Пользователь «Хабра» LMonoceros 13 января написал, что решил проверить уровень защищенности корпоративной сети РЖД спустя год после того, как его коллега за 20 минут взломал wi-fi-сеть поезда «Сапсан». По словам хакера, за 8 часов он получил доступ к внутренним сетям компании и камерам видеонаблюдения в Уфе, Костромской области, Новосибирске и Омске, не садясь в поезд.
LMonoceros воспользовался находкой коллеги — тот, взломав сеть «Сапсана» в 2019 году, сообщал: на диске, к которому он получил доступ, есть VPN в сети РЖД. Как рассказал LMonoceros, с помощью VPN он действительно обнаружил более 20 тысяч устройств с заводскими паролями.
Некоторые из них ведут к камерам видеонаблюдения — не только наружным, установленным на вокзалах Уфы, Костромской области, Кемерово, Новосибирска и Омска, но и офисным. Другие привели к «чему-то похожему» на мониторинг состояния систем обеспечения здания и систему управления кондиционированием и вентиляцией.
По мнению автора, для взлома сети РЖД и отключения камер видеонаблюдения на железных дорогах гипотетическому злоумышленнику потребуется неделя. Хакер отметил, что уязвимости в корпоративных сетях появляются «из-за ошибок или специальных действий безграмотных сотрудников». «Я старался достаточно жирно намекнуть на узкие места, не раскрывая деталей, и надеюсь, что специалисты РЖД их всё же увидят», — заключил LMonoceros.
В РЖД ТАСС сообщили, что проводят расследование «по публикации в открытом источнике данных, связанных с информационной безопасностью одного из подразделений холдинга», но отметили: утечки персональных данных клиентов холдинга не произошло, угрозы безопасности движения нет.
«Компания открыта и приветствует предложения по усовершенствованию собственной IT-инфраструктуры, при этом выступает против неправомерного доступа к информационным системам и публикации данных, связанных с информационной безопасностью, в открытых источниках. Напоминаем, что неправомерный доступ к компьютерной информации является уголовным правонарушением», — заявили в пресс-службе РЖД.