, что полёт без актуальных электронных карт является нарушением безопасности полётов. Спорное утверждение подхватили за пределами авиасообщества. На сайте петиций Change.org неравнодушные потенциальные пассажиры потребовали от президента Путина и вовсе запретить рейсы в Петрозаводск, Астрахань, Ижевск, Киров, Курган, Магас и Ярославль. К моменту публикации под петицией подписалось более 30 000 человек.
Понятно, что отсутствие электронных схем на борту добавляет работы пилотам, но точно не ставит под вопрос безопасность полётов. Достаточно вспомнить, что российские авиакомпании стали закупать планшеты для пилотов не так давно, в 2012–2013 годах. До этого большинство полетов выполнялось по бумажным картам. Да и обновление электронных схем происходит раз в месяц, а значит пилотам осталось ждать всего пару недель. Однако даже в обновленных картах останутся неоптимальные схемы, недостатки которых ещё будут долго сказываться на производстве полетов в самой загруженной воздушной зоне страны.
Андрей Меньшенин