Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Афиша Plus Книги Куда пойдем сегодня «Хулиганили, дрались, подкладывали железки под поезда... Алексей Герман вовсе не был "гогочкой"»

«Хулиганили, дрались, подкладывали железки под поезда... Алексей Герман вовсе не был "гогочкой"»

16 369

«Фонтанка» публикует фрагмент статьи Льва Лурье «Поколение Германа. Ленинград, послевоенный и оттепельный. Контекст взросления», написанной для книги «Герман». Она выходит в издательстве «Сеанс»

11 января из печати выйдет книга «Герман» — о режиссере Алексее Юрьевиче Германе (1938–2013), снявшем фильмы «Проверка на дорогах», «Двадцать дней без войны», «Мой друг Иван Лапшин», «Хрусталев, машину!» и, наконец, «Трудно быть богом». Книга публикуется в «Черной серии» издательства «Сеанс», начатой изданиями «Сокуров», «Муратова», «Балабанов» и «Расторгуев». Среди авторов статей — Любовь Аркус (составитель этой книги и друг Алексея Германа), Алексей Герман-младший, Михаил Ямпольский, Олег Ковалов, Дмитрий Быков и другие.

С разрешения редакции «Сеанса» «Фонтанка» публикует фрагмент издания — часть статьи историка Льва Лурье о семье режиссера и жизни в послевоенном Ленинграде, безусловно, оказавшем влияние на становление Мастера.

Обложка книги «Герман» издательства «Сеанс».

«В 1990‐е годы я работал на телевидении и придумал записать большое интервью с Алексеем Германом. Он незаслуженно хорошо ко мне относился, привечал. К тому же Герман был великолепным рассказчиком. Сложность заключалось в том, что с нами работал очень смешливый оператор, Игорь Юров, а Герман так забавно рассказывал, что снимать было невозможно: сначала хохотал Юров, потом вся группа. Раз за разом интервью срывалось. Из этих прекрасных, увы, не записанных бесед я и узнал о первых детских воспоминаниях Германа.

Когда мы говорим про Алексея Германа, важнее всего его родословная. Он родился в семье известнейшего советского писателя‐классика — Юрия Павловича Германа, причем — как это не часто случалось в советской литературе — писателя, любимого читателями и обласканного властью. Его книги читаются без отрыва, Герман‐старший умеет — что для русского писателя редкость — хорошо строить сюжет, наблюдателен. Он офицерский сын — из не такой уж и маленькой плеяды дворянских детей, которые сумели вписаться в советскую действительность, как, например, Константин Симонов или Сергей Михалков. Но, в отличие от Симонова и Михалкова, он близок к партийному руководству никогда не был.

Что мы знаем про Юрия Павловича Германа? Это, конечно, был победительный красавец, человек невероятного обаяния (что унаследовал и сын), любитель всех земных наслаждений: выпивка‐закуска, женщины... При этом — человек рабочий, пороки не были его главной чертой. Круг общения — соответствующий: люди исключительно порядочные и — как было принято злобно говорить в эмиграции — «подсоветские». То есть в конфликте с советской властью они не состояли. Это Вера Панова, Ольга Берггольц, Леонид Рахманов, Иосиф Хейфиц, Григорий Козинцев и стоявший несколько в стороне Евгений Шварц — ленинградская статусная интеллигенция.

«Мой друг Иван Лапшин» — один из лучших портретов поколения Юрия Павловича Германа. Бóльшая часть этого поколения сгинула в 1937 году. В фильме об этом напрямую не говорится (это скрытый ракурс, подтекст), хотя зритель догадывается: герои 1937‐й не переживут. Страх будто бы спрятан за всеобщим воодушевлением... В этом непроговариваемом — особая оптика Германа. Большевики по‐петровски грубо пытались привнести в деревенскую страну элементы цивилизации. И это, разумеется, увлекало огромное количество людей, поэтому для Юрия Павловича Германа или, скажем, Ольги Федоровны Берггольц «советская политика» легко соотносилась с тем, во что они сами верили. Они не притворялись и не придуривались, жили по правде. Они не были белыми, которые хотели казаться красными. Они скорее были красными, которые постепенно становились розовыми. Такая эволюция.

Родился Алексей Герман в 1938 году, отцом он был любим. Детство провел на Северном фронте (Юрий Павлович служил там военным корреспондентом); про это время спустя годы по отцовским очеркам он написал сценарий «Торпедоносцы», который поставил Семен Аранович.

То очень важное поколение, к которому принадлежал Алексей Герман, с легкой руки критика Станислава Рассадина стало называться «шестидесятники». Хотя, строго говоря, следовало бы говорить «пятидесятники». Росли они в самое жесткое сталинское время; детство их было тяжелым — война, блокада, эвакуация, разруха, сталинский террор. Ключевым же событием для них стал XX съезд КПСС. Это поколение, которое, выражаясь словами Ле Карре, вышло из холода...

——

После войны Германы переехали на дачу в Комарово.

Советские ученые в то время работали над атомным оружием, наука была делом первостепенным, поэтому «академические» дачи — это в некотором смысле объект стратегический. Установка власти: чтобы советский ученый хорошо работал, надо создать ему необходимые бытовые условия для труда и отдыха. И для ученых устраивают несколько таких особых «дачных поселков» — подмосковные Переделкино и Жуковка, ленинградское Комарово. В общем, это напоминало то, что сделал Берия, — шарашки — некие места, куда селили более‐менее заметных людей, представителей культуры и науки.

«Академические» дачи строили пленные немцы из сборных конструкций, которые финны поставляли по контрибуции. Но в Комарово был и настоящий русский лагерь — небольшая зона.

Дачу в Комарово давали за некоторый вклад в развитие культуры и науки Советского Союза — причем вклад совершенно разный. Например, Борис Соломонович Мейлах получил дачу за основополагающий труд о том, что думал Ленин про литературу. А онколог Николай Григорьевич Хлопин, как полагают, построил дом на деньги, которые брал с раковых больных. В «академическом» Комарово после войны поселились математики Владимир Иванович Смирнов, Юрий Владимирович Линник, зоолог и геолог Лев Семенович Берг и другие.

Постепенно, поскольку «академические» дачи были очень лакомыми, академиков начали выбирать по признаку партийности, в том числе и в гуманитарных науках, и их качественный состав сильно изменился. Это также сказалось и на Комарово. По какому принципу товарищ Сталин раздавал дачи? Советские начальники типа Никиты Хрущева или Фрола Козлова получали дачу и машину только во временное пользование, пока находились на соответствующей должности; потом дачу занимал другой начальник, как в дореволюционной России — это была «аренда», часть заработной платы; и еще на дрова давали. Жены выдающихся советских ученых — знатные «академические» дамы — сумели добиться, чтобы дачи переходили по наследству. Так удивительным образом ученые оказались в лучшем положении, чем ответственные работники.

В комаровских домах творчества писателей, архитекторов и журналистов можно было встретить всех ленинградских знаменитостей. Иногда туда даже приезжали иностранцы.

Германы получили дачу в долгосрочную аренду, конечно, не в «классическом», «академическом» Комарово, а в «интеллигентском» — в сторону Щучьего озера, но при этом неподалеку от железнодорожной станции. Дачный сарай они сдавали лауреату Сталинской премии Иосифу Хейфицу, временно находящемуся в полуопале.

Пока родители Германа отсутствовали, маленький Леша жил у Евгения Шварца. Добрый сказочник занимался с ним математикой и играл в карты. В ту пору Герман не понимал, что перед ним — великий писатель. Шварц казался ему симпатичным, но довольно занудным старичком, который приставлен следить за его поведением и учебой.

В Комарово Герман рос в разнородном, противоречивом окружении: с одной стороны, дети переселенцев из Киргизии, с другой — дети советских писателей. «Комаровские» ученые были во многом благополучнее литераторов, обеспеченнее; у многих был собственный автомобиль и личный водитель, своих детей они отдавали учиться в Ленинград. А Герман ходил в школу в Комарово. Как передать атмосферу сельской школы в послевоенные годы? — Надо сказать, что у многих учеников были вши.

Ближайшим приятелем Алексея Германа был сын советского писателя‐доносчика Петра Капицы — Саша, веселый, жовиальный человек (в конце концов, сын за отца не отвечает). Чего они с Германом только ни вытворяли: хулиганили, дрались, подкладывали железки под поезда... Алексей Герман вовсе не был «гогочкой».

Но буйная, уличная, комаровская жизнь удивительным образом сочеталась с домашней интеллигентной атмосферой «высокопоставленной» советской семьи: торжественные обеды, мясо с Кузнечного рынка, ветчина и «Цинандали» из Елисеевского магазина.

И Прокофьев со Шварцем, и Панова с Кочетовым жили в странной «комаровской близости», в своеобразном «гадюшнике». Именно так, и совершенно справедливо, назвал ленинградскую писательскую среду исследователь Михаил Нафталиевич Золотоносов: он исследовал заседания Ленинградского отделения Союза писателей СССР (ЛОСП) и на основе стенограмм восстановил историю травли Ахматовой и Бродского, уничтожения целой группы талантливых литераторов. Основу ЛОСПа составляли отвратительные невежды, мнение которых считалось беспрекословно авторитетным: какая‐нибудь Вера Кетлинская в писательской среде того времени была в сто раз важнее, чем Анна Ахматова.

——

Вернувшись из Комарово в Ленинград, семья поселилась в доме 7 на Марсовом поле. Это ампирное здание, построенное архитектором Антонио Адамини, разными фасадами выходит на Марсово поле, реку Мойку и Аптекарский переулок. Во время войны дом пострадал от немецких бомб, был восстановлен, и с 1946 года квартиры в нем предоставлялись известным деятелям культуры и науки. Кроме Германов здесь жили ведущие писатели Ленинграда: Вера Панова и Леонид Рахманов, чья дочь стала женой летописца литературного поколения «шестидесятников» Якова Гордина. По соседству жила семья лауреата Сталинской премии Бориса Чирскова. В одной парадной с Чирсковыми жила семья Бориса Мейлаха, его сын Михаил — будущий известный филолог, узник политлагерей. Их соседями была семья писательницы Нины Катерли.

Алексей Герман пошел в школу №210. Обучение тогда было раздельным. И для Германа это было время битвы молодых самцов рогами. Он попал в «уголовное царство»; это единственная крупная молодежная контркультура, оппозиционная советской власти.

Послевоенный Ленинград — это город, где подавляющее большинство населения зависит от карточек. Люди живут в подвалах и на чердаках, теснятся в многонаселенных коммунальных квартирах, нередко прямо в пустующих цехах заводов устраивают огромные многосемейные общежития. Хотя война закончилась, милицейские отчеты напоминают сводки о боевых действиях. В городе грохочут выстрелы, гибнут простые граждане и сотрудники милиции. Раздобыть боеприпасы не составляет труда, ведь четыре года вокруг Ленинграда шли бои. Подростки собирают по лесам стволы, как грибы. За один только 1945 год количество убийств и ограблений в Ленинграде возросло в два раза. Подростковые шайки действуют скопом, снимают с прохожих прямо на улице пальто, ботинки, драгоценности, вырывают карточки, воруют белье с чердаков.

Шпана, как называли хулиганов в Ленинграде, имела особую униформу. Они носили фиксы — металлические накладки на зубы. У них были ремни с тяжелыми пряжками — для драки. За поясом или в кармане лежала финка — позаимствованный из соседней Финляндии нож «пукко» с наборной ручкой. Обязательным головным убором была туго натянутая на уши серая кепка букле, называемая по таинственным причинам «лондонка». К ней прилагались белый шелковый шарф и черное двубортное драповое пальто. Широкие брюки лихо заправляли в сапоги.

Шайки шпаны были организованы по топографическому и феодальному принципу. Их костяк составляли молодые люди, обитавшие в родном дворе или квартале. Во главе стояли один или два вожака, которые, как правило, уже имели неприятности с милицией. Время от времени происходили схватки между дворами, кварталами. Иногда шайки объединялись для битвы район на район — скажем, шкапинские против василеостровских.

Драки эти были беспричинными, они напоминали турниры по боям без правил. В 1944 году банда Бориса Королева по кличке Король, состоящая из учеников школы №206, устроила драку с применением оружия в кинотеатре «Колос» и среди бела дня изнасиловала женщину‐милиционера в Екатерининском садике.

Все школьники обязаны были соблюдать лояльность по отношению к этим хозяевам уличной жизни и платить дань. Взамен им обеспечивалась безопасность от чужаков в родном квартале.

Такой образ послевоенного Ленинграда нашел отражение в одном из самых страшных фильмов Германа — «Хрусталев, машину!»: безликая толпа, серая масса, которую режиссер так ненавидел, жестоко насилует человека. Эта же масса противостоит и начальнику уголовного розыска Лапшину в одноименном фильме».

Издание доступно в предзаказе на сайте журнала «Сеанс» https://seance.ru/

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях